Урегулирование территориально-политических вопросов на Парижской мирной конференции

 


Сложная обстановка сложилась вокруг Польши. Польша получила из состава бывшей Австро-Венгрии Галицию и Верхнюю Силезию, немецкие земли в Померании с выходом к Балтийскому морю. Но уже в конце 1918 г. украинские войска вошли в Галицию, чтобы провозгла­сить Западную Украинскую республику со столицей во Львове. После шестимесячных военных действий они были вытеснены польской ар­мией. В январе 1919 г. Польша едва не оказалась в состоянии войны с Чехословакией. Чешские войска вступили на территорию Тешинского округа в Верхней Силезии. Их столкновение с поляками было предотв­ращено лишь решительным вмешательством стран Антанты. Вскоре возник и конфликт Польши с Советской Россией. Поводом для него послужило заявление польского правительства о необходимости вос­становления границы 1772 г. В ответ 5 января 1919 г. советские войска захватили Вильно, но в апреле были выбиты оттуда поляками. Несмот­ря на то, что широкомасштабных военных действий в последующие месяцы не велось, к ноябрю польские войска уже значительно вторг­лись на территорию Западной Украины и подошли к Березине. Предло­жения Верховного Совета союзников, закрепленные в меморандуме министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона, о создании советско-польской границы по реке Буг были отвергнуты и польским, и советским правительствами. Развязка наступила весной 1920 г., когда польская армия перешла в наступление. 7 мая поляки захватили Киев, но вскоре были вынуждены отступить. Летом 1920 г. уже советская- армия начала развивать наступление в направлении Варшавы. Но и эта операция завершилась провалом. 18 марта 1920 г. был заключен Рижс­кий мирный договор. По его условиям к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. 9 октября 1920 г. польские войска оккупировали и Вильно с прилегающей территорией. Это стало пово­дом для острого конфликта Польши с Литвой, которой Советская Россия передала Вильно еще в период войны с Польшей. Состояние войны между Литвой и Польшей длилось еще шесть лет, но активные военные действия не велись.

Острый международный кризис возник вокруг Венгрии. 21 марта 1919 г. здесь была провозглашена Советская республика. Новый режим возглавили объединившиеся в одну партию коммунисты и социалисты. Но уже в апреле 1919 г. началась вооруженная интервенция Антанты. На территорию страны вступили французские, югославские, румынские и чешские части. Правительство объявило мобилизацию в революцион­ную Красную армию, которая даже перешла государственную границу

и попыталась установить советскую власть в восточной Словакии (16 июня была провозглашена Словацкая Советская республика). Ситу­ация коренным образом изменилась, когда в ноябре 1918 г. с согласия Антанты сербская армия с юга, чешская - с севера начали наступление вглубь страны. Румынская армия тогда же захватила Трансильванию и всю восточную часть Венгрии до реки Тиса. Будапештское правитель­ство подчинилось требованию Антанты и начало отвод войск. 30 июля румынские войска перешли Тису и начали преследование отступающей венгерской армии. Революционный правительственный Совет в услови­ях безысходности подал в отставку. 1 августа 1919 г. в Венгрии была восстановлена парламентская республика, а заключенный в 1920 г. Трианонский мирный договор закрепил новые границы страны.

В период разработки Трианонского договора руководство Чехос­ловакии, Румынии и КСХС направило в секретариат Парижской конфе­ренции совместный меморандум о необходимости пресечь территори­альные притязания Венгрии. На протяжении двух последующих лет этими странами были заключены взаимные союзные договоры, офор­мившие так называемую «Малую Антанту». Французская дипломатия покровительствовала этой коалиции, видя в ней противовес влиянию Германии, Венгрии и Советской России. С середины 1920-х гг. к «Малой Антанте» тяготела и Польша. Болгария, напротив, так и оста­лась в числе «неблагонадежных» стран. Заключение Нейиского мирно­го договора вызвало здесь политический кризис. Царь Борис III был вынужден привлечь к власти представителей левых партий — Болгарс­кого земледельческого народного союза и социалистов. В мае 1920 г. было сформировано правительство БЗНС во главе с Александром Стамболийским. Но при косвенной поддержке стран Антанты в июне 1923 г. в Болгарии был организован военный переворог. Сгамболийс- кий был убит, а другие лидеры БЗНС арестованы.

Исключительно тяжелым в послевоенные годы оставалось положе­ние Германии. Последствия военного поражения усугубились потерей колониальных владений и европейских территорий с мощным промыш­ленным потенциалом и сырьевой базой. Немецкая нация оказалась раз­дроблена. В стране нарастал острейший социально-экономический и по­литический кризис. Слабые коалиционные правительст ва начала 1920-х гг. не могли ни открыто выступить против положений Версальского договора, ни остановить нарастающую в стране волну реваншистских настроений. В этих условиях началось обсуждение вопроса о репарациях.

На конференции в Спа в июле 1920 г. Франция добилась выделе­ния ей 52 % всех германских выплат. Великобритании было гарантиро­вано 22 %, Италии - 10 %, Бельгии - 8 %. После обсуждения размеров репараций на конференциях в Хайте, Булоне и Брюсселе Франция предъявила Германии счет на сумму 230 млрд золотых марок. Британс­кая дипломатия выступила против этого требования, превращающего Германию в страну-банкрота. В 1921 г. на Лондонской конференции Франция и Великобритания вынудили Берлин согласиться на сумму 132 млрд золотых марок, которые подлежали оплате по 2 млрд марок в год плюс 26 % от общей стоимости всего германского экспорта. Отка­завшись принять это разорительное решение, канцлер Германии К. Фе- ренбах подал в отставку, а его преемник Й. Вирт примирился лишь под угрозой оккупации Рурской области. Но становилось очевидно, что

Германия не способна выполнить финансовые обязательства. Франция начала приготовления к возможной новой войне. Помимо формирова­ния «Малой Антанты», французская дипломатия добилась заключения военного союза с Бельгией в сентябре 1920 г. В 1921 г. был заключен и франко-польский союз, дополненный уже в 1924 г. франко-чехословац­кой Антантой.

Стремясь не допустить дальнейшее обострение международной обстановки, правящие круги ведущих стран Запада попытались укре­пить Версальскую систему новыми договорами. В первую очередь предстояло преодолеть самоизоляцию США. Значительная часть амери­канского общества опасалась втягивания своей страны под эгидой Лиги наций во внутренние европейские конфликты. Несмотря на отчаянные попытки Вильсона спасти свое детище, ратификация Версальского до­говора в Сенате 19  марта 1920 г. была провалена (49 голосов «за» и 35 «против», что не дало необходимого по конституции большинства в 2/3 голосов). Но, отказавшись от участия в Лиге наций, США не могли остаться в стороне от формирования мирового политического про­странства. Примирить их позиции с бывшими союзниками должна была новая конференция, состоявшаяся в Вашингтоне с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г.

На Вашингтонской конференции американской дипломатии уда­лось добиться расторжения существовавшего с 1902 г. англо-японского союза и заключения договора о совместной защите США, Великобрита­нией, Францией и Японией их островных владений в Тихом океане. В дополнительном протоколе к «Договору четырех» уточнялось, что по­нятие «островные владения» применительно к Японии распространяет­ся только на южную часть острова Сахалин, Тайвань, Пескадоры и подмандатные территории (т.е. основная территория страны не явля­лась объектом внешних обязательств иных держав). В феврале 1922 г. четыре державы объявили Португалии и Нидерландам, что обязуются уважать их права на островные владения в Тихом океане.

«Договор девяти» (США, Великобритании, Франции, Японии, Ита­лии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной непри­косновенности Китая; содержал обязательства придерживаться принци­па «равных возможностей» для торговли и промышленности «всех наций на всей территории Китая». Он предусматривал также возвраще­ние Японией Китаю полуострова Шаньдун, железной дороги Циндао- Цаинань и территории Цзяочжоу. Но японская делегация, продолжая настаивать на своих «специальных интересах» в Китае, отклонила требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии. Наряду с основным «Договором девяти» был подписан трактат, закреп­лявший таможенное неравноправие Китая в отношении всех европейс­ких держав.

На Вашингтонской конференции также обсуждался вопрос об ограничении морских вооружений. В частности, были определены про­порции для развития военных флотов США, Великобритании, Франции, Италии и Японии (5 : 5 : 3 : 1,75 : 1,75), ограничены максимальный тоннаж крупных военных судов, максимальные нормы водоизмещения кораблей и предельный калибр артиллерии. Для остальных классов кораблей, в том числе подводных лодок, ограничения не вводились.

Запрещалось сооружение новых военно-морских баз на Тихом океане восточнее 110 меридиана в.д., за исключением островов, непосред­ственно прилегающих к побережью США. Канады, Аляски, зоны Па­намского канала, Австралии, Новой Зеландии, Гавайских островов.

Решения Вашингтонской конференции позволили США де-факто признать Версальскую международную систему и получить гарантии од лидеров Лиги наций по вопросам, касающимся национальной безопас­ности и стратегических интересов в Тихоокеанском регионе. Сложи­лась единая Версальско-Вашингтонская система международных отно­шений. В последующие годы американцы уже не стремились к полной изоляции от решения европейских проблем, но подходили к ним сугубо прагматично. Так, например, США сыграли важнейшую роль в перего­ворах с Австрией и Германией о предоставлении стабилизационных займов этим странам и формированию системы международного конт­роля за их использованием. А вот от участия в решении территориаль­но-политических проблем в Европе американская дипломатия настой­чиво отказывалась.

Одновременно с работой Вашингтонской конференции в Европе готовился новый политический форум. Его целью стало смягчение про­блем, связанных с послевоенным статусом Еермании и СССР. В это время становилась уже очевидной готовность советского руководства к налаживанию конструктивного диалога с западными державами. В нояб­ре 1920 г. Ленин заявил: «Мы вступили в новый период, в котором завоевали право на международное существование в окружении капита­листических стран». Прорывом дипломатической изоляции Советской России стал торговый договор с Великобританией, заключенный в 1921 г. Но камнем преткновения оставался финансовый вопрос. Россия, конеч­но, была избавлена от проблемы репараций, но отказывалась оплачивать «царские долги» - довоенные займы царского правительства.

В январе 1922 г. на Каннской конференции стран Антанты был принят план проведения общеевропейской конференции, к полноправ­ному участию в которой впервые приглашались делегации Советской России и стран, признанных виновниками Первой мировой войны. По замыслу инициаторов такая конференция должна была стать символом новой эры в развитии международных отношений, подведя черту под послевоенным урегулированием и делением европейских стран на по­бедителей и побежденных. Впрочем, советской дипломатии еще до начала конференции удалось нарушить антисоветский политический фронт. В марте 1922 г. в Риге состоялась конференция представителей Латвии, Польши, Эстонии и Советской России. Представители Финлян­дии присутствовали на конференции в качестве наблюдателей. Участ­ники конференции высказалась за согласованные действия в экономи­ческом восстановлении, укрепление их суверенного статуса и взаимный отказ от территориальных притязаний.

Общеевропейская конференция открылась в Генуе 6 апреля 1922 г. В отличие от Парижской она была проведена совершенно в ином духе, торжественном и праздничном, с многочисленными приемами, банкета­ми и иными протокольными мероприятиями. Однако ход конференции показал, что ведущие державы Европы пока не сумели отказаться от прежней силовой стратегии. Делались попытки склонить Россию и Германию к выполнению всех обязательств перед странами Антанты.

Россия была поставлена перед необходимостью признания всех долгов царского и Временного правительств, принятия на себя ответственнос­ти за финансовые обязательства всех «бывших доныне в России влас­тей», возврат всех национализированных предприятий иностранным владельцам. От Германии требовалась неукоснительная выплата репа­раций в установленных суммах и в установленные сроки. Однако по­пытки дипломатического нажима провалились. Отказавшись от предла­гаемых услов» '.елегации России и Германии заключили 16 апреля 1922 г. в гор Раппало отдельный договор. По его условиям обе стороны полное 1ью восстанавливали дипломатические и иные отноше­ния, заявляли о готовности решать все спорные вопросы на основе взаимного отказа от претензий. Германия, в частности, признавала факт национализации иностранной собственности на территории России.

Провал Генуэзской конференции был закамуфлирован переносом обсуждения экономических вопросов на «совещание экспертов» в Гаа­ге, которое завершилось также безрезультатно. Говорить с большевика­ми о «священном институте частной собственности» было бессмыслен­но, а согласиться с советским предложением «взаимозачесть» российс­кие долги и ущерб от интервенции означало признать сам факт интер­венции против суверенного государства. Вывод емко сформулировал председатель французской делегации: «Представители Советов во всех своих выступлениях утверждали принципы и доктрины, несовмести­мые с принципами, существующими во всем остальном мире. Продол­жение гаагских дебатов является бесполезным».

Срыв политического диалога с Россией стал прелюдией к крайне­му обострению ситуации вокруг Германии. В конце 1922 г. новое немецкое правительство В.Куно решило бойкотировать выплаты репа­раций. В ответ 11 января 1923 г. французские и бельгийские войска начали оккупацию Рурского бассейна. Эти события вызвали панику на немецком фондовом рынке. Германия оказалась перед лицом финансо­вого краха. В стране резко усилилось влияние экстремистских полити­ческих сил как левого, так и правого толка. Авантюра французского правительства поставила Европу на грань войны.

Сложную международную ситуацию попыталась использовать Ита­лия. 31 августа 1923 г. после предварительной бомбардировки итальян­ские части захватили греческий остров Корфу. Поводом сталоубийство на территории Греции итальянских офицеров, входивших в междуна­родную группу, изучавшую вопрос о демаркации греко-албанской гра­ницы. Захват острова носил демонстрационный характер. Правитель­ство Муссолини требовало от Греции лишь выплаты компенсации, но использовало ситуацию для «укрепления» международного престижа своей страны. После проведения арбитража под эгидой Лиги наций (завершившегося в пользу Италии), Корфу был очищен.

Долгое время не удавалось урегулировать и «турецкий вопрос». После отказа правительства М. Кемаля соблюдать условия Севрского договора Франция попыталась создать антитурецкий блок и развязать новую войну. Но в военные действия удалось вовлечь лишь греческую армию. Греческие войска высадились в Смирне еще 15 мая 1919 г. в качестве представителя Антанты. В оставшиеся до заключения Севрс­кого договора месяцы они оккупировали значительную часть Фракии. В январе 1921 г. в Инону произошло первое серьезное столкновение греческой армии с турецкими войсками. Развивая успех, греки начали продвигаться вглубь полуострова. Остановить их наступление туркам удалось лишь в сентябре. Сосредоточив свои силы в восточной части Анатолийского полуострова, Кемаль провел военную реформу и сумел подготовиться к новому этапу войны. Турецкое контрнаступление нача­лось в августе 1922 г. После нескольких поражений греческая армия в беспорядке отступила к Смирне. Этот город был взят турками 9- 11 сентября, а спустя месяц турецкая армия торжественно вошла в Константинополь - столкновений с войсками западных держав не было, поскольку об их выводе удалось договориться предварительно.

Укрепив свои позиции, новое турецкое правительство возобнови­ло диалог со странами Антанты. В ноябре 1922 г. в Лозанне начала работать международная конференция, на которой предстояло вырабо­тать новые условия примирения с Турцией. Из-за жестких дискуссий консультации периодически прекращались, и лишь в апреле 1923 г. текст мирного договора был утвержден. Западным державам пришлось признать полный суверенитет Турецкого государства. В свою очередь Турция отказалась в пользу Великобритании от Кипра, в пользу Ита­лии - от Додеканеских островов, в пользу Греции - от ряда островов в Эгейском море, а также подтвердила отсутствие претензий на арабские территории.

Итак, на протяжении 1922-1923 гг. Европа оказалась втянута в серию острых международных конфликтов. Урегулировать противоре­чия Версальской системы без изменения ее базовых принципов не удалось. Перед угрозой нарастающей волны реваншизма и экспансио­низма в ведущих странах Запада активизировались политические силы, стремящиеся к проведению политики международной безопасности и сотрудничества. Поворотным моментом стал приход к власти в 1924 г. во Франции правительства Э.Эррио, а в Великобритании - правитель­ства Р. Макдональда.




Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?