Гуманизм Италии XIV-XV вв.

 

Понятие «гуманизм», введенное в употребление учеными XIX в., (происходит от античного humanitatis (человеческая природа, духовная культура) и ренессансного humanista (гуманист)), широко утвердился в эпоху возрождения, особенно в связи с новой системой образования - studia humanitatis (овладение духовной культурой). Цицерон, у которого был заимствован термин - studia humanista, понимал под этим воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели Ренессанса придавали studia humanitatis более широкий смысл – освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составными частями которого были грамматика (латинская, с XV в. греческая), риторика, поэтика, история, этика (моральная философия). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Гуманисты были творцами новой системы знания, в центре которого стояла проблема человека, его земного предназначения (термин humanista, полагает П.О. Кристеллер, возник по аналогии с legista (профессор права), artista (преподаватель свободных искусств) и означал специалиста в области studia humanitatis).

Понятие «Возрождение», генетически связанное с религиозно-этическим понятием «обновление» (renovatio, rinascenza – обновление, возрождение), приобрело в XV- XVI вв. принципиально иной смысл – обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки после их долгого упадка в средние века. Джорджо Вазари называл возрождением (rinascita) расцвет итальянского искусства и архитектуры в XIV- XVI вв., побудивший его оставить потомкам «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Франческо Петрарка строит концепцию «мрачных веков», усматривая глубокие различия культурной античности и последующей эпохи и связь тесную с новым временем.

Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

Наиболее полно противопоставление Возрождения «темному» средневековью выразилось в либерально-буржуазной историографии XIX в. Ж. Мишле говорил о перевороте, совершенным Возрождением в мировоззрении эпохи, смысл которого состоял в разрушении духовных оков, наложенных католической церковью. Гуманизм, по мнению Ж.. Мишле, выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру.

Эту идею обосновал швейцарский историк Якоб Буркхардт (1818-1897), который рассматривал Возрождение как самостоятельную культурную эпоху, четко отграниченную от средних веков и нового времени. Важнейшими специфическими чертами ренессансной культуры он считал развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в жизни эпохи (сильная героическая личность), светский характер мышления и поведения общества.

К этой точке зрения близко примыкал Г.Фойгт со своей оценкой гуманизма, но он еще больше, чем Буркхардт подчеркивал в качестве основной особенности гуманизма воскрешение и освоение им античного наследия.

В конце XIX в. наметилась тенденция к пересмотру концепции Буркхардта и Фойгта. Ф. Монье подверг сомнению идею оригинальности итальянского Возрождения, его принципиального отличия от культуры средних веков, утверждая, что классическая древность никогда не сходила с умственного горизонта Италии.

В русской науке во второй половине XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н. Веселовский и М.С. Карелин. Они были близки к точке зрения Буркхардта.

Новый этап развития историографии итальянского гуманизма и Возрождения начался в XX в. В 1918 г. вышла работа К. Бурдаха, где он писал, что новое понимание искусства, литературы, науки, новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией, ибо были предопределены ее «пышным цветением» в XIII в. Поэтому Бурдах считает важнейшим в истории Ренессанса – период XIII- XIV вв. – в рамках которого он ищет лишь «возрождение религиозное», возрастание роли светского начала в культуре XV в. знаменовало кризис новой культуры. Возрождение и гуманизм Бурдах сводит к «обновлению религиозного духа» и на этой почве сближает их с реформацией.

Стремление подчеркнуть иррациональное начало в мировоззрении Возрождения особенно резко проявилось в работах Джузеппе Тоффанина, который противопоставлял понятия «гуманизм» и «возрождение». Родоначальниками гуманизма он считал отцов церкви и усматривал его специфику в гармоничном единстве античной науки и христианства, использовании древней образованности для обоснования веры. Средневековье нарушило это единство, предав забвению многое из античной мысли и лишь с XIII в. началось ее новое возрождение через аристотелизма Альберта Великого и Фомы Аквинского. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека. Возрождение в его понимании было процессом независимого от теологии развития в XVI в. натурфилософии и опытных наук, протекавшим помимо и вопреки гуманизму. Гуманизм – тупиковое развитие.

Позиции Бурдаха и Тоффанина близки позиции филосов-неотомистов Ж. Маритэна и Э. Жильсона, и историкам естествознания Г.Сартона и Л. Торндайка. Неотомисты не отрицали светского характера ренессансной культуры, но именно в нем видели проявление упадка средневековой философии и науки. Г. Сартон и Л. Торндайк считают Возрождение не только упадком, но и вырождением цивилизации в целом.

Особое место в русле нигилистического отношения к Возрождению занимают концепция голландского историка культуры И. Хёйзинги, оказавшем большое влияние на дальнейшее развитие западной историографии. Хёйзинга упрекал Буркхардта в резком противопоставлении Возрождения средневековью (свет-тьма) и подчеркивал, что переход здесь столь плавный, что трудно определить само понятие «ренессансная» культура, можно лишь сказать, что Возрождение уже не было средневековьем (он называет этот период «осенью (сумерки) средневековья»), но еще не стало новым временем. Самым ценным в этой переходной культуре Хёйзинга считал идею духовного обновления, религиозного по преимуществу. Существование этой идеи он обнаружил задолго до Возрождения.

Своеобразным компромиссом между концепциями Тоффанина и Буркхардта стала точка зрения Г. Вейзе, он подчеркивал вслед за ними «спиритуалистический характер» гуманистического учения о человеке и резко разграничивал учение о человеке, складывавшегося в сфере гуманитарных знаний, с одной стороны, и в естествознании, с другой (концепция «uomo spirito» и «uomo naturalis»).

В труде Саитты «Итальянская мысль в эпоху гуманизма и Возрождения» признается переворот, совершившийся в XIV- XVI вв. в идеологии и культуре Италии. Саитта прослеживает постепенное утверждение рационалистических начал в разных сферах ренессансного мировоззрения – этике и эстетике, политической и педагогической мысли, видя конечный итог этого процесса в разрыве со средневековой религиозностью. Важной чертой новой эпохи Саитта считает выдвинутую гуманистами XIV в. концепцию культуры, основанной на принципе самопознания личности.

Американский историк Г. Барон («Кризис раннего итальянского гуманизма», 1955 г.) исходил из признания тесной взаимосвязи культуры с общественно-политическим развитием страны и подробно исследовал политическую роль гуманистической литературы Флоренции конца XIV- XV вв. – Салютати, Бруни оцениваются Бароном как зачинатели ренессансного мировоззрения, суть которого составляет «гражданский гуманизм».

Принципам Барона близка позиция итальянского исследователя Э. Гарэна, который видит в гуманизме широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV- XVI вв. Гарэн и его школа ценит в гуманизме поиски новых путей к познанию мира и достижения в этом направлении рассматривают как специфическую и существенную черту культуры Возрождения.

П.О. Кристеллер в отличие от них отграничивает гуманистическое движение от развития философии. Главный его тезис звучит так – трансформирующее влияние гуманизма и его оригинальность проявления главным образом в сфере филологии и литературы и гораздо менее в философии.

Армандо Сапори полагает необходимым рассматривать Возрождение как целостную историческую эпоху и датирует ее начало XII в.

В соответствии с различным пониманием сущности гуманизма и Возрождения в зарубежной историографии нет единства точек зрения по проблеме периодизации ренессансной культуры. Так, согласно В. Фергюссону, она охватывает XIV- XVI вв., по Ф. Шабо - XV- XVI вв., по Д. Хей – 1350-1700 гг., по П.О. Кристеллеру – 1280-1600.

В отечественной историографии XX в. одним из первых начал изучать историю культуры Возрождения в Италии А.К. Дживилегов. Он обращал внимание на то, что развитие торговой и промышленной жизни городских коммун в XII- XIII вв. повлекло за собой обновление культуры. Дживилегов рассматривал Возрождение, как «культурной переворот, стоящий в тесной связи с переворотом хозяйственным, выражающимся в росте индивидуализма и мирской точки зрения, в упадке церковной идеи и в усилении интереса к древности».

В обобщающей работе М.А. Гуковского «Итальянское возрождение» эпоха итальянского возрождения трактуется в широком историческом аспекте как переходная эпоха, в рамках которой совершается «универсальный переворот» - социально-экономический, политический, культурный.

Важным этапом в отечественной историографии итальянского Возрождения является фундаментальное исследование В.Н. Лазарева («Происхождение итальянского Возрождения»), где была сформулирована новая концепция генезиса ренессанса. В.Н. Лазарев Дученто, Треченто (XIII в., XIV в.) рассматривает как предысторию Возрождения (дученто (XIII в.), треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.), сейченто (XVII в.) и проторенессанс (XIII, XIV вв.).

С.Д. Сказкин считает, что Возрождение – продукт городского развития средних веков и что корни Возрождения следует в деятельности буржуазии. Далее эта идея нашла свое решение в работах В.И. Рутенбурга, Л.М. Брагиной, Л.М. Баткина и др., где подчеркивается специфика Возрождения в Италии как универсального переворота, совершающего в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Таким образом, Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии - XIV- XVI вв., для всех остальных стран – конец XV- XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека – антропоцентризм) охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

  1. Высокий уровень развития городов.
  2. Рост экономики Италии.
  3. Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) – высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini d´affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо – 400.000). Социальный состав итальянского города – popolo grasso, gente nuova, плебс.
  4. Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV- XV вв. Появляется новый тип человека – хозяина жизни.

В моральной канцоне «О достоинстве», написанной купцом, деятелем флорентийской коммуны и хронистом Дино Компаньи, современником и сподвижником Данте представлен кодекс сословной чести феодального общества. Компаньи воспевает Достоинство. Достоинство – основополагающее понятие в средневековой морали выступает в канцоне как идеальная норма поведения человека любого социального статуса. Честь сопутствует добродетели, она чужда праздности и пороку. В его понимании достоинство – плод личной доблести каждого человека. И главное в ней – совершенное служение профессиональному (сословно-корпоративному) долгу. Не только император или король, барон или рыцарь могут заслужить честь, но и юрист и медик, купец и ремесленник способны добиться признания в глазах общества, когда они честны и совершены каждый в своем деле. У Компаньи «кодекс чести» купца состоит: а. вести дела честно; б. использовать удобные случаи для приобретения дополнительных доходов, но соблюдать при этом осторожность и осмотрительность (торговый баланс должен быть всегда положительным); в. вежливо обращаться со всеми, аккуратно вести счета. «Кодекс чести» завершает категорическое запрещение получать какую-то бы то ни было ростовщическую прибыль. Поэтом, аккуратное и честное (без греха стяжательства) накопительство в сочетании со щедрой данью религии – такова квинтэссенция практической морали купечества, призванной обеспечить ему общественное уважение и признание. Здесь содержится также и косвенный отклик на компромисс, к которому пришла католическая церковь в доктрине о торговой прибыли, сменившей ее позицию в раннее средневековье, когда она осуждала всякую прибыль, не имеющую источником производительный труд, а купцов наряду с ростовщиками третировали как представителей «позорного ремесла». Принцип «справедливой и законной цены», основополагающий в экономической доктрине католицизма был единственным условием оправдания торговой деятельности. Существенную поправку внес Аквинат, допускавший «законность» торговой прибыли, но в необходимых разумных пределах. Получила частичную реабилитацию и сама купеческая деятельность, она полезна, так как благодаря торговле связываются части общества и необходимый товар доставляется туда, где его нет. Но в учении Фомы оставалось общее осуждение прибыли как неизбежно влекущей за собой грех стяжательства. Была сделана уступка: «незаконная прибыль» не считалась греховной, если употреблялась на благо церкви.

В этом отношении интересна купеческая литература – «Записки» (Ricordi), семейные хроники. Например, хроника флорентийского купца Джованни да Паголо Морелли, потомственного члена цеха Лана. В 1441 г. был гонфалоньером справедливости, оставил воспоминания. Его отец Паголо Морелли оставил ему 20.000 флоринов, начав с 500, и советы своим детям – совершать честные сделки, проявлять осторожность в накопительстве, обособленность в предпринимательстве, бережливость, умеренность торговых операций и т.д. Кроме того, он учил своих потомков, что если налоги столь велики, что могут его разорить, то их не нужно платить, считая, допустимым во имя этой «благой цели» любой обман по отношению к коммуне (но боже упаси, прибегать ко лжи в любом другом случае). Что касается политических настроений основной массы «жирного народа», то их характеризует враждебное отношение не только к «тощему народу» («Не посещай бедных, так как тебе нечего от них ждать», гласит заповедь в руководстве по торговому делу анонимного флорентийца XIV в.), но и к олигархии. Морелли осуждает «партийные распри» - «стой в середине и води дружбу со всеми, ориентируйся на ту партию, что сильнее и к какой больше доверия, на ту, что состоит по преимуществу из «людей благородных» и гвельфов».

Итальянским купцам эпохи возрождения были известны (судя по составу их библиотек и сведениям о судьбе ряда рукописных книг XIV- XV вв.) многие античные авторы, городская литература, сочинения гуманистов (Декамерон, «О семье» Альберти). Образование итальянского купца, разбирающегося в счетном деле, кредитных операциях, обладающего знаниями из географии, истории, медицины, юриспруденции, знакомого с началами философии и начитанного в литературе, владевшего иностранными языками, носило подчеркнуто светский характер. («Изучай Вергилия, Боэция, Сенеку или других авторов, которых читают в школе. Из этого воспоследует большая сила твоего разума: размышляя над поучениями авторов, ты узнаешь, как нужно поступать в настоящей жизни. В зрелом возрасте твой разум насладится мудростью и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы. Столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное» - пишет Морелли). Базой его было городская начальная и средняя школа, конторы торговых компаний. В богатых купеческих домах практиковалось чтение лекций известными учеными и гуманистами. Общая светская направленность профессиональных и духовных интересов не исключала обязательный круг христианских сочинений и знакомства с богословием (с проповедями Бернардино да Сиена, Савонаролы, с «Суммой теологии» флорентийского архиепископа Антонино, «Светильником ночи» доминиканца Джованни Доминичи). Зарождение предпосылок гуманистического мировоззрения связывается с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы XII- XIII вв. Городские нецерковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития и неудовлетворенность ортодоксальным церковным учением как всеобъемлющей системой взглядов. Более тесные связи с Востоком открыли доступ в Европу переводам античных и арабских авторов, особенно ярко это стало проявляться в XII- XIII вв.

«Именно в это бурное, полное борьбы и потрясений время формируется новый тип человека – хозяина жизни. Это – вышедший победителем из разных фаз ожесточенных классовых схваток, зажиточный, энергичный, гордый своими успехами и уверенный в своих силах горожанин. Он не укротим в своей жажде наживы, он не знает предела своим страстям и стремлениям, и не хочет ограничивать себя ничем и в то же время расчетлив, он глубоко и во всем индивидуален и в противоположность, если не своему отцу, то, во всяком случае, своему деду, не только не считает даже худшие из своих индивидуальных черт и особенностей недостатками, осужденными богом и священным писанием, но, наоборот, гордится ими и выставляет их напоказ. Таким его рисуют многочисленные и яркие мемуары, своеобразно сочетающиеся с элементами бухгалтерской книги, которых так много появляется в итальянском треченто. Так создается новая идеологическая система, в центр своих интересов ставящая реального индивида и потому получившая название «гуманизм». (Брагина Л.М. Ранний итальянский гуманизм…).

На рубеже XIII- XIV вв. в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – стал постепенно завоевывать свое место в литературе народный язык. На тосканском диалекте писал свои стихи болонский юрист Гвидо Гвиницелли (1230-1276). Его канцона «Любовь гнездится в сердце благородном» явно подчеркивала уже ту мысль, что благородство человека заключается не в его происхождении, а в его личном достоинстве. Стихотворное мастерство Гвиницелли получило дальнейшее развитие не в «ученой» Болонье, а во Флоренции. Это направление получило название «dolce stil nuovo». К нему примкнули Гвидо Кавальканти, Чино до Пистойя, Данте Алигиери (1265-1321). Значение Данте огромно в культуре. В раннем произведении «Новая жизнь» (1232-1235), написанном на итальянском языке, и представляющем собой цикл стихотворений, Данте рассказывает о своей любви к Беатриче, начиная с первой встречи, когда ему было 9 лет, и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет. В неоконченном произведении «Пир» Данте задумал изложить всю схоластическую ученость. Во введении Данте оправдывает применение итальянского языка – «ячменного хлеба» - для столь «высокой темы», тогда как обычно считали, что ей подобает латынь – «пшеничный хлеб». К вопросу о народном языке Данте обращается в специальном трактате «О народной речи» (на латыни), так как предназначался для ученых. Данте указывает три новых литературных языка – старофранцузский, провансальский, итальянский. Самое грандиозное творение Данте «Комедия» (La divina comedia), где соприкоснулись старый и новый мир. Старое – путешествие по загробному миру и символика чисел (3 части, каждая из 33 песен). Старым было стремление Данте вложить в каждый образ 4 смысла – (по Аквинату) буквальный, аллегорический, моральный (указывающий на земную жизнь) и анагогический (указывающий на загробную жизнь). Новое – провожатый по Аду и по Чистилищу – Вергилий; и праведники и грешники располагаются в загробном мире сообразно собственному представлению Данте о справедливости, политических симпатиях; литературный портрет; описание пейзажа; самое главное – написано от первого лица. Ф. Энгельс о Данте – «колоссальная фигура», «последний поэт средневековья и первый поэт нового времени». Биография Данте отражает время, в котором он жил. Отпрыск старой и благородной флорентийской семьи, член цеха врачей и аптекарей, в юности Данте входил в кружок «dolce stil nuovo», общался с политиком и гуманистом Брунетто Латини. Служил Республике, сражался, был дипломатом, в 1300 г. был одним из приоров партии «белых». В 1302 г. к власти пришли «черные», и Данте был осужден на изгнание и затем заочно и на смерть. Начались его скитания по разным итальянским городам, посетил Париж. В последние годы своей жизни жил в Равенне, при дворе Гвидо да Новело Полента, выполняя дипломатические поручения, в 1321 г. посетил с дип. миссией Венецию, на обратном пути заразился инфекционным заболеванием и умер. Похоронен был в Равенне.

Первым из гуманистов был Франческо Петрарка (1304-1374). Родился 20.07.1304 г. в семье Пьетро ди Паренцо ди Гардзо, по прозванию Петракко, и Элетты Каничидани. Пьетро был флорентийцем, нотариусом, политиком, приором, «белым» гвельфом. В 1302 г. был изгнан, его имущество конфисковано. Петрарка родился вне Флоренции, в Ареццо. Вскоре Петрарка оказался вне Италии, хотя часто бывал на родине. (в 1307 г. – Пиза, 1312 г. – Авиньон). В 1316-1320 гг. в Монпелье, где изучал право, в 1320 г. отец посылает Франческо в Болонью. (в 1318 г. умирает мать, в 1326 г. – умирает отец) Франческо возвращается в Авиньон и бросает занятия юриспруденцией. 6.04.1327 г. в церкви св. Клары он встречает молодую женщину Лауру. Боккаччо предполагает, что, скорее всего, это не конкретное лицо, а символ лаврового венка (Лаура умерла в 1348 г. от чумы), поступил на службу к семье Колонна, стал капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. Авиньонский период (1327-1337 гг.) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать и разыскивать античных классиков, подготавливает к изданию «Декады» Тита Ливия, в 1333 г. посещает Париж Фландрию, Брабант, Германию (в Льеже он находит 2 речи Цицерона). В 1336 г. совершает восхождение на Мон Венту (гора в окрестности Авиньона) и в этом году он впервые побывал в Риме по приглашению Колонна. В 1341 г. сенатор Орсо дельи Орсини увенчал его лаврами на Капитолии. В 1343-1345 гг. жил в Парме, осада города войсками маркиза Феррары и архиепископа Милана породила самую известную канцону «Моя Италия», и в феврале 1345 г. бежит в Воклюз, где приветствовал события в Риме (Кола ди Риенцо). Посетил Рим в 1350 г., Верону, Мантую, Ареццо. Боккаччо хочет, чтобы Петрарка стал работать во флорентийском университете, но Петрарка ответил отказом. Хотя позже в городе на Арно он побывал. С 1351-1353 гг. снова живет в Воклюзе, в 1353 г. прибывает в Италию, где живет дл конца своей жизни. (Милан (1353-1361 гг.), служит Висконти, Падуя, Венеция (1361-1368 гг.), в 1369-1374 гг. – Арква (10 миль от Падуи) у правителя города Франческо Каррара). Франческо Петрарка о себе «Я был одарен умом скорее ровным, чем острым, способным на изучение всякого благого и спасительного знания, но преимущественно склонным к нравственной философии и поэзии». Главное, что Петрарка сумел сделать, поставить по-новому почти все мировоззренческие вопросы, поставив впервые проблему – новую задачу – познания человека. Петрарка отстаивает самостоятельность знания и высокий смысл земного существования человека, отвергает религиозный страх перед смертью, отказавшись признавать жизнь сплошным приготовлением к ней. Петрарка поднял вопрос о том, что есть достоинство человека, отвергая аскетичность и сословное неравноправие. Он реабилитирует «потомков Адама», отбросив средневековые представления об их вековой порочности и жалком ничтожестве. Именно он открывает тему достоинства в гуманистической литературе, развивая аргументацию в пользу превосходства духовной и физической природы человека, силы его воли, разума, потребности, возможности бесконечного совершенствования. Позже эти идеи будут развиты Манетти и Пико делла Мирандола. Гуманистический вывод из тезиса о достоинстве – индивидуализм – делает Петрарка. Причем каждый сам должен добиться совершенства, благородства, доблести … «старайся сам совершенствоваться». Мерилом значимости личности, по Петрарке, становится слава (прижизненная).

Другом Петрарки и его младшим современником был Джованни Боккаччо (1313-1375). Принадлежал к купеческой флорентийской фамилии. В молодости жил в Неаполе, родился в Париже. Отец – богатый флорентийский пополан – Боккаччо ди Челлино, мать – француженка. Детство прошло во Флоренции, в доме отца и мачехи. Учился в Неаполе. Но его отец, работавший под эгидой Барди, настаивал на том, чтобы Джованни изучал торговое дело в Неаполе. Затем учился в Неаполитанском университете, изучал право, но его больше привлекали занятия литературой. Здесь он изучает произведения классиков. Двор короля Неаполя Роберта славился своей свободой нравов, культурностью, увлечением искусством, литературой. Неудивительно, что весной 1336 г. в одной из церквей Неаполя Боккаччо встретил Марию д´Аквино, знатную придворную даму, как утверждали, незаконную дочь короля Роберта, и влюбился в нее. Несколько месяцев длился роман, конец которому положила сама дама. Но именно эти месяцы превратили Боккаччо в крупного писателя. В своих произведениях свою возлюбленную он выводит под именем Фьяметты. Потом появляются – «Филострато», «Фьезоланские нимфы», «Нимфы и Амур», и после чумы 1348 г. «Декамерон». В 1350 г. Боккаччо встречает Петрарку, подпадает под его влияние, и перестает писать на итальянском языке, переходя на латынь. Только одно произведение на итальянском относится к этому периоду «Кордаччо» («Глупый ворон»), это опровержение «Декамерона». Остальные произведения Боккаччо опровергают «Декамерон» другим путем; это ученые работы, посвященные вопросам истории, географии. Например, трактат по античной мифологии «О генеалогии языческих богов», «Книга о горах, лесах, озерах, реках, болотах и о названиях моря», «О судьбах знаменитых мужей», «О славных женщинах». Только одно из своих ранних увлечений сохранит Боккаччо до самой смерти – преклонение перед Данте. Уже с начала 50-х гг. XIV в. Боккаччо становится одним из влиятельных граждан Флоренции, выполняет дипломатические поручения. Последние годы своей жизни Боккаччо проводит во Флоренции, продолжая античные штудии и занимаясь изучением «Божественной комедии», для публичных лекций о которой в одной из церквей города он был приглашен коммуной. Так появились биографии Данте (Tratello in laude di Dante) и незаконченный комментарий к «Комедии» (Commento a Dante).

Во Флоренции создается первый гуманистический кружок, и Флоренция становится первым центром, откуда гуманизм как новая идеология распространяется в другие города Италии и другие страны. Крупным и влиятельным членом этого кружка был Колуччо ди Салутати (1331-1406), светское лицо, жил на заработки литературой. Сначала папский секретарь, с 1375 г. – канцлер (секретарь) Флорентийской республики и до 1406 г. Функции канцлера состояли в том, что он должен был составлять на латыни гос. акты коммуны, вести ее международную переписку и выступать с речами (выступать хорошо). Этим качествам вполне соответствовал Колуччо Салутати, первый канцлер-гуманист. Юношей состоял в переписке с Петраркой, современники его называли «обезьяной Цицерона» (scimmia di Cicerone). В толковании humanitatis заключена сущность гуманистической программы Салутати. Меняют смысл схоластические науки. Филология открывает смысл поэтических аллегорий и ведет к постижению истины, заключенной в языческой поэзии и в священном писании (Библия – самая сложная из всех аллегорий). Риторика должна стать проводником мудрости, служительницей философии, но и последняя не может быть до конца понята вне красноречия (красивой, четкой и убедительно высказанной мысли). По Салутати – «философия – королева всех наук», риторика – величайшее из искусств. Идеал Салутати – полнота знания в сочетании с красотой и силой речи. Этот идеал воплощался в речах самого канцлера. Современники приписывали немало дипломатических побед Флоренции красноречию их канцлера. Так, в более позднее время говорили, что «когда на Флоренцию двигалось наемное войско Альфонса Арагонского под командованием тирана Римини Сиджимондо Малатеста, сеньория выслала ему навстречу для переговоров Джаноццо Манетти. Гуманист и кондотьер беседовали о новых рукописях, попавших в библиотеку Козимо, и о других ученых материях. Придя в восторг от беседы, Малатеста раздумал воевать с Медичи и повернул войска. Правда, разгневанный неаполитанский король объяснил предательство Малатесты тем, что ему не было целиком выплачено условленное вознаграждение».

В 1381 г. появилось сочинение Салутати «О жизни в миру и монашестве» (De saeculo et Religione) – где подчеркивается греховность земной юдоли человека. Поскольку мир, каков он есть, - мир соблазна и греха - дан в удел земному существованию людей, нельзя лишь отстраняться от него, но следует познавать этот мир и бороться со злом, руководствуясь знанием, истиной. Призыв Салутати, как считает Л.М. Брагина, к активной борьбе с мирским злом, идущий вразрез с мирскими традициями христианской этики, имеет глубокое теоретическое обоснование в гуманистическом решении проблемы свободы воли. Бог движет волей человека, но это не мешает свободе действий, имеющих добрую цель. Эта же мысль стала центральной идеей произведения Салутати «О роке, судьбе и случайности» (De fato, fortuna et casu) (90-е гг. XIV в.). Воля свободна изначально, и ничто не должно ограничивать ее свободу. Смысл свободы – в волевой активности людей, устремленной к добру и созиданию. Воля – главное оружие в борьбе с дьяволом. Салутати считает свободу необходимым условием проявлением воли человека. Бог выступает не как главный творец блага на земле, а лишь как «гарантия» создания блага усилиями самих людей. Только устремленность каждого к добрым делам позволяет прийти к подлинному сообществу. Таким образом, создаваемое людьми блага есть общественное благо, и его закрепляют справедливые законы. Восхождение к идеалу – формирование нового человека, немыслимо без рациональной деятельности, без сочетания doctrina и virtus, без активного воплощения в жизнь теории. В гуманистическом движении конца XIV- XV вв. можно говорить (хотя и не безусловно) говорить о существовании своеобразной школы Салутати, относя к ней Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Николо Николи.

Зрелых форм итальянский гуманизм достиг в XV в. Во многих университетах гуманистам были предоставлены кафедры риторики, античной и новой литературы, латинского и греческого языков, этики, диалектики. Правители и крупные купеческие фамилии вверяли гуманистам воспитание и обучение своих детей – некоторые из частных школ (Гварино да Верона в Ферраре, Гаспарино да Барцицца в Падуе, Витторино да Фельтре в Мантуе) стали подлинными центрами новой педагогики. Гуманисты получали все большое общественное признание. Л.М. Брагина считает, что в первой половине XV в. в гуманистическом движении наметилось несколько направлений. Во Флоренции доминирующим стал «гражданский гуманизм» (термин Барона) – основное содержание которого составляли проблемы воспитания идеального члена общества – патриота, обладающего развитым чувством гражданского долга и высокой социальной активностью. Политический аспект характерен для деятельности миланских гуманистов, послуживших оправданию военной экспансии правителя Милана Джан Галеаццо Висконти. В папской курии, вернее в кругу гуманистов, связанных с папской курией, дебатировались проблемы морали и практические злободневные вопросы как значимость церковных институтов и особенно монашества (нужен ли обществу монах?). Феррара и Мантуя стали центрами разработки педагогических идей гуманизма.

Сохранение политического престижа Флоренции, отстоявшей свободу в борьбе с Висконти, побудило гуманистов дать историческое обоснование лидерства Флоренции и ее успеха. Бруни начинает историю Флоренции от эпохи республиканского Рима и характеризует ее как достойную наследницу его политических и культурных традиций. Эти идеи создают основу «гражданского гуманизма». Социальными основами для формирования идей гражданственности служила сама флорентийская демократия, высокая экономическая и политическая активность пополанства, его патриотические настроения. Направление «гражданского гуманизма» полнее всего выразилось в творчестве ученика Салутати Леонардо Бруни (1370-1441), по прозвищу Аретино, (родился в Ареццо). Бруни в молодости был тесно связан с гуманистами, группировавшимися вокруг флорентийского канцлера (Николо Николи, Амброджо Траверсари, Хризолор и др.). В 1405-1415 гг. (с перерывом) служил секретарем в папской курии. Вернулся во Флоренцию, занимался литературой, с 1427 г. – канцлер республики св. Иоанна. Похоронен в церкви Санта Кроче, гробница выполнена Бернардо Росцеллино, на груди изваяния Бруни покоится том «Истории флорентийского народа» - главного его сочинения. Сочинение «Восхваление города Флоренции» (Laudatio urbis Frorentiae) (1403 г.) – панегирик Флоренции – пример гражданского гуманизма, где Флоренция воспета гуманистом, как идеальный город-государство, справедливый, свободолюбивый, гармонично устроенный, красивый. В 30-е гг., уже будучи канцлером, Бруни пишет (на греческом) сочинение «О флорентийском государстве». Здесь он отмечает смешение в политической системе Флоренции демократических и аристократических черт, пока в городе проходят выборы, но приоры – уже знатные люди. «История флорентийского народа», сочинение, написанное Бруни на склоне лет, которое принесло ему славу. Осуждает Бруни римскую империю, считая, что республиканские идеи были переняты Флоренцией. Принципы республиканизма были важными для Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли, Аламанно Ринуччини – под республикой понималась демократия и гражданская свобода, которая трактовалась как естественная форма человеческой общности. Служение обществу, родине, государству расценивается Бруни и его последователями как нравственный долг человека; в категории добродетели на первый план выдвигается справедливость.

«Гражданский гуманизм» - это комплекс этико-политических идей, ориентированных на воспитания патриотизма и социальной активности граждан. Идейное основание теории гуманисты находили у античных философов – Аристотеля, Платона, Цицерона. Главной добродетелью Бруни считал благоразумие (prudentia), т.е. исключительную способность человека делать выбор между добром и злом и следовать добру (1423 г. «Введение в моральную философию»). Наука, философия, этика, политика должны служить обществу. Так понимал Бруни долг ученого и смысл всего гуманистического знания.

Современником Леонардо Бруни был Лоренцо Валла (1407-1457). Уроженец Рима получил образование в кругу гуманистов, связанных с папским двором. В 1430-1431 гг. Валла преподавал риторику в университете Павии. К этому времени относится его сочинение «О наслаждении» (Об истинном и ложном благе). В 1437-1446 гг. Валла был секретарем при дворе неаполитанского короля Альфонса Арагонского, затем в папской курии. Валла провозглашает естественным и неотъемлемым свойством человека право на наслаждение (voluptas). Главный закон, направляющий человеческую жизнь, это наслаждение. Счастье состоит в том, что человек ощущает себя частью природы – единого целого – и всемерно наслаждается бесконечным разнообразием благ, в ней заключенных. Человек как бы приобщается к разлитому в природе божественному благу и становится участником универсальной, мировой жизни. Понятие «наслаждение» у Валлы приобретает оттенок божественного благословения (divina voluptas), освещающего полнокровное проявление всех свойств человеческой натуры, наслаждение выступает как цель и награда людей за их добродетельные поступки. Полезность – критерий действий человека, всей его жизни. Отсюда выгода и расчет, которые Валла считает основами добродетели. Отношения людей строятся на взаимной пользе. Валла обращает внимание на важность удовлетворения всех потребностей человеческой натуры, подчеркивает право человека на чувственные радости. В диалоге «О монашеском обете» Валла ставит под сомнение правомерность существования монашества и не видит в нем никакой пользы. Поскольку более заслуживает награды те, кто достойно переносит радости и невзгоды в миру. Еще более смелым выпадом против церкви стал трактат Валлы «Рассуждение о подложности т.н. грамоты Константина», где, обращаясь к истории, археологии, палеографии, исторической географии, филологии Валла доказывает подложность этого документа. (Альфонс Арагонский поручил в 1440 г. Вале разоблачить «Константинов дар», документ, опираясь на который папы обосновывали территориальные притязания и материальные блага церкви). Курия возмутилась, в 1444 г. Валла был приговорен к сожжению, спасло его заступничество короля Неаполя перед папой.

Еще одним представителем итальянского гуманизма XV в. был Леон Батиста Альберти (18.02.1404-25.04.1472), родился в Генуе, его отец – Леонардо Альберти (Леон был бастардом) принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанный из города. Вначале Леон учился в Падуе в школе гуманиста-педагога Гаспарино да Барцицца, потом в 1421 г. в Болонье, где изучал каноническое право и ходил на лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. В 1428 г. стал доктором канонического права и стал секретарем кардинала Альбергати, а в 1432 г. по протекции получил место в папской канцелярии, где прожил 30 лет. В первые годы пребывания в Риме Альберти начал изучать картографию, теорию живописи, работает над сочинением «О семье» (проблемы морали поднимает). В 1434-1443 г. (1435, 1441-1443 гг.) в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, Ферраре, Болонье. В эти годы он интересовался искусством, написал трактаты «О живописи», «О ваянии», закончил «О семье» (1441 г.). С 40-х гг. начинается архитектурная практика Альберти. Ему принадлежат проекты храма Сан Франческо в Римини, церкви Сан Андреа и Сан Себастьяно в Мантуе, палаццо Ручеллаи и обновление фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Оставив в 1464 г. службу в курии, Альберти жил в Риме, занимаясь научным и литературным творчеством. К последним его работам относится трактат «О принципах составления кодов», сочинения на тему морали «Домострой». Человек исключительной образованности «uomo universale» Альберти заминался самими разными областями науки и искусства, демонстрируя эрудицию и способности. Круг его интересов был широк – математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния. В отличие от своих друзей гуманистов Альберти писал свои сочинения на volgare («О семье», «О спокойствии души», «Домострой»), рассчитанные на широкие слои образованных горожан. Вопрос о месте человека во вселенной, о специфике его индивидуального и социального бытия Альберти развивает на базе античной философии. Человек, по мысли Альберти, не столько противостоит природе, сколько сливается с ней. Весь мир природы подчинен строгим законам, нарушить их не в силах ни одно из ее творений, на каждый несет определенную функцию в «рамках самой природы и не вопреки ей», люди не составляют исключения, так как сама «жизнь человека есть игра природы». Людское бытие заключено в рамки естественной необходимости. Совпадает ли такое понимание детерминированности с ограничением воли и действий человека божественным волеизъявлением? Очевидно, нет, считает Л.М. Брагина. Но скорее можно предположить, что христианская идея бога-творца оказалась поколебленной античными пантеистическими представлениями. Альберти полагает, что человек сотворен природой, наделен ее полезными свойствами (virtu) и предопределен ею к добру, к реализации изначально данных ему позитивных позиций. Главное в его рассуждениях – выяснить для какой цели этими качествами наделен человек, не для восхищения мудростью создателя, а для приспособления к жизни, т.е. для земной цели. Причем подчеркивается ценность каждого индивида, забота о сохранении себя как индивида. Свобода выбора для человека, по Альберти, состоит в том, что человек наделен разумом, который помогает человеку выбрать между добром и злом, между полезным и вредным. Еще одну важную проблему поднимает Альберти в своих сочинениях – взаимоотношения Фортуны и человека. Он полагает, что все сферы Фортуны лежат природные начала человека, его способности, образованности и мастерство. Он пишет: «не может судьба «отнять» у нас ни добродетелей, ни образованности, ни мастерства – все это находится во власти наших собственных забот и стараний; Фортуне принадлежит все внешние вещи – (богатство, положение), их она может легко разрушить, лишить нас обладания ими». Таким образом, суть концепции Альберти состоит в следующем – человек сам себе хозяин, хотя в окружающем и творимым им самим вещном мире велико влияние Фортуны, но тут способен человек противостоять ей, обращаясь к своим природным способностям, к своему разуму. «Фортуна одерживает верх над теми, кто ей покоряется». Свободная воля, разум, добродетель раскрываются и обретают подлинный смысл в деятельности, в труде и несовместимы с покоем, праздностью. Проблема активной жизни как важнейшей этической нормы – одна из кардинальных в творчестве Альберти. В ней сливаются воедино части его учения о морали. Примыкает сюда и понятие счастья. «По нашему убеждению, человек рожден, чтобы использовать материальные блага, быть добродетельным, или стать счастливым, ибо таким можно считать того, кто добр к людям, и потому угоден богу, тот же, кто не пользуется материальными благами, вредит людям, а значит мало угоден богу, и глупо, если он считает себя счастливым». Но счастье каждый понимает по-разному, правы те, кто считают, что счастье видят в добродетельной жизни и разумных делах. В принципе его концепция не расходится с трактовкой христианской этики, но крен смещен на земную жизнь человека. Немалую роль в человеческой жизни играют почет и слава – общественное признание заслуг личности. Поскольку все необходимые для счастья заключено в самом человеке, в его умении владеть способностями своей души, то влияние блага может быть сведено к жизненно необходимому минимуму (тем более, что он зависит (т.е. внешние блага) от прихотей Фортуны). Еще одна проблема, которую поднимает Альберти, это – проблема богатства. С одной стороны, не поощряется накопительство, стяжательство, торговая прибыль, но если богатство поставлено на службу государству и обществу, то богатство можно рассматривать как средство служения людям, государству. К тому же Альберти говорит о «разумной мере» в стремлении к богатству. Идеалом Альберти является личность, которая согласовывает свои личные интересы с интересами других людей и всего общества.

Новая образованность прочно входит в культурную жизнь Италии, чему немало способствовало меценатство. Особенно в этом отношении прославились Медичи – Козимо и его внук Лоренцо Великолепный. Козимо настоял на том, чтобы была создана Платоновская академия. Культ разума и знания стал характерной чертой творчества гуманистов, группировавшихся вокруг платоновской академии во Флоренции. В академии лекций не читали, но беседовали, ведя нечто вроде античного диалога. Собирались регулярно, но постоянного членства не было. Дата основания Академии (?) 7.11.1468 г. – дата рождения и смерти Платона. Ее основоположником был Марсилио Фичино (1433-1499), (сын врача Диотифечи (от этого лат. Фичино) первоначальное образование получил во Флоренции и Пизе. Изучив греческий язык, стал изучать в оригинале Платона. Усердные занятия обратили внимание на себя Козимо Медичи, который, как пишет Н. Макиавелли, подарил Фичино имение в Кареджи, где была основана Академия, и, кроме того, подарил Кодекс греческий, содержащий сочинения Платона. Фичино был человеком маленького роста, почти горбун, жаловавшийся на слабое здоровье, и очень трудолюбивым), который перевел с греческого на латынь большинство сочинений Платона и неоплатоников. Основные сочинения Фичино «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвящены доказательству неразрывной связи, тождественности философии «божественного» Платона с христианской теологией. Он создает «ученую религию», пытаясь синтезировать догматику священного писания, учения отцов церкви, арабскую и еврейскую философию, доктрину неоплатоников. Но в отличие от Альберти – познание у Фичино – это дар божественного откровения. Свобода познания есть свобода от мира вещей, но не от бога. О Фортуне говорит следующее: «хорошо сражаться с Фортуной оружием благоразумия, а также терпения и великодушия, но лучше избегать такой войны, из которой лишь немногие выходят победителями, а лучше всего – добровольно следовать туда, куда она нас поведет. Лучше всего противостоять судьбе, созерцая красоту и мир посредством любви». Его теория любви стала частым сюжетом ученых диспутов и поэтики. Им отдали дань Анджело Полициано, Луиджи Пульчи, Лоренцо Медичи. Среди членов Платоновской академии заметное место занимал Христофоро Ландино (1424-1498), профессор поэтики и риторики Флорентийского университета, автор трактата «Диспуты в Камальдоли». Исходная посылка Ландино – разум есть высшее проявление человеческой природы, а назначение человека – познание истины. Главными добродетелями являются рассудок, мудрость, знания. Они помогают человеку идти путем познания собственной и окружающей природы к наслаждению истиной, к высшему благу, которое осуществляется в боге.

Реальное влияние на культуру Италии оказал Мануэль Хризолор, в конце XIV в. он прибыл в Италию, с 1396 по 1400 гг. преподавал во Флоренции, затем в университете Павии, вернулся в Константинополь, с 1410 г. по 1415 г. (до своей смерти) жил в Италии. Занимался переводами с латыни на греческий, и наоборот. Впервые ввел научный оборот Западной Европы «Республику» Платона. Составил грамматику для греческого языка, которую закончил его ученик Гварино да Верона. У Хризолора учились Салутати, Никколи, Бруни, Верджерио, Гварино, Умберто Дечембрио и др. Именно с преподавательской деятельностью Хризолора связана мода на греческий язык и литературу в Италии. Филельфо проводит 7 лет в Византии (1420-1427 гг.), женится на гречанке, отращивает длинную бороду, приобретает повадки греческого философа. Джованни Ауриспа (?-1450) два года проводит в Греции (1421-1423 гг.), испытывая материальные трудности, изучает все, что можно изучать. Когда они возвращаются на родину, их окружают поклонением, стараются заполучить к себе итальянские государства и государи. Особенно в этом старается Флоренции, где греческий преподавали Гварино, Ауриспа, Филельфо.

Большое влияние на гуманистов Италии оказал Плифон Георгий Гемист (создает новую религию, опирающуюся на философию, начал полемику между платониками и перипатетиками), Виссарион Никейский, Георгий Трапезундский, Иоанн Аргиропул.

Увлечение греческим языком, книгами, культурой увеличивает число гуманистов. Причем гуманистов – специалистов – филологов, историков, философов, просто любителей, которые, занимаясь торговлей, предпринимательской деятельностью, на досуге читают нечто античное. Среди первых гуманистов-специалистов был Поджо Браччолини (1380-1459), сын тосканского аптекаря, свою деятельность Поджо начал как провинциальный писец и нотариус. Основы гуманистической науки и греческий язык он освоил самоучкой, не без трудностей вступил в кружок Салутати. Как папский секретарь Поджо (участник Констанцского собора, посетил страны Западной Европы и Англию) занимался поиском старых рукописей. Нашел «О природе вещей» Лукреция, «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиана. С 1453 по 1459 гг. Поджо был канцлером Флоренции. Переписывался с гуманистами, например, с Никколи. Так, М.А. Гуковский приводит два письма Поджо из Констанца, в первом гуманист повествует о посещении курорта Бадена в обществе друзей, дам; и второе, где рассказывается о казни Иеронима Пражского, искренне восхищаясь мужеством этого человека. В конце своей жизни он пишет речь «В похвалу Венецианской республики», где обличает недостатки политики родной Флоренции. Здесь он выступает как республиканец и демократ, как друг и защитник бедного люда, но он не лишен презрительного отношения к «черни», темной необразованной массе, положение которой надо улучшить, но от которой надо быть подальше.

Проблема достоинства человека была рассмотрена в философии Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494) – (юный красавец, аристократ, граф Мирандола, сеньор Конкордии, одарен, учен, романтическая биография (страстная любовь, похищение возлюбленной, погоня, сражение по дороге, тюрьма и угроза инквизиционного процесса), богат, бескорыстен, за арабские переводы платил арабскими скакунами, загадочная и странная кончина в тот день, когда войска Карла VIII вступили во Флоренцию, возможно, принял яд. Мать Пико – сестра поэта Боярдо, автора «Влюбленного Роланда». Пико в 14 лет слушает в Болонье курс канонического права, в 1479 г. впервые побывал во Флоренции, слушал лекции в Падуанском университете, в 1485 г. побывал в Париже.) ученый, эрудит, знаток древних языков (латынь, греческий, халдейский, еврейский (ходила легенда о том, что он знал то ли 22, то ли 30 языков). Оригинальный философ. В 1486 г. вступил в конфликт с римской курией из-за «900 тезисов, относящихся к разным областям знания», часть которых комиссия теологов отнесла к еретическим. Причем, организуя диспут, Пико брался оплатить ученым в оба конца до Рима проезд, но диспут так и не состоялся. Пико спасло заступничество Лоренцо Медичи. Но речь к тезисам «Речь о достоинстве человека» принесла ему славу. Суть – человек – есть свободный творец собственной природы. Свободный выбор, нескованный божественным вмешательством, определяет достоинство человека. Пико выделяет 3 этапа на пути восхождения человека к высшей цели: очищение от пороков с помощью этики, совершенствования разума диалектикой и натурфилософией и познание божественного с помощью теологии. Поднимаясь по этим ступеням познания и совершенствования, человек достигает всех видов счастья и этим обнаруживает высокое достоинство своей природы.

Большую роль в распространении гуманистических знаний сыграли публичные библиотеки – Лауренциана во Флоренции (начало ей положил Козимо, книги собирал эрудит Веспасиано да Бистиччи. Так, в 1437 г. когда умер Николо Николи, а до этого он влез в долги, покупая и переписывая античные вещи и рукописи, Козимо расплатился с его кредиторами, и в возмещении своих расходов получил библиотеку покойного, насчитывавшую к этому времени 800 кодексов, которые стоили 6000 флоринов. Они были помещены в монастыре св. Марка (М.А. Гуковский). У Козимо Медичи (1389-1464) – было 2 библиотеки – частная и публичная. Библиотека урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (1422-1482) содержала 1120 томов, после его смерти книги попали в Ватиканскую библиотеку, которая расцвела стараниями папы Николая V (кстати, если верить Бистиччи, сын врача Томазо Парентучелли стал папой под именем Николая V потому, что искусней других кардиналов произнес поминальное слово на похоронах своего предшественника Евгения IV). Гуманисты были страстными библиофилами. Например, Ф. Петрарка собирал книги, составил опись коллекции «Мои книги» (Libri mei), которая содержала свыше 1000 названий. По преданию умер над раскрытым фолиантом. В 1362 г. в страхе перед чумой покинул Милан, прожив в Падуе, перебрался в Венецию, сделал правительству предложение передать в будущем коллекцию собору св. Марка при условии, что ему в Венеции будет предоставлено жилье, а собрание станет публичным. Правительство Венеции приняло предложение. Его дело продолжил Боккаччо, но денег на манускрипты тратил меньше, так как не был так состоятелен, как Петрарка. Но именно он в Монте-Кассино нашел «Анналы» Тацита. Крупнейшим собирателем книг был Поджо Браччолини, будучи секретарем папы Иоанна XXIII пользовался тем, что сопровождал папу в поездках и собирал рукописи. В Санкт-Галлене (придя в ужас от того, в каком состоянии, в котором пребывала библиотека монастыря) нашел речи Цицерона, в Фульде – Лукреция, иногда выменивал у монахов, а то и просто крал, или делал копии. Например, в Санкт-Галлене за 53 дня переписал собрание произведений Квинтилиана, но книги собирал не для себя (собственных всего 95 книг), а для другого – Медичи. Виссарион Никейский (1403-1472) подарил Венеции коллекцию из 600 манускриптов за то, что Республика помогла вывезти из Византии произведения античных авторов.

Были гуманисты, для которых педагогика была главным занятием. Гаспарино да Барцицца, профессор Падуи, на дому организовал нечто общеобразовательного пансиона для детей, которых обучал риторике и правилам хорошего поведения.

Гварино де Гварини (да Верона) (1370-1460), ученик Хризолора, знаток латыни и греческого языков, занимался педагогикой во Флоренции, Венеции, в Вероне. В 1424 г. (ему было 55 лет) получил приглашение феррарского маркиза Николо д´Эсте быть воспитателем для его сына Леонелло и работал в этой должности 31 год. Преподает в местном «Студио», но затем у него появилась своя школа «Дом радости». Задача – дать полный запас гуманистических знаний, научить свободно владеть латынью и греческим, ознакомить с произведениями античных авторов от Аристотеля до Цицерона, + разнообразное развитие. Дети занимались физическими упражнениями – охотой, плаванием, играли в подвижные игры, просто гуляли, собирали ракушки, камни, растения, занимались риторикой. Эти занятия были призваны создать из учеников этой школы государственного деятеля. Можно привести пример Эрмалао Барбаро, который был его учеником.

Витторино Рамбальдоли да Фельтре (1373-1446) был математиком, на медали руки Пизанелло было выгравировано «Величайший математик и отец всех гуманистических знаний». В Мантуе у него была школа при дворе Гонзага «Дом радости». Метод Фельтре – усвоение знаний без зубрежки, играя. Программа состояла из 3 частей – воспитания моральных и волевых качеств, воспитания физически развитого организма, усвоения знаний. 1 – соединение черт христианства с античностью, т.е. выполнения всех католических обрядов (но в душе стоик), 2. – упражнения, игры, тренировки – борьба, фехтование, метение дротиков, военные игры (маневры); 3 – учение на базе «семи свободных искусств – «семи путей», но с гуманистическим содержанием, начинал с изучения Вергилия, Гомера, Демосфена. Весь материал подбирался так, чтобы потом пригодился на практике – юриста, врача, богослова. Итог учений – гармоничная личность.

Но, как замечает Л.М. Баткин, гуманисты жили в двух мирах – в собственном и реальном. Филельфо – жаден и тщеславен, Аретино – бесстыден, Поджо Браччолини – подсиживал в римской курии Лоренцо Валу. Фичино и его друзья с помощью доносов поссорил Лоренцо Великолепного с поэтом Пульчи. Тот же Фичино не явился к ложу умирающего Лоренцо. Полициано поссорился с Бартоломео дела Скала из-за того, что последний употребил существительное «culex» (комар) в женском роде вместо мужского.

Таким образом, гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла в разрез с официальным учением церкви, антропоцентризм, рационализм, светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающие радость земного бытия и зовущие к творческой активности, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию знаменовали отход от принципов средневекового мировоззрения. Гуманизм второй половины XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?