Художественная культура

 

Отличительные черты русской культуры первой Литература половины XIX в. наиболее значительно представлены в блестящей литературе этого периода.

Всем памятны слова А.И. Герцена, ставшие своего рода символическим эпиграфом к истории русской культуры XIX в. «у народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры давно утраченные другими странами Европы». Это означает, что в силу специфических общественно-политических условий развития (устройство принципов законности, власти, политических свобод и пр.) литература в России взяла на себя ответственность перед обществом не только и не столько за художественно-эстетическое освоение своей «словесной» сферы познания действительности. Она ставила и решала нравственно-этические, политические, социально-философские, познавательно-мировоззренческие вопросы. Весь интеллектуальный XIX век представлен в русской классической литературе. В итоге она перестала быть только искусством слова в ряду других искусств и стала особым универсальным, синтетическим явлением культуры.

Особые социальные функции литературы предопределили ее некоторые специфические черты, как вида искусства. Прежде всего следует сказать о ее нацеленности на бичевание пороков и отстаивание высоких идеалов.

Напряженность литературного процесса первой половины XIX в. отразилась в стремительной смене художественных стилей и направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.

Классицизм, в основе которого лежали принципы нормативной просветительской идеологии (гражданский долг; общественное служение; единение общества и власти; подчинение человека интересам разумного, заботливого к гражданам государства), ненадолго задержался в России в начале XIX в. как ведущий художественный стиль.

Крупнейшим поэтом классицизма рубежа веков был Г.Р. Державин. Именно в его творчестве наиболее ярко проявились некоторые национальные особенности классицизма, в частности, более тесная связь с просветительством. Заслугой Державина была и демократизация поэтического слова. Он смело сочетал «высокий» И «низкий» стиль, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэмы «говорящей живописью». В то же время это был мир поэта-мыслителя, которого волновали общественные проблемы и сложнейшие вопросы жизни и смерти, человеческой судьбы.

Уже в конце XVIII в. классицизм был потеснен сентиментализмом. В 1790-е гг. признанный глава сентиментализма Н.М. Карамзин написал свои знаменитые «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза». Литературная деятельность Карамзина в начале XIX в. сыграла большую роль в разработке в русской литературе проблем личности, совершенствовании художественных средств в изображении внутреннего мира человека, развитии русского литературного языка. Героем художественных произведений сентименталистов стал простой человек с собственным миром чувств и переживаний, способностью любить и страдать. Сентиментализм способствовал утверждению всесословной ценности человека и выражал протест против жестокости крепостничества. Ранняя проза Карамзина оказала влияние на творчество В.А. Жуковского и молодого А.С. Пушкина. Его личность и творчество были своеобразным мерилом творческих достижений русского общества. Можно даже сказать, что в 10-х гг. вся русская культура жила в «присутствии» Карамзина.

В 1801 г., когда эпигоны классицизма, противники литературного и языкового новаторства сентименталистов, создали общество под названием «Беседа любителей русского слова» (во главе с адмиралом А.С. Шишковым), Н.М. Карамзин объединил своих сторонников в общество «Арзамас», которое отстаивало принципы использования в литературе живых традиций русского разговорного языка, отказа от устаревших литературных канонов классицизма и освобождение русской литературной речи от сковывавшей ее развитие архаики. Полемика прекратилась после того, как Н.М. Карамзин в 1816 г. стал придворным историографом. Размежевание литературного процесса пошло по другим линиям.

Военная гроза 1812 г. и тревожные события первого послевоенного десятилетия вызвали к жизни новое литературное течение -романтизм, сложившийся в Европе как целостная художественная система на рубеже XVIII- XIX вв. в эпоху решительной смены феодальной системы общественных отношений - буржуазной. Реальный разрыв старых, локальных связей между людьми и переход к единой системе общественных связей преломился в романтическом типе сознания в виде абсолютной самоценности индивида и его неограниченных возможностей. Этот тип сознания охватил самые разные сферы общественной жизни (политику, идеологию, общественно-политическую мысль, искусство).

Романтизм в России в начале XIX в. нашел благодатную почву. а это время происходило расслоение общественного сознания. Его официальные формы (политика, идеология, академическое искусство) перестали вмещать мысли, чувства, устремления передовых людей и оно (общественное сознание) распалось на ритуал казенных предписаний и личный образ мысли. Недовольству обществом, в котором приходилось жить, скуке и охлаждению к радостям беспечного существования вполне соответствовало течение романтизма.

Идея свободной личности, независимой и гордой, получила новое звучание. Европейский индивидуализм (противопоставление романтического героя всему миру) не прижился на русской почве. Самоценность личности не стала доминирующей, всеподчпняюще! идеей. Она оказалась теснейшим образом связанной с осознанием ответственности за судьбу страны, с идеей самопожертвования ради блага людей. Быстрое распространение романтизма писатель-декабрист Александр Бестужев объяснял так: «Воображение, недовольное сущность, алчет вымыслов». Однако неудовлетворенность реальной действительностью влияла на современников по-разному. Одни погружались в тайны «души и сердца», стремились пробудить в человеке лучшие чувства, проповедовали превосходство личности над пороками, укоренившимися в российской действительности. Они пытались найти выход в идеализации прошлого, норой в мистических размышлениях о потустороннем мире. Другие, наоборот, жаждали борьбы и подвигов, воспевали отвагу, самопожертвование, а в прошлом искали героические сюжеты, образы тираноборцев.

Так возникли два направления внутри романтизма. Лидером первого направления был В.А. Жуковский, в творчестве которого сочеталось увлечение средневековой балладой и обращение к традициям русского народного творчества. Утверждая новые представления о ценности человека, он писал о дружбе, которую считал высокой добродетелью, о долге, о любви к отечеству («Певец во стане русских воинов» - 1812). Перелагая стихами народные легенды и сказки, Жуковский открыл новые возможности для русской литературы, а своими переводами Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона, знакомил русское общество с шедеврами мировой литературы.

Созерцательному романтизму В.А. Жуковского (иногда его определяют как нредромантизм) противостоял гражданский романтизм поэтов-декабристов во главе с К.Ф. Рылеевым, который осуждал Жуковского за «мистицизм», «мечтательность», «неопределенность» и какую-то «туманность». В стихах и поэмах Рылеева («Дума», «Войнаровский», «Наливайко»), стихах В.К. Кюхельбекера, рассказах и повестях А.А. Бестужева-Марлинского воспевались вольнолюбивые традиции новогородского вечевого строя И порубежного русского и украинского казачества, подвиги патриотов и народных мстителей. Рылеев призывал всех своих собратьев по перу употреблять все усилия, чтобы «осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин». Поэт показывал пример готовности пожертвовать своей жизнью «для пробуждения спящих россиян», так как сознавал, что свобода никогда не была завоевана без жертв («Но, где скажи, когда была без жертв искуплена свобода?»).

В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы. (Народность в то время отождествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями уклада народного быта и т.д.).

В 30-е гг. в российской культуре наступает эра реализма, течения необычайно широкого, сложного, порой противоречивого. Реализм появился в то время, когда, по словам П.В. Анненкова, искусство стало «единственной тропинкой к некоторого рода общественному делу».

Реализм унаследовал открытую романтизмом самоценность личности, но не абсолютизировал ее. Он поставил перед собой сложную задачу - воспроизвести конкретно-историческую индивидуальность в ее взаимосвязи с окружающей средой.

Внутри реалистического течения первой половины XIX в. можно выделить два направления: социально-критическое и психологически-утверждающее. В первом направлении акцент делался на критическое (часто сатирическое) освещение социального положения людей, подавляющее индивидуальность человека в силу определенных обстоятельств. Другое направление в реализме, сохраняя его критическое отношение к социальной действительности, подчеркивало самоценность человеческого характера, достоинство личности, стремление раскрыть свои «чисто человеческие возможности». В этом случае реализм раскрывал дуализм жизни - единство равноправных начал: физического и духовного.

С начала 20-х гг. и до середины 30-х гг. признанным современниками главой русской литературы был А.С. Пушкин. В нем с наибольшей полнотой выразились лучшие черты русского национального характера, в котором с наивысшим успехом произошла встреча России с Европой, задуманная Петром I. Он внес наибольший вклад в создание нового литературного языка и новой русской литературы - того языка и той литературы, которыми и сегодня определяются наши литературные вкусы.

Творческий путь Пушкина складывался как постоянное стремительное овладение новыми художественными стилевыми системами, поэтическими и языковыми формами, новыми эстетическими, философскими, политическими, социальными идеями, новыми жанрами и жанровыми разновидностями.

Экзамен на овладение традициями классицизма в державинс-ком оформлении был сдан, когда лицеист Пушкин в присутствии Державина (1814) прочитал «Воспоминания в Царском Селе». Экзамен был сдан блестяще. «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин», - сказал Державин. Маститому поэту и в голову не могло прийти, что этот юный лицеист намного его превзойдет.

Вскоре юный Пушкин показал, что в жанрах поэзии рубежа веков он способен выразить самые радикальные идеи своего времени («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»), а главный экзамен он блестяще выдержал, создав «Руслана и Людмилу» (!820). Если раньше в своих исканиях он шел по чужим стопам, то здесь получилось истинно новаторское произведение, завершившее предро-мантический период. Русская поэзия вплотную подошла к высокому романтизму.

Наиболее полное выражение пушкинский романтизм нашел в жанре стихотворной повести («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонта», «Цыгане»). В «Цыганах», в духе основной идеи Руссо, лежащей в фундаменте всего романтического движения, простая жизнь «естественного человека», «дикаря» противопоставляется сознанию жертвы городской цивилизации, искаженному, оторванному от природы, утратившему нравственные устои. Эти произведения Пушкина имели необыкновенный успех, какого еще не знала русская поэзия. В восприятии современников Пушкин навсегда остался романтиком.

Во второй половине 20-х гг. в творчестве поэта произошел глубокий сложный процесс перехода от романтизма к реализму. Роман в стихах «Евгений Онегин» стал «энциклопедией русской жизни» первой трети XIX в. наиболее полным поэтическим обобщением современной русской действительности. Здесь впервые были найдены все главные составляющие русского реалистического романа и определен тот стиль, который лег в основу русского литературного языка XIX- XX вв.

Реалистический метод помог Пушкину глубоко и правдиво изобразить многие события русской истории. «Борис Годунов», «Полтава», «Капитанская дочка» и написанный в конце жизни «Медный всадник» стали исследованиями исторических судеб России. В своих произведениях Пушкин, как правило, обращался к таким сюжетам, которые позволяли ему в минувших событиях искать ответы на жгучие вопросы современности. Он решал ее в связи с судьбой дворянства, принадлежность к которому остро ощущал, и со своей собственной судьбой.

Важной темой его творчества в конце 1830 г. стали размышления о предназначении поэта и поэзии («Поэт», «Поэт и толпа»). Пушкин с предельной ясностью выразил идею самодостаточности поэзии. Он был убежден, что поэзия не зависит ни от государства, ни от общества. Это был важный шаг в формировании самосознания русской поэзии.

В 1930 г. в «болдинскую осень» Пушкиным были закончены четыре «маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения проникнуты глубоким драматизмом, но этот драматизм не придает им пессимистического звучания. Наоборот, многообразно показывая «ужасный век», Пушкин утверждает вдохновенную силу искусства, облагораживающую силу любви, значение разума человека, его воли, способности к борьбе. «Маленькие трагедии» предстают в своей совокупности как героическая симфония, экспози-руемая «Скупым рыцарем» и завершаемая «Пиром во время чумы». В полной мере относится к «Маленьким трагедиям» общая оценка значения творчества Пушкина, данная Герценом в последекабрьс-кий период: «Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, наполняя мужественными звуками настоящее и посылала свой голос отдаленному будущему».

Лирика последних лет и «маленькие трагедии» Пушкина глубоко пронзительны и философичны. Она завершают целую линию творчества, посвященную проблемам цели и смысла жизни, положения человека во вселенной и в обществе, смерти, религии. За полгода до смерти поэт подвел итог своей жизни в знаменитом: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»

Художественные открытия последних десяти лет творчества Пушкина - вовлечение в область поэзии повседневной действительности; постановка вопроса о судьбах России и важнейших исторических силах - народе, государстве, дворянстве; исследование коренных вопросов бытия, анализ чувств, появление новых языковых, стилистических и поэтических форм - определили возможности современников Пушкина и оставались непонятыми долгие десятилетия. Величие Пушкина при жизни смогли оценить немногие из его современников.

Несомненно, глубоко был прав Н.В. Гоголь, когда писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... может быть единственное явление русского духа». Всеобъемлющий гений Пушкина, дал высшие достижения русской поэзии за всю ее историю, позволил русскому народу полнее и глубже осознать себя, вобрав и раскрытые нравственные и художественные ценности, накопленные им за всю его историю.

Пушкин в своем творчестве и в высоких идеалах не принадлежит исключительно девятнадцатому столетию, он поистине «русский человек в своем развитии», являющийся к нам через двести лет как наш современник и желанный собеседник.

Литературными сподвижниками А.С. Пушкина были Е.А. Баратынский (1800-1844), А.А. Дельвиг (1798-1831) и Н.М. Языков (1803-1846). Евгений Баратынский был поэтом-философом; он сознательно строил поэзию мысли, доходя до границ постижимого в человеческой личности, природе, искусстве.

Антон Дельвиг, лицейский друг Пушкина, в поэзии пошел своим своеобразным путем. Он с успехом писал элегии, идиллии, романсы, однако, наиболее бесспорные его успехи связаны с развитием традиций «русской песни» («Соловей, Мой, соловей»). Музыку на его слова писали М. Глинка, А. Алябьев, А. Драгомыжский. Дельвиг играл важную роль в литературной жизни 20-х гг. не только как поэт, но и как организатор литературных сил. В его квартире существовал поэтический и музыкальный салон, среди посетителей которых были Пушкин, Мицкевич, Баратынский. Он издавал альманах «Северные цветы», а позже стал издателем «Литературной газеты», издаваемой им вместе с Вяземским, Жуковским, Пушкиным.

Николай Языков в преддверии восстания декабристов писал в 1823—1825 гг. историко-патриотические элегии и произведения близкие по мыслям революционным стихам Рылеева. После поражения декабристов произошла эволюция взглядов Языкова в сторону охранительного консерватизма, сопровождавшаяся утратой некоторых важный особенностей поэтики, создавших Языкову славу одного из литературных сподвижников Пушкина.

В 1835 г. в русской поэзии появилось имя Алексея Кольцова (1809—1842), который принес в нее правду о крестьянине, открыл новую, притом, важнейшую сторону его жизни. В его творчестве жанр русской песни достиг своего высшего развития.

М.Ю.Лермонтов (1814-1841) стал известен всей мыслящей России стихотворением, написанным на смерть Пушкина, и был воспринят как его законный наследник. Необыкновенно короткая и насыщенная жизнь нового гения продлили поэтический романтический период русской литературы до начала 1840 г. Если Пушкин южными элегиями и поэмами начал эпоху высокого романтизма, то Лермонтов своей лирикой и драмой «Маскарад» (1835), кавказскими поэмами «Демоном» (1839) и «Мцыри» (1839) его завершил.

С 1837 г. Лермонтов, наряду с произведениями романтически--ми, начинает создавать реалистическую лирику и поэмы («Бородино», «Смерть поэта», «Родина», «Прощай немытая Россия...»» «Песня про царя Ивана Васильевича», «Тамбовская казначейша»)»

где прозвучало ярко выраженное враждебное отношение к власти, содержательный историзм, любовное изображение крестьянского и военного быта. Идя вслед за Пушкиным, Лермонтов переходил от романтического стиля к реалистическому и наоборот. Его главный романтический герой Печорин нашел воплощение в прозаическом произведении (роман «Герой нашего времени»), но предельно остро выразил одну из главных тем его лирики - тему одиночества, безысходного разочарования в окружающей Лермонтова действительности.

Совершенно незамеченным современниками прошел Ф.И. Тютчев (1803—1873). Его открыл А.С. Пушкин в 1836 г., напечатав в «Современнике» большую подборку его стихотворений, однако, трагическое мироощущение поэта-философа в период заката романтизма не было понято публикой. Известность к нему пришла намного позже. Ф.М. Достоевский назвал Тютчева великим, а Л.Н. Толстой -любимым поэтом. На рубеже XIX - начале XX вв. о Тютчеве заговорили, как о «предтече символистов» (В. Брюсов).

Трагическая гибель М.Ю. Лермонтова разделила историю русской литературы на две эпохи. На протяжении XVIII в. и первых четырех десятилетий XIX в. поэзия была высшей областью литературы, а проза - второстепенной. В 1835 г. В.Г. Белинский объявил, что пушкинский поэтический период завершился и на первое место выдвигается Н.В. Гоголь. Он предсказал начало нового «гоголевского периода» с торжеством повествовательной прозы. Белинский, недооценив талант преемника Пушкина, ошибся лишь на несколько лет.

В 1840-е гг. все переменилось: не только закончился пушкинский поэтический период и начался гоголевский, но и завершилась, длившаяся 110 лет, поэтическая эпоха русской литературы. В начавшейся прозаической эпохе, в сознании читателей и писателей основной областью литературы становится проза, поэзия же отодвигается на второй план. «Прощание с романтизмом» сопровождалось острыми литературными баталиями, когда свергались авторитеты, переворачивались понятия, менялись ориентиры.

В таких условиях начиналось творчество талантливых поэтов -поздних романтиков (романтиков второй волны) А. Фета, Н. Майкова, Я. Полонского, А. Григорьева, Ал. Толстого. Каждый из них внес свой неповторимый вклад в развитие русской поэзии.

Особняком среди поэтических собратьев стоит творчество Ал. Толстого (1817-1875), поражающее масштабом и диапазоном дарований: лирик, драматург (в драматической трилогии о смутном времени он вступает в соперничество с «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина), прозаик (создавший увлекательное произведение из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный») сатирик, создатель (вместе с двоюродными братьями Жемчужни-ковыми) пародийной литературной маски Козьмы Пруткова.

В атмосфере общественного подъема второй половины 50-х гг. «стимулировавшей» новый расцвет литературы, в том числе и поэзии, громко зазвучал голос гражданской лирики Н.А. Некрасова (1821-1877).

Обличительный (критический или социально-критический) период в развитии русского литературного реализма начинается с Н.В. Гоголя (1809-1952). Он был одним из самых противоречивых и сложных русских писателей. Первые произведения были написаны им в духе романтической традиции («Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.). Их отличали причудливая фантазия, порой доходящая до мистического гротеска, тонкая ирония, едкая сатира.

В результате мучительных раздумий над проблемой эстетического начала в человеке Гоголь пришел к выводу о социальной полезности искусства и попытался доказать это своим творчеством. Сочиняя гениальную комедию «Ревизор» (1836), Гоголь полагал, что искусство способно вызвать в человеке стремление к добру. Действительно, постановка пьесы имела огромный успех. Передовые круги общества увидели в ней социальную сатиру (даже более - социальный протест), нацеленную на систему государственной коррупции в России. Однако, ни к каким реальным морально-этическим сдвигам в обществе пьеса не привела.

Не менее известным произведением Гоголя стали «Мертвые души». Они были задуманы как эпическое полотно (из трех томов), в котором безжалостная критика помещичье-крепостнического быта должна была завершиться преображением героев, победой в человеке божественного начла, соблюдением им христианских заповедей. Законченные «Мертвые души» должны были бы рождать «три взаимосвязанных образа: преступление, наказание и искупление» (В.В. Набоков). Первый том «Мертвых душ» потряс всю Россию» (А.И. Герцен). Многие обвиняли Гоголя в карикатурном изображении российской действительности. СТ. Аксаков писал Гоголю: «Многие помещики... считают Вас своим смертельным врагом». На защиту Гоголя поднялся Белинский, видя в его произведениях «глубокость живой общественной идеи, неразрывно сочетавшейся с бесконечностью художественных образов» и оценивая его как «творчески чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни».

Сам Гоголь, видя катастрофическое несоответствие между желаемым и действительным, погрузился в глубокий духовный кризис. Крушение утопических надежд привело его к религиозным исканиям. Именно в это время у него начало складываться новое понимание жизни и новая концепция художественного творчества.

Одним из первых (вместе с В.Г. Белинским) Н.В. Гоголь провозгласил необходимость «тенденциозности в искусстве». В начале седьмой главы «Мертвых душ» Гоголь сопоставил творца «искусства для искусства» и «писателя-обличителя», безоговорочно причислив себя ко второму типу. Он решил, что цель литературы -врачевать чужие души, и попытался подготовить к этому своих читателей в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847).

От идеи улучшения общественной жизни путем личного самосовершенствования писатель пришел к проповеди «патриархальной идиллии», «теократической утопии» (Н.А. Бердяев). Основное содержание «Переписки» - религиозно-этические назидания «русским помещикам, провинциальным чиновникам, просто христианам» (В.В. Набоков). Это сочинение вызвало бурю негодования в передовых кругах русского общества. «Неистовый Виссарион» (Белинский) в своем знаменитом письме, обращенном к Гоголю, назвал его «проповедником кнута, апостолом невежества.., поборником обскурантизма».

В течение последних десяти лет своей жизни Гоголь мучительно вынашивал замысел продолжения «Мертвых душ», однако, реализовать его писателю не удалось. Несмотря на шквал критики, гоголь не отказался от своих мистико-религиозных исканий, а резкое ухудшение психологического состояния писателя ускорило его кончину.

Гоголь стал основателем «натуральной школы» русской литературы (ранние произведения И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, повести Д.В. Григоровича, очерки В.И. Даля, пьесы А.Н. Островского), для которой характерна социальность, сострадательность, сочувствие простому народу. В дальнейшем самые талантливые из них (Достоевский и Тургенев) пойдут каждый своей дорогой в постижении загадок российской действительности. Каждый из них, вместе с вступившем в литературу в конце 1850-х гг. Л.Н. Толстым, примут участие в создании русского романа - одного из важнейших явлений русской культуры XIX в.

Важную роль в общественно-культурной жизни Театр России первой половины XIX в. начал играть те-и музыка аТр g это ВрСМЯ складывается определенная театральная система, определяется структура театральных жанров, оформляется национальная традиция в драматургии и актерском искусстве, начинается становление режиссуры, зарождается искусство оформления сцены. В театре, как и в литературе, происходила смена и столкновение художественных стилей (классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма) и идейных направлений.

Театр стал не только частью светской жизни и центром светского общения, но важным фактором общественной жизни, своеобразной формой выражения общественного сознания. Театрально-сценическое искусство, по словам В.Г. Белинского, было показателем общественного просвещения и духа времени.

Центрами театрального искусства были столичные города Петербург и Москва. В Петербурге в начале XIX в. постоянно действовали три театральные труппы: русская, французская и немецкая, которые нанимала Дирекция императорских зрелищ и музыки. В 1832 г. русская труппа императорских театров стала играть но вновь построенном по проекту архитектора К.И. Росси Александрийском театре - великолепном здании, расположенном в центре Невского проспекта. (Театр был назван в честь Александры Федоровны, жены Николая I).

В Москве, в самом начала XIX в. не было казенных театров. Наиболее крупным частным театром был Петровский, располагавшийся на месте нынешнего Большого театра. В 1805 г. здание театре сгорело и актерская труппа перешла в ведение Московской конторы императорских театров и играла на различных сценических площадках. В 1824 г. на месте сгоревшего Петровского театра был построен Большой театр (архитектор О.И. Бове по проекту Н.Н. Михайлова) - один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».

В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. И.А. Крылов (1768-1844) в своих комедиях («Модная лавка», «Урок дочкам») продолжил сатирико-об-личительные традиции русской классической комедии, восходящей к «Недорослю», встававшему "я одной из самых популярных пьес отечественного репертуара.

Большой популярностью пользовались комедии А.А. Шаховского (1777-1846), М.Н. Загоскина (1789-1852), в которых в веселой остроумной форме давались меткие зарисовки поместного быта и «благородные комедии» Н.И. Хмельницкого (1789-1845), круг тем которых ограничивался светскими забавными приключениями.

Идея гражданской роли театра, популярная в это время среди передовой дворянской молодежи, нашла воплощение в возрождении жанра классической трагедии. Наибольший успех имели трагедии В.А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрии Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

В постановках трагедий Озерова раскрылись дарования знаменитой актрисы Е.С. Семеновой (1786-1849) и ее партнера А.С. Яковлева (1773-1817), которые были последними представителями русского классицизма как сценического стиля.

Остался верен классицизму друг Пушкина и декабристов П.А. Катенин (1792-1853) - поэт, драматург, переводчик. Его трагедию «Андромаха» Пушкин назвал «лучшим произведением нашей Мельпомены» преддекабристской поры.

Широкое распространение в этот период получила сентиментальная драма. После богов, царей и героев классической трагедии это была диаметрально противоположная система сюжетов, конфликтов, образов. На смену периодической декламации пришла разговорная речь, открылась глубина душевных переживаний простых смертных. Известными в то время драматургами-сентименталистами были Н.И. Ильин и В.М. Федоров, рисовавшие идиллические картины деревенской жизни.

Вслед за Карамзиным они создали своих «Лиз» (Ильин - «Лиза или торжество благодарности», Федоров - «Лиза, или Следствие гордости и обольщения»), которые были одними из самых популярных постановок петербургских театральных сезонов начала XIX в.

В первой четверти XIX в. начинается история русского водевиля, который развивался от переделок и подражаний французским образцам к созданию ярких оригинальных произведений. О популярности этого жанра свидетельствует сам круг наиболее известных водевильных авторов (Хмельницкий, Шаховский, Грибоедов, Вяземский).

Создание первых оперных спектаклей на национальную тематику связано с именем К.А. Кавоса - итальянца по происхождению, большую часть жизни прожившего в России (1799-1840). Герои-ко-патриотическая тематика опер Кавоса («Князь-невидимка» -1805, «Илья-богатырь» - 1807, «Иван Сусанин» - 1815) способствовала становлению русского оперного театра. С 1932 г. до конца жизни он являлся «директором музыки» императорских театров.

Среди самых замечательных явлений тогдашней театральной жизни следует назвать балеты выдающегося французского танцовщика и балетмейстера Шарля Дидло, который в 1804 г. был приглашен в Петербург, где в качестве руководителя театральной школы прослужил до 1931 г., поставив около 40 балетных спектаклей («Кавказский пленник» Пушкина, «Зефир и Флора» Кавоса и др.). Среди его учеников была прославленная балерина Авдотья Истомина (1799-1848), владевшая искусством выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. Это ее воспел Пушкин в «Евгении Онегине». В творчестве Истоминой воплотились черты, предвещавшие начало расцвета русского балетного романтизма.

Во второй четверти XIX в. столичная театральная жизнь резко изменились Цензурным уставом 1826 г. окончательно закреплялась Двойная цензура драматических произведений и законодательно оформлялась монополия казенных театров в Петербурге. Дирекция петербургских театров была подчинена министру двора.

В лучшем положении оказались московские театры. До 1842 г. они обладали относительной самостоятельностью. В отличие от театров столицы Российской империи, которые носили официально-парадный характер, в московских театрах были сильны демократические традиции.

Во второй четверти XIX в. атмосфера зрительного зала изменилась. Вокруг театра уже не было того кипения общественных страстей, как в преддекабристский период. Постепенно менялся и репертуар. Главным жанром второй половины 20—30-х гг. стали романтическая мелодрама и водевиль.

Переводные романтические мелодрамы, завоевавшие русскую сцену в условиях политической реакции, уводили читателей от вопросов социальной действительности в абстрактный мир с вымышленными эмоциональными конфликтами. Вслед за ними появились отечественные пьесы этого жанра (Н.А. Шаховской, Н.А. Полевой Н.В. Кукольник), написанные в духе идей официальной народности.

Пьесе Н.В. Кукольника (1809-1868) «Рука всевышнего Отечество спасла» (1834) на тему смутного времени, ставшей антитезой трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1831), была дана «высочайшая аудиенция». Тот же ура-патриотический характер был присущ и другим пьесам Кукольника («Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский», «Князь Даниил Холмский» и др.). У Кукольника были свои последователи - В. Зотов, А. Висковатов и др. Резкую оценку этому направлению русской драматургии дал молодой И.С. Тургенев: «Произведения этой школы, проникнутые самоуверенностью, доходившей до самохвальства, посвященные возвеличиванию России во что бы то не стало, в своей сущности не имели ничего русского: это были какие-то пространные декорации, хлопотливо и небрежно воздвигнутые патриотами, не знавшими своей родины. Все это гремело, кичилось, все это считало себя достойным украшением великого государства и великого народа, а час падения приближался».

В середине 30-х гг. над всеми другими жанрами решительно возобладал водевиль. Из 48 русских пьес, поставленных на русской сцене в 1835 г., 24 были водевили. Авторы водевилий (Ф.А. Кони, В.А. Соллогуб, П.А. Каратыгин, Д.Т. Ленский и др.) стремились сюжетно приблизить их к русской сцене. Комические представления с куплетами и музыкой чрезвычайно нравились рядовому зрителю. Правительство всячески стимулировало развитие откровенно развлекательной драматургии, содержание которой ограничено бесхитростными житейскими недоразумениями. Известным всему Петербургу ревностным поклонником водевилей был сам Николай I. С 40-х гг. в водевиле росли реалистические черты. Даже являясь переделками иностранных пьес, поздние водевили порой достоверно воссоздавали русский быт, нравы и характеры. Самый лучший пример - водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка» (1840), до сих пор не сходит со сиены отечественных театров.

Утверждение реализма на русской сцене связано с драматургическим творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Премьера грибоедовской комедии «Горе от ума» состоялась на сцене Большого театра в Петербурге (1831). В условиях спада общественного движения, переосмысления передовой частью дворянства идейного наследия декабризма, эта постановка успеха не имела. Но пророческими для сценической судьбы пьесы оказались слова А. Бестужева: «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».

Первое представление в Александрийском театре комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (1836), напротив, вызвало бурную общественную реакцию. От запрещения спасло пьесу лишь то, что к ней благосклонно отнесся Николай I, который, посмотрев спектакль, сказал, что в комедии «воем досталось», а ему больше всех. В начале 40-х гг. на столичных сценах была поставлена еще одна известная комедия Гоголя - «Женитьба».

Драматургические произведения А.С. Пушкина, наполненные глубоким социально-психологическим содержанием, носили программный характер для всей русской реалистической драматургии. Однако, их сценическая судьба при жизни Пушкина практически не состоялась. «Борис Годунов» для постановки на сцене был запрещен цензурой. При жизни Пушкина бала поставлена только трагедия «Моцарт и Сальери». В день похорон Пушкина (1 февраля 1837 г.) должна была состояться премьера «Скупого рыцаря», но во избежание демонстрации ее заменили... водевилем.

В конце 40-х гг. реалистическое направление русской сцены было связано с творчеством молодого И.С. Тургенева, который особенно активно в эту пору работал в области драматургии. Его пьесы были поставлены на сценах московских и петербургских театров («Холостяк», «Завтрак у предводителя») и имели успех у зрителей.

Русский театре начала XIX в. широко и многосторонне обращался к зарубежной классической литературе. Ставились пьесы Шекспира. Шиллера, Мольера, Бомарше, Гольдони. К сожалению, карандаш цензора постоянно вычеркивал из текста наиболее крамольные Места (особенно «страдали» свободолюбивые драмы Шиллера), а переводчики не только искажали смысл, но и часто меняли жанр пьесы.

В актерском искусстве второй четверти XIX в. сложились разные школы. Главой петербургской школы был ведущий актер Александрийского театра В.А. Каратыгин, который являясь актером романтического плана, был своеобразным символом официально-парадного театра северной столицы. С его именем связана постановка в Александрийском театре верноподданических пьес Кукольника, Полевого и т.д. Утверждая принципы «искусства представления», Каратыгин стремился, прежде всего, к тому, чтобы донести до зрителя внешний рисунок роли. Последователями Каратыгина были известные актеры Александринки A.M. Максимов, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов.

Прямой противоположностью Каратыгину являлся замечательный актер Малого театра П.С. Мочалов, представлявший романтическую традицию актерского искусства. Мочалов прославился игрой в пьесах Шиллера и Шекспира и заслужил у современников имя «русского Гамлета». Яркие романтические образы, создаваемые Мочаловым, привлекали симпатии тех, кому было душно в николаевской России.

Истинным реформатором актерского искусства - основоположником реалистической традиции - стал М.С. Щепкин (1786-1863). Выходец из крепостных, он стал идейным организатором Малого театра. Здесь Щепкин создал свои замечательные реалистические образы (Фамусов в «Горе от ума», городничий в «Ревизоре», барон в «Скупом рыцаре» и т.д.) и стал учителем последующих актерских поколений. Казенный Малый театр вошел в историю русской культуры как «Дом Щепкина».

Сценическая реформа Щепкина заключалась в утверждении принципов «искусства переживания». Актер, говорил он, должен не копировать жизнь, а перевоплощаться в создаваемый образ. По словам Герцена Щепкин «первым стал не театрален на театре». Глава московской сцены был тесно связан с великими писателями и общественными деятелями (Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Герценом, Белинским). В условиях николаевского режима, нарастающих цензурных гонений на литературу и периодику, подмостки Малого театра сделались местом выражения вкусов, стремлений и идеалов передовой части московской публики. Уже в первый период своей деятельности Малый театр начал обретать славу второго московского университета.

Борьба идейных направлений в литературе и театральном искусстве находила отзвук и в музыкальной жизни. Многие романсы А.А. Алябьева («Соловей»), А.К. Варламова («Красный сарафан») и А.Л. Гурилева («Матушка-голубушка») пользовались широкой популярностью именно благодаря своей глубокой связи с песенным творчеством народа.

Развитию русского оперного театра второй четверти XIX в. немало способствовал композитор А.Н. Верстовский (1799-1862). В его операх и балладах народное русское начало сочеталось с романтизированной театральной фантастикой. Огромная популярность завоевала его опера «Аскольдова могила» (1835), построенная на романсово-песенном материале.

В истории русской музыки выдающаяся роль принадлежит М.И. Глинке (1804-1857). С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Романсы Глинки на стихи Пушкина, Дельвига, Батюшкова, Жуковского вывели этот жанр на уровень серьезной лирико-музыкальной исповеди. В них зазвучало личностное начало, до тех пор неизвестное в русской музыке.

В сложных музыкальных формах (операх, оркестровых сочинениях, кантатах) у Глинки, напротив, доминировало народное, «соборное начало», заявленное в первой его опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Премьера оперы состоялась в Большом театре в 1836 г. в Петербурге и стала важной вехой в истории русской музыки. «Кучерская музыка» довольно холодно была встречена великосветской публикой, но получила восторженные отклики среди передовой части русского общества. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков. Подчеркивая «соборный» -народный характер своей музыки, Глинка говорил, что «музыку создает народ, композиторы лишь аранжируют ее». Через шесть лет состоялась премьера пушкинской оперы «Руслан и Людмила». Глинка в русской музыке - также «наше все», как и Пушкин в литературе.

Музыкальные традиции, заложенные Глинкой в первой половине XIX в. развивал его ученик А.С. Даргомыжский (1813-1869). написавший музыку к одноименным пушкинским произведениям «Русалка», «Каменный гость».

Развитие архитектуры в России шло в русле всего

Архитектура r JV D „ ,J VTV

художественного процесса. В первой трети XIX в.

прочные позиции занимал классицизм. Он утвердился в русской архитектуре в конце XVIII в., сменив барокко как и в Европе. Классицизм вступил в свою завершающую фазу, получившую название «ампир», но в отличие от Европы задержался в России, привнося в него самобытные национальные черты.

Ампир опирался на художественное наследие императорского Рима (откуда и название стиля - от французского empire - империя). Ему присущи монументальность, богатый декор, военная эмблематика в архитектурных деталях и в декоре, воплощающие идеи государственного могущества и воинской славы.

Этот период отмечен необычным размахом русского градостроительства. Это была целая эпоха в развитии русского городского архитектурного ансамбля. В отличие от 80-90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание храмовых и усадебных построек, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие общественную жизнь города. При этом возведение культовых и дворцовых построек подчинялось единой ансамблевой задаче. Существенной чертой позднего классицизма является высокая форма синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. В эти годы шла интенсивная застройка Москвы и Петербурга, а также наиболее крупных губернских городов. Именно тогда сформировались Адмиралтейская, Дворцовая, Сенатская площади, Стрелка Васильевского острова в Петербурге, Театральная - в Москве, завершена застройка центральных частей Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода, Смоленска и других городов.

Наиболее известными архитекторами начала XIX в. были А.Н. Во-ронихин (1759-1814) и А.Д. Захаров (1761-1811). Главными архитектурными сооружениями Воронихина являются Горный институт и Казанский собор в Петербурге, для которых характерен строгий монументализм. Большое внимание Воронихиным было уделено декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени - И. Мартос (1754-1835), И. Прокофьев (1758-1828), Ф. Щедрин (1751-1825).

Захаров осуществил реконструкцию и придал новый облик знаменитому зданию Адмиралтейства, ставшему важным градостроительным узлом Петербурга. При его реконструкции Захаров сохранил не только общую конфигурацию старых корпусов, но и наиболее интересные в архитектурном отношении элементы - в первую очередь шпиль Коробова. Он строил также госпитали, провиантские склады и магазины. Его творчество считается высшей точкой в развитии русского зодчества начала XIX в.

Важное место в архитектуре начала XIX в. принадлежит французскому архитектору Тома де Томону (в России с 1799 г., умер в 1813 г.). Важнейшей его постройкой является здание Биржи, расположенное на Стрелке Васильевского острова и оформление площади перед этим зданием (высокие ростральные колонны-маяки).

Весомый вклад в формирование архитектурных ансамблей Петербурга внес В.И. Стасов (1769-1818). По его проекту, обширная, незастроенная территория Марсова поля, была превращена в большую, архитектурно оформленную площадь города, вблизи которой было построено здание Павловских казарм. Торжественная монументальность здания, фасад которого обращен к Марсову полю, как главный, должна была указывать на роль Павловского полка, особо отличившего в событиях Отечественной войны 1812 г. Им же построены Нарвские ворота, сооруженные на месте временных Триумфальных ворот, воздвигнутых летом 1814 г. Д. Кваренги к возвращению русской гвардии из Парижа.

Период с 1815 по 1830 гг. был заключительным в длительном развитии русского классицизма. Именно в этот период ампир получил наиболее полное воплощение. Крупнейшие создания этого времени отличаются широким градостроительным подходом. Патриотический подъем, чувство национального достоинства, рожденного в антинаполеоновских войнах, нашли яркое выражение в градостроительстве. Эти чувства складывались в типичной для тех лет приподнятости замысла, величественности и грандиозности архитектурных композиций.

Выдающимся мастером архитектурного ампира в Петербурге был «мысливший ансамблями» К.М. Росси (1775-1849). По его проектам были возведены новые задания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади в Петербурге, Главный штаб, закончивший оформление Дворцовой площади, Михайловский дворец и Александрийский театр. Для архитектурных сооружений Росси характерны классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью.

Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости, интимности форм. В нем отразились все новшества эпохи, но отчетливее проступали национальные черты. Особенностью решения ансамблевым задач в послепожарной Москве было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Особенно плодотворно и разнообразно творчество О.И. Бове (1784-1834), который после 1812 г. был главным архитектором «фасади-ческой части» Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей. Он возведет здания Большого и Малого театров, Триумфальную арку в память победы русского народа в войне 1812 г., провел реконструкцию Красной площади. А.А. Бетанкур (1758-1824) и О.И. Бове воздвигли здание Манежа, оформление которого также символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне. Д. Жилярди (1788-1845) заново отстроил разрушенный пожаром Московский университет. По проектам Жилярди был возведен в Москве великолепный дом Лукиных на Никитском бульваре, а по проекту архитектора А.Г. Григорьева (1782-1868) - дом Хрущевых на Пречистинке. Наконец, крупнейшая совместная работа Жилярди и Григорьева - усадьба Усачевых-Найденовых на Яузе, являющаяся примером пригородной усадьбы, также решенной как целостный ансамбль.

В 30-е гг. начинается новый период в развитии архитектуры получивший название эклектики (от греческого eklektikos - выбирающий). Эклектика господствовал в архитектуре до 1890 г., пройдя в своем развитии два этана: первый (1830-1850) определяют как «романтизм», второй (1860—1890) - «историзм». Главным принципом эклектики, как архитектурного стиля является заимствование элементов (конструктивных, декоративных, орнаментальных), стилей прошлых эпох.

Эклектика в русской архитектуре развивалась в русле исканий европейского зодчества. На ее становление решающее влияние оказал романтизм. В архитектуре 30-50-х гг. проявились все черты, свойственные романтизму как художественному стилю: историзм, народность, индивидуализм (понятый как свобода творчества), просветительский пафос, вера в преобразовательную силу искусства.

В рамках архитектуры романтизма существовало несколько направлений: русско-византийский стиль (заимствовал византийскую архитектуру и русское зодчество XVI- XVII вв.) и ретроспективизм, который культивировал архитектурные формы готики, ренесс лиса, классицизма, барокко. Ведущим направлением было первое, часто называемое «национальным романтизмом». Теоретики национального романтизма (М. Быковский, И. Свиязев) выступали против жестких канонов классицизма, как архитектурного стиля в России, утверждая, что «стиль должен соответствовать климату и местности». Они ставили перед русскими зодчими цель - создание собственного архитектурного стиля. Глубокое изучение национальных традиций, творческое освоение принципов, воплощенных в старинных постройках, позволили ведущему архитектору национального романтизма К. Тону создать уникальные сооружения -Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату в Московском Кремле.

Исходя из того, что следует выбирать «стиль приличной сущности дела», К. Тон при строительстве первых зданий вокзалов Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве обратился к элементам ордерной архитектуры, соответствующей облику северной столицы. Здесь преобладающим направлением был ретроспективизм. А.П. Брюллов - брат художника - не порывая с классицистическими традициями, культивировал в архитектуре формы псевдоготики. Им были построены здания Пулковской обсерватории и здание штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади в Петербурге. А.И. Штакеншнейдер, придворный архитектор Николая I, сочетал элементы классицизма со стилистическими формами ренессанса и барокко. Самой известной его постройкой явился Ма-рпинский дворец на Исакиевской площади. Им были построены в различных стилях ряд парковых павильонов Петродворца. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А.А. Монферрана (главные его сооружения - Исааки-евский собор и Александровская колонна в Петербурге).

Видное место в системе изобразительных искусств Скульптура занимала скульптура. Именно в это время были созданы многие памятники известным историческим личностям, возникли оригинальные произведения станковой и декоративной пластики, а также скульптурные портреты. Скульптура стала часто использоваться для украшения зданий, являясь органической частью городских, дворцовых и парковых ансамблей. Расцвет скульптуры в рамках классицизма пришелся на первую четверть XIX в. Крупнейшим мастером пластического искусства был И.П. Мартос (1792-1835), автор знаменитого памятника Минину и Пожарскому в Москве, скульптур на Большом каскаде Петродворца, рельефа, украшающего Казанский собор в Петербурге, а также многочисленных надгробий (Собакиной, Куракиной, Гагариной), которые в то время превратились в один из развитых и своеобразных жанров скульптуры.

Известным мастером той поры был Б.И. Орловский (1793— 1837). Он вошел в историю русского искусства как автор знаменитых памятников героям Отечественной войны 1812 г. - Кутузову и Барклаю де Толли, установленных перед Казанским собором в Петербурге. Оба памятника являются не только свидетельством высокого мастерства скульптора, но и отражают особенности русской пластики, всегда тяготевшей к темам большого патриотического содержания. Черты романтизма в скульптурах Орловского видны в колоссальной фигуре ангела с крестом на вершине Александровской колонны в Петербурге.

Мастерами монументально-декоративной скульптуры были известные матера Ф.Ф. Щедрин (скульптурная группа на здании адмиралтейства). А.П. Витали (Триумфальные ворота в Москве), А.И. Теребе-нев (Атланты портика Нового Эрмитажа в Петербурге) и П.К. Клодт. Последний создал ряд известных памятников в Петербурге: конные группы на Аничковой мосту, памятник баснописцу Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I на коне на Исакиевской площади.

В истории русской живописи классицизм (акаде-Живопись мизм) был гораздо менее плодотворен, чем в архитектуре и скульптуре. Гражданственные идеалы эпохи, за немногим исключением, выражены в ней не так глубоко, художественные достоинства гораздо менее значительны. В живописи более органично воплотились творческие позиции романтизма, который порой вступал с классицизмом в весьма тесное взаимодействие Вступая в противостояние с нормативностью классицизма, романтизм соединялся с ним, подчиняя его своим задачам. В то же время, в течение всего данного периода, происходило неуклонное углубление тенденции непосредственного, реалистического отображения действительности. Это направление к середине XIX в. становится ведущим в живописи.

Центром классицизма в живописи была Петербургская академия художеств. Для академизма были характерны библейско-ми-фологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. Черты искусства, культивируемые Академией, наиболее полно проявились в работах воспитанников и профессоров Академии А.И. Иванова (1776-1848), А.Е. Егорова (1776-1851), В.К. Шебуева (1777-1855).

В академической живописи по словам поэта К. Батюшкова отсутствовала «нища для ума и сердца». Эмоционально-насыщенной, оставляющей в сердце «продолжительное воспоминание», стала живопись романтиков. Черты этого направления наиболее отчетливо проявились в портретном жанре. Русский романтический портрет начала XIX в. вобрал в себя лучшие этические идеалы предде-кабристской поры. Именно здесь нашел наиболее полное выражение гуманизм пушкинской эпохи. Образ человека, созданный художниками-романтиками, соединил в себе начало лирическое, интимное с началом гражданственно-патриотическим, воспитанным идеями русского просветительства XVIII в., Отечественной войной 1812 г. и декабризма. Особый интерес проявляется в это время к жанру автопортрета, понимаемого как «исповедь души», как утверждение ценности творческого начала в человеке.

Наиболее полно романтический идеал воплотился в творчестве портретиста О.А. Кипренского (1782-1836). Его стиль вобрал черты классической гармонии и сентиментализма. Художник искал в человеке возвышенное, духовное начало, передавал в портрете сложный внутренний мир, настроение и переживание человека. Кипренский создал лучший, прижизненный портрет А.С. Пушкина (1827). Написанный с натуры портрет великого поэта исторически конкретен и вместе с тем, в нем ощущается стремление дать собирательный образ идеальной творческой личности.

Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. Основной теме" творчества С.Ф. Щедрина (1791-1830) стала природа Италии -«земли обетованной» для русского художника того времени. Для современников художника Италия представлялась родиной искусства и свободы, своеобразной романтической антитезой обшественным порядкам феодально-крепостнической России. В своих работах Щедрин раскрывает гармонический светлый образ «Златой Италии», где природа близка и доброжелательна к людям. Он первым в русском изобразительном искусстве открыл пленэрную живопись (живопись на открытом воздухе от французского - plein air), понимаемую как «исповедь души», как утверждение ценности творческого начала в человеке.

В.А. Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталисте -кой традиции конца XVIII в., испытавший на себе романтическое влияние начала XIX в., к 20-м гг. выработал самостоятельную, образную концепцию. Он жанрсзировал портер, т.е. связал изображаемого на полотне человека с той обстановкой, которая его окружает (портрет А.С. Пушкина - 1827 и автопортрет - 1846). Он любил показывать человека за его любимым занятием. Таковы его жанровые портреты - «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист».

Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А.Г. Веницианов (1780-1847) стал родоначальником бытового жанра. Не затрагивая острейших коллизий крепостной деревни, художник идеализировал и поэтизировал обыденные явления крестьянского быта («Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве»). Творчество Венецианова стало начальным этаном формирования реализма в русской живописи. Привлекая интерес передовых людей к положению и судьбам крестьянства, Венецианов и его ученики много сделали для утверждения демократического искусства.

Во второй трети XIX в. ведущим жанром в живописи становится историческая картина. Художники, проявляя интерес к драматическим событиям реальной и библейской истории, к сюжетам «глобального характера, в рамках идеалистической концепции, ставили основной вопрос современности - о путях дальнейшего развития России, трактовали о тех или иных позиций актуальную проблему русской культуры тех лет - проблему народности.

В исторической живописи 30-40-х гг. происходило проникновение друг в друга классицизма и романтизма. Впервые оба направления были соединены К.П. Брюлловым (1799-1852) в знаменитой картине «Последний день Помпеи» (1830-1833). По мнению А.И. Герцена драматизм сюжета был своеобразным отголоском событий середины 20-х гг. в России и той атмосферы политической Реакции, которая установилась в России. Замысел картины строился на романтическом эмоциональном контрасте между моральным и физическим совершенством изображаемых людей и неизбежной их гибели. Картина произвела колоссальное впечатление На современников. «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день», - писал один из поэтов того времени.

Брюллов, будучи талантливым портретистом, продолжал эволюцию от парадного портрета с неким сюжетным повествованием («Всадница» - 1832) к более непосредственному изображению модели в ее конкретных социальных чертах. В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма.

Свою романтическую концепцию исторической картины дал лидер академической школы живописи Ф.А. Бруни (1799-1875). Его картина «Медный змий», над которой он работал 15 лет, изображая библейскую сцену - наказание евреев, возроптавших во время скитаний после египетского плена на бога, за что бог наслал на них мириады ядовитых змей. Страдание, страх, отчаяние, безысходность возвращают восставший народ в рабскую покорность божеству.

Значительное место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова (1806-1858). Картина «Явление Христа народу», которой художник посвятил 20 лет упорного труда, явилась главным делом его жизни. Основная идея картины - убежденность художника в необходимости нравственного обновления людей. Современники восприняли эту картину как выражение ожидания близкого освобождения народа в обстановке кануна падения крепостного права. В толпе, изображенной на картине, передовые люди видели народ, жаждущий правды и свободы.

Огромных успехов добился Иванов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажные этюды как вспомогательную работу к своей основной картине. Особое место в творчестве Иванова занимают неоконченные «Библейские эскизы», в которых закладывались черты реалистического метода. На переломе двух эпох русской живописи А. Иванов, по выражению И. Крамского, «святой, великий и последний потомок Рафаэля», органически соединил монументальность классического искусства с реализмом.

Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П.А. Федотова (1815-1862), которому были присущи глубина достижения жизни, ее драматической сути. Наиболее полно раскрылся талант художника к жанровой живописи, где он прошел путь от карикатурных сюжетов, перегруженных деталями («Свежий кавалер» - 1846, «Разборчивая невеста» - 1847), к трагическим и лаконичным образам («Вдовушка» - 1851); и, наконец, к метафоричности образной системы («Анкор, еще анкор!» - 1851, «Игроки» - 1852).

Достаточно широкое развитие получили художественные выставки. Помимо академических выставок, начало которых относится ко второй половине XVIII в., с 20-х гг. XIX в. стали проводиться выставки Общества поощрения художеств в Петербурге, с 30-х -Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?