Раннее Возрождение и гуманизм в Италии ХIV-ХV вв.

 

Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения. Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она за­рождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодализма, что было связано прежде всего с широким распро­странением товарно-денежных отношений. Зарождались раннекапиталистические элементы. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчине­ние деревни городу, широкий размах ремесленного производст­ва, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок (см. гл. 13).

Хотя ведущие позиции в политической жизни большинства итальянских государств принадлежали нобилитету и верхушке по-поланства, высокую социальную активность проявляли средние слои пополанства и городские низы. Богатый, процветающий ита­льянский город стал основой формирования культуры Возрожде­ния, светской по своей общей направленности, отвечавшей по­требностям общественного развития. Крупное купечество, вер­хушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на со­оружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на обра­зование детей, создание домашних библиотек и т. п. Это увели­чивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, ква­лифицированных учителях.

Успех на государственной службе во многом определялся тогда совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространени­ем начального образования в школах, содержавшихся на средства городской коммуны, а также профессионального обучения в лав­ках ремесленников и торговцев.

Интенсивная жизнь итальянского города давала мощные им­пульсы развитию светской культуры Возрождения, решительно отходившей от церковно-схоластической традиции средневековья, оплотом которой оставались монастырские школы и университе­ты. Складывание новой культуры было подготовлено и общест­венным сознанием, изменениями в настроениях различных со­циальных слоев, особенно пополанства и зарождавшейся в его недрах ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринима­тельства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, на­копительству, тягой к богатству, неразборчивостью в средствах. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо просту­пали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возмож­ностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогаще­ние», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека — важный идейный фактор, оказавший влияние на возникновение и дальнейшее формирование культуры Возрождения.

Этот процесс имел наряду с собственно историческими и исто­рико-культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с вы­сокоразвитой культурой античности, во многом утраченной в VI —XI вв. и лишь частично возрождавшейся в XII—XIII вв. До­стижения древних ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов послужили образцом, точкой отсчета для творцов культуры Возрождения, которые стремились не только подражать своим предшественникам, но и превзойти их. У культуры Воз­рождения были и средневековые корни — светские традиции го­родской, народной, рыцарской культуры (см. гл. 21).

Понятие «Возрождение». Термин «Возрождение» (итал.Rinascimento, во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. оз­начал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысяче­летнего упадка». Отношение деятелей новой культуры к «средне­вековому варварству» было подчеркнуто негативным.

По своей сущности культура Возрождения была культурой пере­ходной эпохи от феодального строя к капиталистическому, сложной по своей социальной основе, но во многом отразившей устремления наиболее передовых слоев феодального общества. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых раз­ных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуре стали достоянием всего обще­ства, хотя в большей мере — образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявляли интерес и материально сти­мулировали ее развитие представители крупного купечества, фе­одальной знати, городского патрициата, правители итальянских, а с конца XV в. и других европейских государств, наконец, пап­ский двор и часть духовенства. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несрав­ненно большее значение имели для них высокий уровень образо­вания, художественные достоинства литературы и искусства, но­вые формы архитектуры, даже мода.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, свет­ски-рационалистическое по своей главной направленности миро­воззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, актив­ной, деятельной жизни.

Ранний гуманизм. Программа новой культуры. Отдельные эле­менты гуманистической мысли были уже в творчестве Данте (см. гл. 21), хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках сре­дневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы про­вел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все бо­гатство его души. Высокие художественные достоинства, нова­торство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным.

Гуманистические идеи Петрарка развивал и в латинских прозаи­ческих сочинениях — диалоге «Моя тайна», трактатах, многочис­ленных письмах. Он стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей анти­чных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изу­чением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особен­но этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенст­вованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (досл. — человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный тол­чок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых сте­реотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоз­зрении, осмысление права человека на радость земной жизни, на­слаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стрем­ление к славе — становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры — средневековая и ренессансная.

Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Он возвеличивал филологию, науку о слове, в котором отражает­ся суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа станов­ления новой культуры в главных чертах была намечена Петрар­кой. Ее разработку завершили его друзья и последователи — Бок­каччо и Салютати, творчество которого завершает этап раннего гуманизма в Италии.

Жизнь Джованни Боккаччо (1313—1375), происходившего из купеческой семьи, была связана с Флоренцией и Неаполем. Ав­тор, написанных на вольгаре, поэтических и прозаических сочине­ний — «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. Книга новелл «Декамерон» имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художествен­ное выражение гуманистические идеи: представления о челове­ке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом цер­ковной морали, чей ум, сметливость, мужество — именно эти ка­чества придают ценность личности — помогают выстоять в жизненных невзгодах. Смелая светская концепция человека, реа­листическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев цер­кви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам.

Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» — свод античных мифов — раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии: Боккаччо поднимает ее значение до уровня теологии, видя в обеих единую истину, лишь выраженную в разных формах. Эта реабилитация языческой муд­рости в противовес официальной позиции церкви была важным шагом в становлении светской культуры Возрождения. Возвели­чение античной поэзии, понимаемой широко, как и всякое худо­жественное творчество, — характерная черта раннего гуманизма от Петрарки до Салютати.

Колюччо Салютати (1331—1406) принадлежал к рыцарскому роду, получил юридическое образование в Болонье, с 1375 г. и до кон­ца дней занимал должность канцлера Флорентийской республи­ки. Он стал известным гуманистом, продолжив начинания Пет­рарки и Боккаччо, с которыми его связывали дружеские отно­шения. В трактатах, многочисленных письмах, речах Салютати развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как во­площение общечеловеческого опыта и мудрости. Он выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин (studia humanitatis), включавший филологию, риторику, поэтику, ис­торию, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в фор­мировании высоконравственного и образованного человека. Он теоретически обосновал значение каждой из этих дисциплин, особенно подчеркивая воспитательные функции истории и эти­ки, отстаивал гуманистическую позицию в оценке античной фи­лософии и литературы, вступал в острую полемику по этим прин­ципиальным вопросам со схоластами и теологами, обвинявши­ми его в ереси. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики — внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его кон­цепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача — построить ее согласно при­родным законам добра и справедливости. Отсюда и нравствен­ная норма — не «подвиги» аскетизма, а творческая активность во имя блага всех людей.

Гражданский гуманизм. В первой половине XV в. гуманизм пре­вращается в широкое культурное движение. Центрами его стано­вятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманис­тов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канц­леров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитар­ные дисциплины. Широкое хождение получают тексты античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения.

Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем на­мечаются различные направления. Одним из ведущих направле­ний в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший совре­менник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойст­вен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливос­ти, служения обществу и патриотизма, характерные для граждан­ского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действитель­ности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.

Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бру­ни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати, так же, как и он, в течение многих лет канцлер Флорентийской республики. Пре­красный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на мораль­ные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую ос­новы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства, Бруни отстаивал идеалы республиканизма — граждан­ские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом (он решительно осуж­дал олигархические устремления магнатов), справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руковод­ствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в консти­туции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает раз­рыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе пат­риотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая кон­цепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни — Пальмиери.

Маттео Пальмиери (1406—1475) родился в семье аптекарей, по­лучил образование в университете Флоренции и гуманистичес­ком кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О граждан­ской жизни», поэмой «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре), историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая под­линным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаи­вал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинст­ва. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обяза­тельный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, вер­ного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» (она была осуждена церковью как еретическая) высказал мысль о неспра­ведливости частной собственности, порождающей социальное неравенство и пороки.

Аламанно Ринуччини (1426—1499), выходец из знатной купе­ческой семьи Флоренции, многие годы отдал государственной службе, но был отстранен от нее в 1475 г. после конфликта с Лоренцо Медичи, фактическим правителем республики. В своих сочинениях («Диалог о свободе», «Речь на похоронах Маттео Паль­миери», «Исторические записки») отстаивал принципы граждан­ского гуманизма в условиях тирании Медичи, сводившей на нет республиканские свободы Флоренции. Политическую свободу Ринуччини возводил в ранг высшей моральной категории — без нее невозможно подлинное счастье людей, их нравственное со­вершенство, гражданская активность. В качестве протеста против тирании он допускал уход от политической деятельности и даже вооруженный заговор, оправдывая неудавшийся заговор Пацци против Медичи 1478 г.

Социально-политические и этические идеи гражданского гума­низма были ориентированы на решение актуальных задач вре­мени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости на­ходило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало воздействие на политическую атмосферу Флоренции.

Лоренцо Валла и его этическая концепция. Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов XV в. Лоренцо Валлы (1407—1457) была тесно связана с университетом Павии, где он преподавал риторику, с Неаполем — многие годы он служил сек­ретарем у короля Альфонса Арагонского, и с Римом, где он про­вел последний период жизни в должности секретаря папской ку­рии. Его творческое наследие обширно и многообразно: труды по филологии, истории, философии, этике («Об истинном и лож­ном благе»), антицерковные сочинения («Рассуждение о подлож­ности так называемой дарственной грамоты Константина» и «О монашеском обете»). Продолжая гуманистическую критику схо­ластики за ее формально-логический метод познания, Балла про­тивопоставил ей филологию, помогающую постичь истину, ибо слово — носитель исторического и культурного опыта человече­ства. Всесторонняя гуманитарная образованность помогла Валле доказать подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. Гуманист выступил с обличением римского престола в многочис­ленных преступлениях, совершенных за долгие столетия его гос­подства в христианском мире. Резкой критике подверг он и ин­ститут монашества, считая христианскую аскезу противной при­роде человека. Все это вызвало гнев римского духовенства: в 1444 г. Валлу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничест­во неаполитанского короля.

Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Считая их независимыми сферами духов­ной жизни, он ограничивал прерогативы церкви только верой. Светская культура, отражающая и направляющая мирскую жизнь, по мнению гуманиста, реабилитирует чувственную сторону чело­веческой природы, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Такая позиция не противоречит, по его убеждению, основам христианской веры: ведь бог присутству­ет в сотворенном им мире, поэтому и любовь ко всему естествен­ному означает любовь к творцу. На основе пантеистической посылки Валла строит этическую концепцию наслаждения как высшего блага. Отталкиваясь от учения Эпикура, он осуждает аскетическую мораль, особенно крайние ее проявления (мона­шеское отшельничество, умерщвление плоти), обосновывает пра­во человека на все радости земного бытия: именно для этого ему даны чувственные способности — слух, зрение, обоняние и т.д.

Гуманист уравнивает «дух» и «плоть», чувственные наслаждения и наслаждения разума. Более того, он утверждает: человеку по­лезно все — как природное, так и созданное им самим, что дарует ему радость и блаженство, — и видит в этом знак божественного благоволения. Стараясь не отступать от основ христианства, Вал­ла создал этическую концепцию, во многом с ним расходящуюся. Эпикурейское направление в гуманизме, которому учение Баллы придало особую силу, нашло последователей во второй половине XV в. в кружке римских гуманистов (Помпонио Лето, Каллимах и др.), создавших культ наслаждения.

Учение о человеке Леона Баттиста Альберти. Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Бат­тиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писате­ля, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной фло­рентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окон­чил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел бо­лее 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домо­строй»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике, Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О госуда­ре»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проек­тов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.

В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него — «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы — об отно­шении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидак­тические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре — он предназначает их для многочисленных читателей.

У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних — Платона и Аристотеля, Цицерона и Сене­ки, других мыслителей. Ее главный тезис — гармония как непре­ложный закон бытия. Гармонически устроенный космос порож­дает гармоническую связь человека и природы, индивида и обще­ства, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны — слепого случая, способного раз­рушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом — они даны ему от рождения. Все потенциальные способности человека Альберти объединяет емким понятием virtu (итал., дословно — доблесть, способность). Воспитание и образо­вание призваны развить в человеке естественные свойства нату­ры — способность познавать мир и обращать себе на пользу до­бытые знания, волю к активной, деятельной жизни, стремление к добру. Человек по природе творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд — вот силы, помогающие бороться с преврат­ностями судьбы и ведущие к счастью. А оно — в гармонии лич­ных и общественных интересов, в душевном равновесии, в зем­ной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела. Этика Альберти носила последовательно светский характер, она была полностью отделена от теологической проблематики. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни — именно в ней человек может раскрыть природные свойства своей натуры.

Одной из важных форм гражданской активности Альберти счи­тал хозяйственную деятельность, а она неизбежно связана с нако­пительством. Он оправдывал стремление к обогащению, если оно не порождает чрезмерной страсти к стяжательству, — ведь она может лишить человека душевного равновесия. В отношении к богатству он призывает руководствоваться разумной мерой, ви­деть в нем не самоцель, а средство служения обществу. Богатство не должно лишать человека нравственного совершенства, наобо­рот, оно может стать средством для воспитания добродетели — щедрости, великодушия и т.д. В педагогических идеях Альберти овладение знаниями и обязательный труд играют ведущую роль. Он возлагает на семью, в которой видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает самодовлеющими: можно отказаться от государственной деятельности и сосредото­читься на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосо­стояние целого зависит от благосостояния его частей. Акцент на семье, заботах о ее процветании отличает этическую позицию Альберти от идей гражданского гуманизма, с которым его роднит нравственный идеал активной жизни в обществе.

Флорентийский неоплатонизм. Во второй половине XV в. в ита­льянском гуманизме складывается еще одно направление — фло­рентийский неоплатонизм, развивавшийся в рамках деятельности Платоновской академии, своеобразного литературно-философского центра Флоренции. Главой академии со времени ее основания в 1462 г. до конца столетия был выдающийся гуманист-философ Марсилио Фичино (1433-1499). Он перевел с греческого на ла­тинский многие сочинения Платона и античных неоплатоников, которые послужили основой для формирования философии ре-нессансного неоплатонизма. В деятельности Платоновской ака­демии принимали участие наряду с видными гуманистами — Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино — пред­ставители более широкого круга научной и художественной ин­теллигенции; Козимо и Лоренцо Медичи, оказывавшие покрови­тельство академии, присутствовали на ее заседаниях.

Характерные черты этого направления в гуманизме — культ ра­зума и знания, осмысление социальной роли науки, интерес к философско-теологической проблематике, определению места человека в мире. Здесь широко раздвигались горизонты челове­ческого познания; в мощи пытливого ума человек, чьей мысли подвластен мир, сближался с Богом.

Марсилио Фичино, изучавший медицину и философию во Флорентийском университете, в течение многих лет занимался пере­водами, разработкой проблем онтологии, космологии, гносеоло­гии, антропологии (по традиции они были прерогативой теоло­гов), подходя к их решению с неортодоксальных, гуманистических позиций. Идеалистическая в своей основе философия Фичино несет в себе черты пантеизма. Он утверждал единство прекрасно­го, упорядоченного космоса, проникнутого божественным светом, снимая, таким образом, присущее христианской доктрине проти­вопоставление творца творению. Жизненное, движущее начало космоса — душа мира, которой причастна и душа человека, что позволяет ему охватить в познании все ступени мировой иерар­хии — от низшей, материи, до высшей, чистого разума. Человек, по Фичино, — связующее звено мира. В его душе изначально за­печатлены идеи (логосы) всего сущего, поэтому он обращается к самопознанию, не нуждаясь в знании реальных вещей. Однако толчок к познанию дает наслаждение чувственной красотой мира: возбуждая в человеке любовь к ней, оно ведет его разум, озарен­ный божественным светом, к постижению сути вещей, запечат­ленной в логосах. Признавая безграничными возможности чело­веческого познания (бессмертная душа выводит его за рамки зем­ного бытия), Фичино придает особое значение интеллектуальной деятельности и нравственному идеалу созерцания. Но его идеал мудреца, сосредоточенного на познании, далек от воплощающего средневековый идеал созерцания монаха-отшельника. Как гума­нист Фичино признает равноправными чувственную и духовную стороны человеческой натуры. Идеал мудреца предполагает жизнь, исполненную творческих усилий, ведущих к нравственному со­вершенству. Обладая свободой воли, человек может идти по это­му пути, в полной мере раскрывая совершенство своей натуры, но может и погрязнуть в чрезмерных плотских удовольствиях, влекущих к пороку. Не на божественное провидение, а на самого человека возлагается ответственность за правильный выбор.

Близко к позициям Фичино учение о достоинстве человека выдающегося философа Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494). Пико принадлежал к семье графов Мирандолы, получил образование в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, завершив его в парижской Сорбонне. Он владел многими языками (классическими, арабским, халдейским, новоевропейски­ми), был глубоко эрудирован в античной и средневековой фило­софии. Будучи еще молодым человеком, он предложил для пуб­личного диспута «900 тезисов по философии, каббалистике, тео­логии», которые были осуждены церковью как еретические, а диспут запрещен. Пико был вызван в Рим, чтобы предстать перед судом инквизиции, но попытался бежать в Париж и по дороге был арестован. Спасло его заступничество Лоренцо Медичи, оце­нившего талант молодого философа. Последние годы своей не­долгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу друзей из Пла­тоновской академии, с которыми был связан еще до ареста. Ему принадлежит ряд значительных философских сочинений («Речь о достоинстве человека», «О Сущем и Едином», «Рассуждения про­тив божественной астрологии»), а также многочисленные пись­ма. Пико обнаруживает смелый подход к решению проблем гно­сеологии, космологии, антропологии, пытается синтезировать раз­личные философские традиции, мечтает о единении мыслителей всех стран и направлений.

Главное в антропологии Пико — учение о достоинстве человека, об уникальном положении его в космической иерархии: наделен­ный свободной волей, он сам формирует свою сущность и опре­деляет свое место в мире. В этой способности человек возвыша­ется над всеми прочими творениями, он богоподобен. В познании человек способен охватить весь космос, в этом его предназначе­ние — быть связующим звеном мира. От величавой царственнос­ти до уподобления ничтожнейшим из тварей — таков диапазон возможностей, в котором человек вершит свою судьбу. Ответст­венность огромна, и опорой может служить только обогащенный знанием разум. Пико говорит о ступенях познания: овладение этикой, чтобы очистить душу от пороков и смущающих разум страстей, свободное, не скованное догмами постижение законов окружающего мира через философию. Наконец, приуготовлен­ный знанием земного бытия человеческий ум может понять Еди­ное, Истину и Благо (эти категории Пико трактует в духе идеалистических концепций неоплатонизма). По убеждению гуманиста, философия должна стать уделом каждого, а не узкой группы из­бранных. В то же время Пико выступал против профанации науки, подмены ее пустой риторикой. В учении о достоинстве человека, выдвинутом Пико, овладение наукой оказывается необходимым условием нравственного совершенствования личности. Гуманис­тическая тенденция к героизации, обожествлению человека до­стигает в философии Пико своей высшей точки. Эта концепция оказала влияние на изобразительное искусство Высокого Возрож­дения, на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Флорентийский неоплатонизм внес важный вклад и в утвержде­ние философского свободомыслия. Фичино и Пико полагали, что истина едина, в каких бы философских или религиозных обличиях она ни проявлялась. Ключ к ее постижению они искали в пифа­горейской теории чисел, каббалистике, но не в опыте — их систе­ма знания оставалась умозрительной. Новый метод науки пред­ложил на грани XV и XVI столетий Леонардо да Винчи (см. т.II).

 Антифеодальный характер гуманистической идеологии. Гуманизм XV в. не исчерпывается рассмотренными направлениями. Мно­гие гуманисты лишь частично разделяли идеи гражданского гума­низма или флорентийских неоплатоников, эпикурейскую этику Баллы или учение о человеке Альберта. Гуманистическая идео­логия имела широкую платформу, но основу ее составляли прин­ципы, которые разделяло большинство гуманистов. Это — пони­мание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, утверждение права личности на свободное раз­витие ее способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. Все гуманисты схо­дились в признании, высокой нравственной роли труда, ценили творческую, созидательную мощь человека. Именно в труде, дея­ниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. В этом новом взгляде на человека и его возможности четко выявлялся антифеодальный характер гуманистической идеологии. В гуманизме не было места уничижению человека, неверию в силу его разума, в его творчес­кие способности, пониманию труда как наказания, а мирской жизни — как юдоли греха и печали, словом, всего, что было свойст­венно официальной церковно-феодальной идеологии. Гуманисты были последовательны в критике сословных представлений, они отвергали феодальное понимание благородства как атрибут знатно­го происхождения, связывая эту этическую категорию с нравст­венным совершенством и доблестными деяниями самой личности. «Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами и такими деяниями, которые являются результатом нашей собственной воли», — писал гуманист Поджо Браччолини в диалоге «О благородстве».

Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и на­копительства. Они оправдывали накопительство с гражданствен­ных позиций: богатство приносит пользу обществу и служит ос­новой достойной жизни его членов. В отличие от средневековой традиции они не считают бедность атрибутом нравственной жиз­ни. Бедность так же, как богатство, если неразумно им распоря­жаться, может толкнуть человека к преступлениям. Безусловному осуждению подлежит, по их мнению, ростовщичество, чрезмер­ная страсть к стяжательству, равно как и неумеренное расточи­тельство. Нормам жизни паразитирующего дворянства с их рос­кошью, пышными празднествами и охотами противопоставляют­ся бережливость (Альберти видит в умелом ведении хозяйства и разумном обращении с капиталом главную возможность сколо­тить состояние и сохранить его для потомков), честные методы накопительства, щедрые траты на образование, строительство ук­рашающих город зданий, меценатство. В этом отличие гуманис­тической позиции не только от средневековой этики, но и от этики буржуазного накопительства более позднего времени.

Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с хрис­тианской религией, по сути, отрицало многие традиции средне­вековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окра­шенная философия шла вразрез с официальным учением церкви, противопоставлявшим творца созданному им миру. Антропоцент­ризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рацио­нализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аске­тизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к твор­ческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию — все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций. Сложившись как целостное мировоззрение — несмотря на наличие разных идей­ных направлений, — гуманизм во второй половине XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Искусство Раннего Возрождения. Гуманистический идеал чело­века нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве XV в., которое в свою очередь обогатило этот идеал художественными средствами. В отличие от гуманизма, начавшего складываться уже во второй половине XIV в., живопись, ваяние, зодчество вступили на путь новаторства лишь в первые десятилетия XV в. Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зод­чие — Брунеллески, Микелоццо, Альберти, Филарете.

Формируется новый тип здания — палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений. Широкое применение находит восходящая к анти­чной основе ордерная архитектура. Совершенство пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры — характерные черты нового архитектурного стиля, не подавлявшего, а возвышавшего человека. Ренессансная архитектура требовала более глубоких тео­ретических, математических и инженерно-строительных знаний, в развитии которых наметился значительный сдвиг к концу XV в. Но уже Филиппе Брунеллески (1377-1446) разрешил чрезвычайно сложную техническую задачу — возведение купола на Фло­рентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Построенные по его проекту церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци и другие со­оружения во Флоренции отличает строгая гармония частей, со­размерность здания человеку. Первый крупный теоретик ренес­сансной архитектуры Альберти расширил ее проблематику, вклю­чив в нее градостроительство, ряд технических вопросов (декор, строительные материалы и др.), детально разработал на математической основе учение о пропорциях. Свои теоретические поло­жения он применил в проектах палаццо Ручеллаи во Флоренции, церкви Сан Себастьяно в Мантуе, в других постройках.

В скульптуре высокого уровня достигает искусство рельефа, отмеченное пластичностью фигур, светской интерпретацией рели­гиозных сюжетов. Крупнейшими скульпторами, в творчестве ко­торых формировался ренессансный стиль, были Гиберти, Дона­телло, Веррокьо. В скульптуре быстро развивается искусство портрета. Она отделяется от архитектуры, появляются статуи, сво­бодно стоящие на площади (памятники кондотьерам в Падуе и Венеции). Основоположником живописи итальянского Возрож­дения был Мазаччо (1401-1428). Его фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции исполнены жизненной реальности и пласти­ческой выразительности, героической возвышенности образов и композиционной простоты. Флоренция становится главным цент­ром ренессансной живописи Италии XV в. В первой половине столетия ее характеризует многообразие переходных форм. Во второй половине XV в. художники активно ищут принципы построения перспективы для отражения трехмерного пространства, стремятся к пластической выразительности образов и колористи­ческому богатству.

В этот период складываются различные школы и направления. Так, флорентийский мастер Филиппе Липпи увлечен жанровым повествованием, это направление по-своему развивает Доменико Гирландайо: в его религиозных по тематике, но проникнутых светским духом композициях (фрески в церкви Санта Мария Но­велла и др.) находят отражение детали городского быта. Сандро Боттичелли (1445—1510) создает одухотворенные образы на осно­ве античной мифологии (картины «Весна», «Рождение Венеры» и др.). Крупнейшим художником умбрийской школы был Пьеро делла Франческа (между 1416 и 1420—1492). Его станковые кар­тины и фрески отличаются строгой архитектоникой, монументализацией образов. Он доводит до совершенства перспективное построение своих работ. К умбрийской школе принадлежали Пе-руджино и Пинтуриккьо — мастера пространственных компози­ций с поэтическими пейзажными формами. В североитальянской живописи выделяется творчество Андреа Мантеньи: четкие фор­мы, героизация образов его фресок навеяны римской античнос­тью. Венецианская школа живописи XV в. дала имена выдаю­щихся художников — Антонелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, создававших выразительные портреты, многофигурные композиции, торжественные и в то же время изоби­лующие деталями венецианского быта.

В живописи, графике, скульптуре, медальерном искусстве ши­роко распространился жанр портрета, тесно связанный с гума­нистическими идеями. Если в коллективном портрете первой по­ловины XV в. заметно влияние идей гражданского гуманизма, то для последующих десятилетий более характерен индивидуальный портрет, отражавший гуманистический идеал человека, интерес к личности. Процесс взаимообогащения ренессансного искусства и гуманизма проявился и в развитии эстетических идей — их вы­двигали не только гуманисты, но и многие художники.

Развитие наук. Раннее Возрождение в Италии было ознамено­вано бурным подъемом не только искусства, но и наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей — этике — сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия. Этой общей для всех направлений позиции не противоречили по-разному трак­туемые Бруни или Валлой, Альберти или Пико отдельные эти­ческие категории (высшее благо, нравственный идеал, добродете­ли и т. д.). В этике наиболее четко обозначился разрыв гуманизма со средневековой традицией.

В органическом единстве с этикой складывались и социально-политические концепции гуманизма. Их объединял основопола­гающий принцип: совершенствование человека и общества взаимо­обусловлены, главную роль в этом процессе играет просвещение. Рука об руку с этикой шло развитие педагогики и исторической мысли. В педагогике сложилась новая теория воспитания и образования и новая методика преподавания. Педагогика ставила целью воспитание свободной, высоконравственной личности, все­сторонне развитой, способной раскрыть все свои природные за­датки в творческом труде на благо себе и обществу. Обучение строилось на основе уважения к личности ученика, отказа от на­четничества, привития навыков самостоятельного мышления. В развитие педагогических идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти, Пальмиери, выдающиеся педагоги-практики Гварино да Верона и Витторино да Фельтре.

В историографии Возрождения также наметился решительный отход от средневекового понимания исторического процесса как провиденциально заданного. Гуманисты рассматривали историю как процесс спонтанного развития, в котором активная сила — сам человек. Для гуманистической историографии характерно и критическое отношение к историческому источнику. В истории, следуя античной традиции, гуманисты видели «наставницу жизни», черпали в ней аргументацию для обоснования политической прак­тики своего времени и для своих социально-этических концепций. Сочинения по истории Флоренции Бруни, Поджо и других гуманистов имели четкую пропагандистскую направленность: по­литическим идеалом, с точки зрения которого они оценивали со­бытия флорентийского средневековья, была пополанская респуб­лика. Венецианские гуманисты М.А. Сабеллико и Б. Джустиниани связывали общественный идеал с раннесредневековой Венецией, доказывали преемственность патрицианской республики XV в. с ее далеким прошлым. Апологетической была и миланская гума­нистическая историография: ее представители обосновывали идею величия древнего Милана, унаследованного родом его правите­лей — Висконти. Все гуманисты искали в древней истории при­меры «хорошо устроенного» общества и государства, проецируя его в современность. В то же время в ренессансной историогра­фии наметилась четкая тенденция к опровержению мифов, со­зданных средневековыми хронистами. Так, Салютати и Бруни ищут «достоверные» данные о времени возникновения Флоренции, опираясь на лингвистику, археологию, свидетельства римских историков, и относят основание города не к эпохе Цезаря, а к более ранним векам республиканского Рима. На этом строилась их идея о Флоренции как непосредственной преемнице республи­канских свобод. Отсюда и практический политический вывод — именно Флоренция должна стать носительницей свободы, лиде­ром всех городов-республик в их борьбе с агрессией Милана. Ис­тория становится важным орудием политической борьбы, осно­ванным на рациональных доказательствах.

Качественный сдвиг произошел к концу XV в. и в развитии филологии. Усилиями гуманистов, разыскивавших, переводивших и комментировавших рукописи древних авторов, круг их, доступ­ный современникам, был значительно расширен по сравнению со средневековьем. Важным завоеванием гуманистической фило­логии стал критический метод изучения истории литературы, раз­работанный Валлой и особенно Анджело Полициано — крупней­шим поэтом и филологом последних десятилетий XV в. Большое значение гуманисты придавали риторике, в которой видели на­дежное средство выражения философских и социально-полити­ческих идей, воспитывающих общество в духе высокой морали.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового науч­ного метода, отличного от схоластической диалектики. Это поло­жительно сказалось на развитии естествознания. Переводы сочи­нений античных авторов по медицине, математике, астрономии расширили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Технические изобретения (см. гл. 19) стимулировали прогресс в области наук о природе, которые к концу XV в. уверенно набира­ли силу. Особенно заметными были успехи математики — они находили применение не только в сфере самого естествознания, но и в практике коммерческого делопроизводства (более совер­шенная система счетоводства, «двойная бухгалтерия», новые формы кредита, вексель и т.д.), в строительном деле, в изобразительном искусстве. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445—1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, теории бухгалтер­ского учета, а его знаменитый труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитек­торов. Важным завоеванием науки были и таблицы планет, со­ставленные немецким астрономом и математиком И. Региомон-таном. Успехи в картографии и географии, астрономии и судо­строении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим откры­тиям. Качественные сдвиги произошли и в области медицины, опиравшейся на эксперимент, начавшей практиковать препари­рование трупов, чему многие столетия препятствовала церковь. Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение в середине XV в. книгопечатания Иоганном Гутен­бергом. Оно стало одной из важных технических основ бурного подъема ренессансной культуры в конце XV — начале XVI в.

 



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?