Памятник Державину (Казань)
Многим россиянам известно стихотворение «Памятник» - наиболее выдающееся произведение русского поэта Гавриила Романовича Державина, сочиненное в 1795 г. В нем звучит необходимость прославления литературного труда, выражается собственное видение цели искусства - приобщение к прекрасному и избавление от всякого рода непристойностей.
Лучшим увековечиванием памяти для него самого является почитание творчества. Но на родине – в Казани люди придерживались другого мнения, пожелав видеть талантливого замляка запечатленным в архитектуре для потомков. Мысль о памятнике у горожан возникла в 1816 г. сразу после его кончины.
Создание
Идею в скором времени поддержало общество ценителей словесности столицы Татарстана, однако, неожиданно натолкнувшуюся на препятствия от бюрократических инстанций. Задумку пришлось отодвинуть на многие годы. К благому намерению разработки проекта возвращаются только через 14 лет. И снова отклонение Императорской академией художеств.
Трудности появляются вовсе не из-за недостатка финансирования. Напротив, после объявления Николаем I о предстоящем намерении, сбор для скульптурной композиции будто полился рекой. Многие негоцианты посчитали долгом откликнуться на призыв. Из-за значительного количества поступивших средств комиссия отвергает ранее утвержденный вариант, желая его улучшить. Конкурс возобновляется, после которого император самолично выбирает понравившийся, которым оказывается совместная деятельность Гальберга и Тона.
Установка
Место лично указал самодержец - дворик университета. Как часто случается, денежные запасы на завершающей стадии скудеют и для окончания в 1847 г. за финансовой помощью приходится снова взывать к народу.
Монумент так понравился местным жителям, что через 24 г. его переносят снова на добровольные пожертвования граждан на Театральную площадь. На этот раз бронзовый гений предстает античным героем – в сандалиях, держащий лиру и стиль, с непокрытой головой. Не менее воодушевляют, размещенные с 3-х сторон, элементы украшения на барельефах:
Внемлющие музы.
Аллегорические День и Ночь.
Образ Просвещения, побеждающий Невежество.
Демонтаж
После революционных событий власти показалось лишним расположение фигуры придворного певца самодержавия в центральной части города. В 1930 г. скульптура отправляется на переплавку, исчезает постамент из красного мрамора. Освободившееся пространство заполняется гипсовым бюстом Емельяна Пугачева, не представляющего столь художественной ценности.
К 260-летию, в 2003 г. казанцы возвращают знаменитого земляка. Ввиду нахождения на прежнем месте Оперного театра, монумент сооружают в Лядском саду. Авторам Махмуду Гасимову и Розалии Нургалеевой предстоит восстановление по немногим фотоснимкам, сохранившимся за счет уцелевших осколков от оригинала Тона и Гальберга.
Результат получился превосходным с некоторой оговоркой. Нынешний Державин не столь внушительный из-за отсутствия лестницы у подножия и высокого мраморного постамента. Поклонники художника слова могут лицезреть другое архитектурное сооружение в Томске и небольшой бюст на территории его петербургской резиденции.