Промышленное развитие

 

В структуре промышленности России, ее размещении, организации, техническом оснащении, в составе рабочих в тот период наблюдались явления, неизвестные или почти неизвестные в предшествующем столетии.

Отличительной чертой дореформенной экономики являлось неравномерное размещение промышленного производства по территории страны. Основными промышленными губерниями были центрально-нечерноземные и северо-западные. На их долю в начале 60-х гг. XIX в. приходилось 70% стоимости всего промышленного производства. Наиболее высоким уровнем отличались три губернии — Петербургская, Московская и Владимирская. Общий уровень промышленного развития других районов был намного ниже: Черноземный центр — 6,6 %, Украина — 5,1 %, Урал - 4,4 %.

Среди отраслей доминирующее положение занимала обрабатывающая промышленность. Внутри этой отрасли главными были текстильная (хлопчатобумажная, полотняная, шерстяная, шелковая) и винокурение. В тяжелой промышленности преобладала металлургия (черная) и металлообработка.

Характерным явлением для промышленности России того времени являлось параллельное и взаимосвязанное развитие всех трех форм организации промышленного производства: ремесла, мануфактуры и фабрики. Наряду с общим интенсивным ростом крестьянских промыслов, мелкой городской промышленности, мануфактур, усиливался процесс перерастания мелкотоварного производства в мануфактуру, переход от мануфактуры к фабричному механическому производству.

Мелкое товарное производство в сфере обрабатывающей промышленности по числу работников и по размерам выпускаемой продукции превосходило крупную промышленность. Оно производило товары для массового потребления крестьянства и низов городского населения (ткани, обувь, одежду, посуду, домашнюю Утварь, сельскохозяйственный инвентарь, строительные детали и ПР). В то же время возникли новые виды промыслов, обслуживавшие интересы дворянства и городской верхушки (шелкоткачество, изготовление галунов и позументов, кружевное дело), а также художественные промыслы (изготовление ковров, лубочных картин, игрушек, икон). В первой половине XIX в. развитие мелкотоварного производства характеризуется углублением хозяйственной специализации отдельных регионов, усилением обмена между ними и возрастанием роли посредников-скупщиков готовой продукции.

Мелкое, преимущественно крестьянское, производство перерастало в мануфактуру различного тина — рассеянную, смешанную и централизованную. Наиболее массовой являлась мануфактура с раздаточной системой, светелками (особыми ткацкими избами в деревнях), скупщиком и прочими атрибутами раннска-питалистических отношений. Капиталистическая мануфактура, в том числе и выраставшая из мелкотоварных промыслов, явно вытесняла мануфактуру, основанную на принудительном труде, которая тем не менее, продолжала существовать до самой реформы 1861 г.

Совокупность экономических, социальных и Начало политических сдвигов, происшедших в резуль-промышлен- тате перехода от мануфактуры к фабричной ного перево- стадии капиталистического производства, при-Рота нято называть промышленным переворотом.

Этот процесс имел две стороны — техническую (переход от ручного труда к машинному) и социальную (формирование промышленной буржуазии и промышленных наемных рабочих). Большинство историков и экономистов относят начало промышленного переворота в России к рубежу 30-40 гг., а его завершение к 80-90 гг. XIX в. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной), позднее — в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике возрастает производительность труда (к середине века в три раза), ускоряются темпы экономического развития, постепенно меняется отраслевая структура промышленности.

С начальной стадией промышленного переворота в России связывают целый ряд изменений. К их числу относят начавшиеся систематичные технические преобразования в отдельных отраслях производства: установка паровых котлов и паровых машин, применение механических веретен в бумагопрядении, механических ткацких станков в ткачестве, цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании, механической выделки бумаги на писчебумажных предприятиях, пудлингования в металлургии и т.д.

Перераспределение удельного веса между обраба-Металлурги- тывающей, главным образом текстильной, и гор-ческая про- нозаводской промышленностью началось уже в

мы шлеи- самом начале столетия. Главенствующее место ность России в поставке железа на международный ры-

нок довольно быстро утрачивалось. Основанное на крепостном труде и отсталой технике, горнозаводское производство оказалось неконкурентоспособным и его продукция вытеснялась английским, значительно более дешевым железом, производившимся методом пудлингования. В начале века Россия еще экспортировала более 1/3 производимого ею металла, но уже к середине 30-х гг. эта цифра не достигала и 1/5. Основную роль в горнозаводской промышленности по-прежнему играл Урал, дававший около 4/5 продукции. Продолжали действовать и отдельные сибирские заводы, и так называемые замосковные, расположенные в центральных губерниях Европейской России. Южный металлургический центр, которому принадлежало будущее, еще не сложился: казенный Луганский завод, созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным. Он, однако, сыграл в это время значительную роль в развитии каменноугольного промысла в Донецком бассейне.

К началу XIX в. в России насчитывалось 190 металлургических заводов. Накануне реформы эта цифра почти не изменилась: уральских числилась 172, по Замосковному горному округу в 1850 г. — 40, из которых один только еще строился. В металлургической промышленности строительство заводов и рост выпускаемой продукции чрезвычайно замедлились. Выплавка чугуна, составлявшая по Уралу в 1800 г. 7,97 млн пудов, к 1843 г. достигла всего лишь 9,83 млн пудов. Только перед самой реформой наметилось известное движение вперед: в 1859 г. — 13,6 млн пудов, а в 1860 г. — 14,5 млн пудов, что было связано о началом применения на Урале пудлингования.

Застой в горнозаводской промышленности дал себя почувствовать в годы строительства первой в стране железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Рельсы для нее в 1837—1838 гг. ввозились из-за границы. Почти такое же положение сохранилось и во время строительства железной дороги Петербург — Москва (1842—1851 гг.): русские заводы смогли обеспечить строительство металлом менее-чем на один процент.

Ведущее место по выплавке чугуна, производству железа, а также в добыче меди принадлежало частным — вотчинным и посессионным заводам. В канун реформы на Урале было 148 частных заводов, тогда как казенных — всего 24. Подавляющая часть того, что производилось частными заводчиками, шла на нужды казны. В ее лице они имели надежного заказчика, потребности которого в черных и цветных металлах для армии не ослабевали, особенно в военные годы.

Особое место в горной промышленности в дореформенные десятилетия заняла добыча золота на Урале, в Сибири, а также в Казахстане, куда устремились и частные капиталы. С 1826 по 1838 гг. было выдано около 200 разрешений частным лицам на разведку и добычу золота по всей Сибири, кроме Алтайского и Нерчинского округов, где заводы и прииски принадлежали казне и Кабинету. В начале 30-х гг. в на казенных приисках было добыто 19,4, а на частных — 216 пудов золота. В дальнейшем, с открытием новых месторождений, добыча значительно увеличилась, достигнув в 1845 г. 933 пудов, в 1850 г. — 1011 пудов. С конца 40-х гг. при промывке золотоносных песков начинают все шире применяться машины.

Текстильное производство завоевало твердые позиции в обрабатывающей промышленности еще в XVIII в., главным образом, за счет суконных и полотняных мануфактур. На рубеже столетий из учтенных 2094 предприятий обрабатывающей промышленности (в том числе и мелких) более половины было текстильных — 1082.

Хлопчатобумажное производство интенсивно развивалось уже в первые десятилетия XIX в. и чем дальше, тем больше завоевывало ведущие позиции как в текстильной, так и в обрабатывающей промышленности в целом. В России оно началось с последней стадии производственного процесса — с набойки по ввозившемуся из-за границы миткалю. Затем появилось и хлопчатобумажное ткачество из импортируемой пряжи и лишь потом собственное бумагопрядение из ввозившегося в страну хлопка. Распространение ткачества в этой отрасли шло не только и даже не столько путем основания сразу мануфактурных предприятий, сколько в форме рассеянной мануфактуры, перерастания мелкого, преимущественно домашнего крестьянского производства в мануфактурное. Что же касается бумагопрядения, то оно началось в России сразу же со стадии механизированного производства.

В первые десятилетия определились и главные центры хлопчатобумажного производства — Шуйский уезд Владимирской губернии, а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми уездами Московской губернии. По официальной статистике за 1809 г. хлопчатобумажные предприятия Владимирской и Московской губерний составляли 2/3 общей численности хлопчатобумажных фабрично-заводских заведений. Оба центра хлопчатобумажного производства выросли в районах, где с давних времен получили развитие крестьянские текстильные промыслы.

На протяжении двух первых десятилетий XIX в. растущие потребности армии в солдатских сукнах и подкладочной ткани — каразее — обеспечивали суконной промышленности постоянного заказчика — казну. Но одновременно это ограничивало возможности развития отрасли: суконные мануфактуры, в подавляющем своем большинстве посессионные, обязывались выделывать только те сукна, какие требовались армии, и в том количестве, какое им было назначено. С окончанием наполеоновских войн принудительная поставка сукна в казну была отменена (1816 г.) и заменена системой торгов. В то же время стали распространяться и купеческие мануфактуры, работавшие на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна. Уже в 1833 г. солдатское сукно составляло лишь около половины продукции суконных мануфактур, а в 1850 г. примерно 1/5.

В середине 40-х гг. на ряде предприятий устанавливали различные машины для отделочных операций, ткачество же производилось в основном на ручных станках. Даже к 1859 г. механических ткацких станков было всего 710, тогда как ручных — 30581. Паровые двигатели были большой редкостью.

Парусно-полотняная промышленность, процветавшая в XVIII в. благодаря внешнему рынку и поставкам в казну, с развитием производства более дешевой хлопчатобумажной ткани утрачивала свои позиции.

Пароходы, вытеснявшие парусный флот, более дешевое машинное производство полотна в Англии все решительней сокращали его экспорт из России. Сохранялась, однако, работа на казну. Одновременно возрос вывоз сырья, что было вызвано спросом английских льнопрядильных фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности парусно-полотняных предприятий по сравнению с хлопчатобумажными являлась также более слабая степень их механизации.

Примерно с начала 30-х гг. полотняное производство переживало затяжной кризис, его удельный вес в обрабатывающей промышленности снизился с 9% в 1835 г. до 3% в 1860 г. Но в то же время и в этой отрасли происходил неуклонный рост купеческих и крестьянских предприятий, основанных на наемном труде.

В писчебумажной промышленности, действовавшей на рубеже столетий почти исключительно на основе крепостною труда со второй половины 30-х гг. стало распространяться машинное производство, и в 1850 г. уже 40% продукции было произведено машинами.

 Долгое время Россия потребляла тростниковый сахар, ввозимый из-за границы. Существовавшие сахарорафинадные заводы в Петербурге и некоторых других городах использовали привозной сахарный песок. В начале XIX в. возникает собственное свеклосахарное производство, которое стало за-. метно расти с 3040-х годов.

Производство сахара, как уже говорилось, было сосредоточено в помещичьих имениях и главным образом на Украине. Помещики-предприниматели с 40-х гг. стали вводить технические усовершенствования, в частности и паровые машины, сохраняя при этом и принудительный труд.

Предшественниками отечественного машиностроения были механические мастерские при металлургических и некоторых других предприятиях, обслуживавшие нужды этих предприятий. Мастерская при казенной Александровской мануфактуре выполняла также заказы других предприятий.

Основанный в первой четверти века машиностроительный за-вод Берда в Петербурге выпустил до 1825 г. 130 заводских и 11 пароходных машин. В 40-х гг. было организовано производство паровых машин на Людиновском заводе Мальцева, а в 50-х — и строительство пароходов.

В 4050-х гг. возникает несколько крупных машиностроительных предприятие таких, как Сормовский завод, завод Нобеля и выросшие из небольших мастерских, будущие Невский и Балтийский заводы в Петербурге, а также казенный Александровский завод, переименнованный из литейного в Главный механический завод Петер-бургско-Москосвской железной дороги. Петербург превращался в основной центр машиностроения. Нехватка частных капиталов способен вовала распространению акционерных кампаний — более развитой формы организации капиталистических предприятий. Доминирующее место в акционерном учредительстве принадлежало производственным компаниям. Особенно значителен был рост акционерных компаний в предреформенные годы. До 1836 г. было учреждено 64 различных компаний (в том числе 20 — производственных), а за 1857-1860. гг. - 101 компания (из них 51 - производственная).

Собственная же добыча была ничтожна, хотя за полвека она и выросла почти в 25 раз — со 146,5 тыс. пудов на рубеже столетий до 3640 тыс. пудов в 1850 г. И лишь в связи с Крымской войной, приостановившей ввоз, добыча каменного угля за последнее предреформенное десятилетие удвоилась, достигнув к 1860 г. 7356 тыс. пудов. Главная роль принадлежала здесь Донецкому бассейну, но уже стал добываться подмосковный, уральский и кузнецкий уголь.

Незначительную еще роль играла добыча бакинской нефти, которая была собственностью казны. В начале 40-х гг. интерес к нефти повысился: назначается особый горный чиновник для изыскания нефтяных источников, а Черноморскому казачьему войску предписывается направлять троих воспитанников в Горный институт для специального обучения разработке нефти. Но вскоре нефтяные источники стали отдаваться с торгов на откуп. Такая система продолжалась и в 50-х гг.

Новые явления в промышленном развитии России нашли свое прямое отражение в росте численности и изменении состава рабочей силы, обслуживавшей промышленность. Это сказалось и в терминологии. В самом начале XIX в. совершенно исчез термин «работные люди», закрепились такие наименнования, как «мастеровые», «рабочие», «чернорабочие». Пополнение рынка рабочей силы в XIX в. происходило, как и в предыдущем столетии, главным образом, за счет деревни — оброчных крестьян-отходников как помещичьих, так и государственных.

Общая численность рабочих, занятых в крупной промышленности к 1860 г. составляла более одного миллиона человек. Из них 565 тыс. человек было занято в обрабатывающей и 543 тыс. в горнозаводской промышленности. В целом преобладал наемный труд. Удельный вес наемных рабочих составлял 52 %. В обрабатывающей промышленности он достигал 81 %. В горнодобывающей промышленности, базировавшейся на труде вотчинных и посессионных рабочих, равнялся всего лишь 18 %.

Транспорт Важные сдвиги наблюдаются в водном и сухопутном транспорте страны. Паровое судоходство появилось в 1815 г. В 1823 г. была основана акционерная кампания парового судоходства по Волге, Каме и Каспийскому м°рю, в 1824 г. — Российская юго-западная компания судоходства между Черным и Балтийским морями, а в начале 30-х гг. — морское пароходство Петербурга-Любекское, а затем и Рижско-Любекское. Всего до 1861 г. возникло около 50 пароходных компаний, из них не менее 30 в 50-е гг., главным образом после Крымской войны.

Несколько позднее в стране началось железнодорожное строительство. Первые опыты строительства и применения сухопутной паровой тяги в России были поставлены в промышленном производстве на Нижне-Тагильских металлургических заводах Демидовых. Здесь крепостные механики Е.А. и М.Е.Черепановы в середине 30-х гг. построили первые русские паровозы оригинальной конструкции. Однако министерство финансов, возглавляемое Е.Ф.Канкриным, долгое время энергично противилось строительству железных дорог в стране, что отразилось на масштабах и темпах начального этапа этого строительства. Ко второй половине 30-х гг. относится строительство первой государственной железной дороги между Петербургом и Царским Селом (1836 — 1837 гг.). Дорога эта не имела прямого экономического значения, но она положила начала строительству железнодорожных линий. Построенные несколько позже Петербурга-Московская (1842 — 1851 гг.), Петербурга-Варшавская (1852 — 1862 гг.) и другие железные дороги были важны как в политическом и военно-стратегическом, так и в экономическом отношениях.

В 1857 г. создается Главное общество российских железных дорог, разрабатывающее широкую программу строительства, возникают и отдельные акционерные компании Рижско-Динабургской (1858 г.), Волго-Донской (1858 г.), Московско-Ярославской (1859 г.), Моско-воко-Саратовской (1859 г.) железных дорог.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?