Русь в период феодальной раздробленности (до Батыева нашествия)
Феодальная раздробленность. В середине XII в. большинство русских князей окончательно перестают считаться с властью киевского князя. Этому способствовал рост вотчинного землевладения и развитие городов. Бояре и города достаточно усилились, чтобы не подчиняться Киеву, который не мог обеспечить им при необходимости эффективную защиту; с этой задачей лучше справлялись местные князья, получавшие поддержку вотчинников и горожан. Все это наряду со стремлением самих князей к независимости вело к обособлению различных княжеств от Киева. Борьба за сам Киев, однако, не прекращалась, ибо он оставался самым престижным столом и крупнейшим городом Руси.
В Черниговской земле княжили потомки Олега и Давыда Святославичей, а после пресечения в 1167 г. рода Давыда (Давидовичей) — только Олега (Ольговичи). В 1127 г. Всеволод Ольгович согнал с черниговского стола своего дядю — Ярослава Святославича, и тот стал править в Муромо-Рязанской земле, которая в результате обособилась от Черниговской. В Смоленской земле утвердились Ростиславичи — потомки Ростислава, сына Мстислава Великого. Ростово-Суздальское княжество (или Низовская земля) стало «отчиной» (наследственным владением) сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого и его рода. В Полоцкой земле, обособившейся еще в начале XI в., правил род Изяслава, сына Владимира Святославича. В Турово-Пинском княжестве с трудом утвердились потомки Святополка Изяславича. Волынь оказалась под властью сына Мстислава Великого Изяслава и его рода. В Галицкой земле княжили потомки Володаря Ростиславича. Когда их линия в 1199 г. пресеклась, началась жестокая борьба за Галич, в которой победил в 30-х годах XIII в. правнук Изяслава Мстиславича Даниил Романович. В Переяславском княжестве правили представители различных ветвей рода Мономаховичей — отпрыски как самого Владимира Мономаха, так и его сыновей Мстислава Великого и Юрия Долгорукого. В Киевской и Нов-городско-Псковской землях вообще не закрепилась какая-либо династия.
Раздробленность, обусловленная объективными социально-политическими причинами, была неизбежным этапом в истории Руси — через нее прошли практически все государства средневековой Европы. До определенного момента она позитивно влияла на развитие Руси, но в условиях монгольского нашествия стала роковым фактором в ее судьбе.
Борьба за Киев. После смерти Мстислава Великого в Киеве сел его брат Ярополк. В 1135 г. Он передал Пере-славль племяннику Всеволоду Мстиславичу, но того изгнал брат Ярополка Юрий Долгорукий, впрочем, также не удержавший города. Распря затянулась. Кроме того, против Ярополка выступил черниговский князь Всеволод Ольгович, который разбил его на р. Супой и вынудил отдать ему Курск и города по р. Сейм. В 1139 г. Ярополк умер, и ему наследовал его брат Вячеслав, но того согнал с киевского стола Всеволод Черниговский как старший из потомков Ярослава Мудрого. Он попытался также отобрать Переяславль у младшего из Мономаховичей, Андрея, но неудачно. В целом власть Всеволода была сильнее, чем у Ярополка: по его зову князья (кроме Юрия Долгорукого и Владимирко Галицкого) ходили с ним в походы, по его требованию они признали его преемником брата Игоря. Поэтому некоторые историки считают именно Всеволода Ольговича, а не Мстислава Великого последним князем единой Руси.
После смерти Всеволода Ольговича в Киеве сел его брат Игорь. Однако вскоре киевляне восстали и свергли его. В Киеве сел волынский князь Изяслав Мстиславич. при попустительстве которого Игорь был убит толпой. Между Изяславом и его дядей, ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким, началась длительная распря за Киев, в которой участвовали Ростислав Смоленский, сын Владимира Мономаха Вячеслав Туровский, черниговские Ольговичи и Давыдовичи. Киев не раз переходил из рук в руки. В 1154 г. Изяслав умер, и в 1155 г. его, наконец, занял Юрий. В 1157 г. умер и он. В 1159 г. после новых распрей в Киеве сел Ростислав Смоленский, который благодаря умелому лавированию сумел удержаться там в 1167 г.; его кончина дала толчок новой усобице. В 1169 г. Киев взяли и разграбили (при участии половцев) войска сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. Но он не сел в нем сам, а отдал его (случай неслыханный!) младшему брату Глебу. После смерти Глеба (1171) Андрей поссорился с Ростиславичами и в результате распри с ними потерял Киев, за который начинается борьба между Оль-говичами и Ростиславичами. В итоге сам город и права старшинства остались за Святославом Всеволодовичем (из рода Ольговичей), а Киевская земля — за Рюриком Рос-тиславичем (1182). В 1194 г. Святослав умер, и в Киеве сел Рюрик. Но уже в 1195 г. он поссорился с Романом Мсти-славичем Волынским. В ходе начавшейся распри Киев не раз переходил из рук в руки, в 1202 г. его подвергли страшному разгрому войска Рюрика, в которых были и половцы. Роман вернул себе город, но в 1205 г. пал в бою с поляками. Рюрик вновь сел в Киеве, но теперь против него выступил черниговский князь Всеволод Чермный. Он изгнал Рюрика из Киева, но и сам в 1212 г. потерял его. В Киеве надолго закрепился смоленский князь Мстислав Романович (1212-1223). После его гибели в битве на Калке (см. ниже) началсь новая жестокая распря, тесно связанная с борьбой За Галич. Ею воспользовался брат владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович, который в 1236 г. сел в Киеве. Но весной 1238 г. он вернулся во Владимиро-Суз-дальскую землю, уже разоренную монголами, чтобы наследовать погибшему брату Юрию. Еще два князя сменилось в Киеве, пока им в 1240 г. не овладел Даниил Галицкий. Но уже в декабре 1240 г. город разорили монголы.
Крупнейшие княжества Руси. В состав Киевского княжества входили помимо Киева Белгород, Вышгород, Треполь, Овруч (Вручий), Торческ и др. Иногда князья наделяли своих родственников владениями в Киевской земле. Так, например, сыновья Ростислава Смоленского держали после его смерти Белгород, Вышгород, Треполь. Это увеличило возможности Ростиславичей в борьбе за Киев, которые они не раз реализовывали.
Важнейшими городами Черниговского княжества были Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Путивль, Брянск и др. В середине XII в. почти независимым стало Новгород-Северское княжество, но позднее оно снова вошло в орбиту влияния черниговских князей. Со 2-й половины XII в. у Ольговичей установилась четкая система передачи власти по старшинству, поэтому распрей среди них практически не случалось. Именно эта сплоченность была одной из важнейших причин их успехов в борьбе за Киев. Из числа черниговских князей следует назвать Святослава Ольговича — союзника Юрия Долгорукого, Святослава (в 1180-1194 гг. княжил в Киеве) и Ярослава Всеволодовичей, Игоря Святославича — героя «Слова о полку Игореве», Всеволода Чермного— соперника Рюрика Ростиславича.
Ростово-Суздальское (или В.шдимиро-Суздальское) княжество возвышается при сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком, основавшем в этих краях, на северо-востоке Руси, новые города — Юрьев-Польской, Москва, Дмитров и др. Когда Юрий сел в Киеве, его сын Андрей Боголюбский самовольно уехал в Ростово-Суздальскую землю, подальше от бесконечных усобиц. После смерти Юрия Андрей, как уже говорилось, не пожелал сесть в Киеве, когда в 1169 г. город взяли его войска. При нем заметно выросло значение Владимира в ущерб старым центрам — Ростову и Суздалю. В своих владениях он чувствовал себя полновластным хозяином: свел с местных столов своих братьев; разогнал дружинников отца, а со своими обращался как со слугами; по его приказу был казнен боярин Кучкович. В 1174 г. Андрей был убит заговорщиками. Началась распря между его братьями Михаилом и Юрием и их племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами, которая завершилась в 1177 г. победой Всеволода Юрьевича (Михаил в 1176 г. умер) — Всеволода Большое Гнездо (1176—1212), прозванного так, видимо, за многочисленное потомство. При нем Владимир окончательно становится столицей Северо-Восточной Руси. Всеволода часто считают сильнейшим князем того времени, но это не совсем верно: он вмешивался в борьбу за Киев, но на обладание им уже не претендовал; не раз побеждал рязанских князей, но полностью их сопротивление так и не сломил; успешно ходил на волжских булгар, но лишь при поддержке Святослава Киевского.
После смерти Всеволода владимирский стол должен был перейти к его старшему сыну Константину Ростовскому, а Ростов — ко второму сыну, Юрию. Но Константин отказался передать Ростов Юрию, желая удержать его за собой вместе с Владимиром. Тогда Всеволод передал Владимир Юрию. Когда Всеволод умер, началась распря Константина с братьями Юрием и Ярославом. В 1216 г. при поддержке новгородского князя Мстислава Удатного Константин одержал победу в Липицкой битве и сел во Владимире. Но уже в 1218 г. он умер, и во Владимир вернулся Юрий (1218—1238). Он успешно воевал с волжскими булгарами, а в 1221 г. в качестве форпоста против них основал Нижний Новгород. В борьбу за Киев Юрий не вмешивался.
В Волынском княжестве правили, как уже говорилось, потомки Изяслава Мстиславича. Местными княжескими центрами были Луцк, Пересопница, Дорогобуж, Белз. Изяслав и его сын Мстислав занимали также и киевский стол. Сын Мстислава Роман в жестокой борьбе с Рюриком Ростиславичем также овладел Киевом, а в 1199 г. при поддержке краковского князя Лешека захватил Галич, где пресекся княжеский род. В 1205 г. он двинулся против своего бывшего союзника Лешека и погиб в бою с ним при Завихосте, а его держава развалилась. Жена и малолетние сыновья Романа Даниил и Василько бежали из Галича на Волынь. Лишь после долгой борьбы им удалось восстановить свою власть над Галичем. В дальнейшем судьбы Галицкой и Волынской земель тесно переплетаются.
Галицкое княжество возникло в результате слияния Теребовльской, Перемышльской и, возможно, иных волостей. Его особенностью была невиданная в других княжествах мошь местного боярства, а также соседство Польши и Венгрии, не раз влиявших на судьбы Галича. Первый галицкий князь Владимирко Володаревич помогал Юрию Долгорукому в борьбе за Киев, воевал с венграми, а также своим племянником Иваном Берладником. Наивысшего расцвета Галицкая земля достигла при сыне Владимирко Ярославе Осмомысле (1153—1187). Однако и Ярославу, и его сыну Владимиру пришлось вести упорную борьбу с боярами. Владимир обращался за помощью к венграм, полякам, Всеволоду Большое Гнездо. Наконец ему удалось укрепиться в Галиче, но в 1199 г. он умер, не оставив наследника. Галич захватил Роман Волынский, который начал террор против строптивых бояр. Но в 1205 г. он погиб, и началась 30-летняя борьба за Галич, на троне которого побывали и сын Романа Даниил, и сыновья Игоря Святославича Черниговского, и венгерский принц Кальман, и галицкий боярин Владислав, и Мстислав Удатный. Лишь в 1238 г. Даниил утвердился в Галиче, а в 1240 г. захватил Киев и восстановил таким образом державу отца. В 1245 г. он разгромил под Ярославом венгерско-черниговское войско и сохранил за собой Галич, но Киев у него отняли монголы.
Новгородская земля. Изначально Новгород занимал особое положение среди русских земель. Он не раз был опорой претендентов на киевский престол — Владимира Святославича, Ярослава Мудрого. Как правило, в Новгороде княжил старший сын киевского князя, и поэтому там не сложилось своей династии, какие уже в конце XI в. были в Чернигове, Галиче, Полоцке. Со 2-й половины XI в. власть Киева над Новгородом стала слабеть: в 1102 г., например, новгородцы не пожелали принять у себя сына Святополка Изяславича, и это сошло им с рук. В 1136 г. они изгнали Всеволода, сына Мстислава Великого, и с тех пор стали сами приглашать к себе князя. Он должен был защищать Новгород, для чего приводил с собой дружину; вершить третейский суд; представлять Новгород на переговорах и др. За это он получал солидную часть доходов от различных сборов. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли — «указывали путь». В отношении владимирских князей это была опасная политика — они не раз перерезали подвоз хлеба в Ново-город, что приводило к голоду. Помимо них в Новгороде обычно княжили Ростиславичи и реже — Олеговичи.
Новгород делился на Софийскую и Торговую стороны, те, в свою очередь, делились на концы, а концы — на улицы. Каждому концу принадлежала определенная часть обширных новгородских владений, простиравшихся от Балтики до Урала. Боярские группировки, контролируя концы и улицы, не раз стравливали их собрания между собой, что приводило к кровавым потасовкам. В общегородском вече участвовали лишь самые влиятельные лица — порядка 500 человек (именно столько вмещала раскопанная археологами вечевая площадь). Высшим должностным лицом был посадник (позже их стало несколько), важную роль играли тысяцкие, чьи функции не вполне ясны, а также архиепископ, с 1156 г. избиравшийся на вече и нередко примирявший между собой враждующие боярские группировки.
В зависимости от «Господина Великого Новгорода» находился его «младший брат» — «Господин Псков», который впоследствии станет русским форпостом в борьбе с крестоносцами.
Внешняя политика русских земель. Каждое княжество или земля проводили самостоятельную внешнюю политику. От того времени сохранились тексты некоторых договоров: Новгорода — с островом Готланд и немецкими городами (1191-1192), Смоленска — с Ригой и Готландом (1229 и 1236). Во второй половине XII в. усиливается половецкая опасность. После поражений в начале XII в. половцы появлялись на Руси лишь как наемники князей, но постепенно они стали переходить к самостоятельным действиям. К 70-м годам XII в. складываются две мощных половецких орды — в Приднепровье во главе с ханом Кончиком и на Северском Донце (правый приток Дона) во главе с Кобяком. В 1180 г. Кончак и Кобяк помогали Святославу Киевскому в борьбе против Рюрика Ростиславича, но когда оба князя помирились, то выступили совместно против ханов. В 1184 г. Кобяк был разгромлен и взят в плен на р. Орел и, а в марте 1185 г. Святослав и Рюрик разбили и Кончака. В апреле того же года начал поход против половцев новгород-северский князь Игорь Святославич. После первых успехов он потерпел поражение от ханов Кончака и Гзака и попал в плен вместе с сыном, братом и племянником. Развивая успех, Гзак напал на владения Игоря, а Кончак — на Переяславское княжество, но серьезных результатов не достигли. Вскоре Игорь бежал (или, может, был отпущен Кончаком) из плена.
Борьба с половцами продемонстрировала определенную сплоченность русских князей: в боях с Кончаком и Кобяком участвовали отряды из Киева, Переяславля, Луцка, Пинска, Галича и др. К концу XII в. активность половцев резко упала, они ограничивались лишь участием в распрях князей, что было связано с дроблением половецких орд и их переходом к оседлости. Продолжали заключаться браки между русскими князьями и дочерьми половецких ханов.
Активно вмешивались в русские дела Польша и Венгрия, о чем уже говорилось при описании событий в Галицко-Волынской Руси. В источниках есть указания на зависимость Владимирко Галицкого от Византии, а также намеки на русские посольства в Константинополь и военные столкновения русских с византийцами (впрочем, вопрос о них спорен). В 1203 г. князь Роман Мстиславич принял у себя изгнанного крестоносцами императора Византии Алексея III. Сообщение о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 г. было крайне отрицательно воспринято на Руси — сказалось единство религии и основанные на нем давние и прочные церковные и культурные связи.
Культура домонгольской Руси. Культура языческой Руси оставила крайне скудные следы. От восточнославянской мифологии дошли лишь отдельные элементы — имена и изображения богов, представления о леших, русалках, домовых, некоторые праздники и обряды. Письменные источники сообщают о языческих капищах, теремах и палатах власть имущих; результаты раскопок дают представление о некоторых видах искусства и ремесел. Возможно, что уже в дохристианскую пору возникли первые былины — о Михаиле Потоке, Дунае и др.
Литература. Мощный толчок развитию культуры дало крещение Руси. Довольно широкое распространение получила грамотность. От XI в. дошли первые памятники древнерусской письменности — «Остромирово Евангелие» (1056), «Изборник» Святослава Ярославича (1073), берестяные грамоты. Появляется немало переводных трудов (в основном с греческого — «Хроника» Георгия Амар-тола, «Иудейская война» Иосифа Флавия и др.). Возникает и собственно древнерусская литература.
Одним из первых памятников ранней русской литературы является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). В нем проводится мысль о вхождении Руси после ее крещения в семью христианских народов, подчеркиваются заслуги в этом отношении Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, но не принижается и дохристианское прошлое Руси, указывается на ее известность «во всех четырех концах земли».
Во 2-й половине XI — начале XII в. возникают такие произведения житийной литературы, как «Житие Феодосия Печерского» (игумена Киево-Печерского монастыря), написанное монахом Нестором, и «Сказание о Борисе и Глебе». Сыновья Владимира Святославича изображены истинными христианскими мучениками: Борис отказался поднять руку на Святополка, как на старшего, и погиб, покинутый дружиной, а Глеб и вовсе добровольно принял смерть.
Христианская идеология нашла отражение и в «Поучении Владимира Мономаха», где князь отговаривает сыновей от убийств, и в письме Олегу Святославичу, написанному после гибели в бою с Олегом сына Владимира, Изяслава. Знаменательно, что Мономах обратился с письмом-увещеванием к врагу, а не бросился мстить за сына.
Во Владимиро-Суздальской земле были созданы «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. В них с грустью отмечается, скольких невзгод исполнено человеческое бытие, но, несмотря на них, нужно укреплять сердце красотой и мудростью, бороться со злом, помогать ближнему. Даниил резко критикует боярство и призывает князя быть защитником слабых и угнетенных.
Подлинной вершиной древнерусской поэзии является «Слово о полку Игореве». Автор с замечательной художественной силой описывает поход Игоря Новгород-Северского на половцев, сетуя на распри князей, не позволяющие им сообща разгромить кочевников. Он поименно обращается к ведущим князьям того времени, призывая их забыть разногласия и «вступить во злато стремя», чтобы оборонить Русь от врагов. В «Слове» немало языческих мотивов, христианские же практически отсутствуют. Это, а также отсутствие подлинника (он сгорел во время пожара Москвы в 1812 г.), некоторые исторические ошибки, филологические особенности породили споры о датировке «Слова». Многие ученые (Б. А. Рыбаков, Д. С.Лихачев и некоторые другие) относят его к концу XII в., но существует также гипотеза (ее отстаивал А. А. Зимин), что оно было написано в XVIII в.
Развивается такой жанр, как летописание. Создание первых летописных сводов относят и к концу Хв., и ко времени Ярослава Мудрого, и ко 2-й половине XI в. Самим сводам, вероятно, предшествовали отдельные записи. Наиболее ранней из сохранившихся летописей является «Повесть временных лет», дошедшая в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Она была составлена в начале XII в. упомянутым выше Нестором (его авторство иногда отрицается). Созданная на основе как русских, так и иностранных (видимо, переводных) источников, она описывает ход русской истории до 1110 г., особенно подробно — события после смерти Ярослава Мудрого. Хотя автор явно сочувствует Владимиру Мономаху, при котором «Повесть» и была закончена, в целом он достаточно объективен. В ряде важнейших эпизодов изложение достигает высокого драматического накала.
Архитектура. Сразу же по принятии христианства начинается строительство каменных храмов. В 991—996 гг. в Киеве была возведена знаменитая Десятинная церковь, чьи фундаменты были обнаружены археологами. При Ярославе Мудром в Киеве были сооружены Золотые ворота и Софийский собор, соперничавший с одноименным собором в Контантинополе. Софийский собор воздвигается в середине XI в. и в Новгороде. Около 1036 г. строится Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В Новгороде в 1113 г. возводится собор св. Николы на Ярославовом дворище, в 1119г.— Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря, а около 1150г.— Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове.
С середины XII в. в архитектуре все более наблюдается сочетание местных и византийских традиций с западноевропейским (романским) стилем. Выдающихся успехов достигает зодчество Северо-Восточной Руси. Во 2-й половине XII в. воздвигаются резиденция Андрея Боголюбского в селе Боголюбове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, храм Покрова-на-Нерли. В 1225 г. заканчивается строительство храма Рождества Богородицы в Суздале, а в 1234 г. — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском; в его сооружении лично участвовал сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. Немало шедевров создали и новгородские зодчие: церковь Спаса-на-Нередице (1198), Параскевы Пятницы на Торгу (1207), храм Рождества Богородицы в Перынском скиту (20-е годы XIII в.). Следует отметить, что многие церкви рушились вскоре после возведения, так как строили их быстро и потому не всегда тщательно.
Живопись. Храмы богато украшались иконами, мозаикой, фресками. Особенно знамениты фрески Софийского собора в Киеве. Помимо библейских сюжетов, они сохранили облик членов семьи Ярослава Мудрого, а близ лестницы, ведущей на хоры, художник изобразил даже пляски скоморохов. Шедеврами мозаичного искусства являются изображения Дмитрия Солунского в Михайловском Златоверхом монастыре и святых Лаврентия и Василия Великого в Софийском соборе Киева (XI в.). Среди памятников иконописи следует назвать «Георгия Воина» (XI — начало XII в.), «Спаса Нерукотворного» (конец XII в.), «Богоматерь Великую Панагию», оглавного «Деисуса», «Богоматерь Белозерскую», «Дмитрия Солунского на троне», «Успение Богоматери» из Киевской Десятинной церкви (1-я половина XIII в.) и др.
Ремесла. Успешно развивалось и ремесло. Уже с X в. плотники мостили улицы Новгорода. О мастерстве камнерезов свидетельствует великолепная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Об уровне ювелирного искусства можно судить по окладу Мстиславова Евангелия, украшениям из рязанского клада 1822 г., шлему князя Ярослава Всеволодовича, найденному на поле Липицкой битвы и др.