Свод правил монастыря
Монастырский устав-это определенный свод правил, по которым живут монахи, т. е.-быт. Он может включать в себя как порядок проживания, так и распорядок богослужений. Появление уставов напрямую связано с возникновением общежительного монашества, так как раньше монахи жили в основном поодиночке и назывались иноками.
По мере развития монастыря в них появляются свои правила, похожие на Византийские. Самые распространенные правила того времени до нас дошли от:
- Пахомия Великого, написанного для Тавеннисийского монастыря в 318 году.
- Василия Великого для монастыря в Каппадокии в 379 году.
- Иоанном Кассиана, изложенного в 12 томах.
- Венедикта Нурийского для монастыря, находящегося в Италии в 543 году.
- Иоанна Мосха, который описал правила Нила Синайского.
Иерусалимский и Студийский свод правил сыграли важную роль в возникновении иночества.
Студийский устав:
Был принят преподобным Феодосием 1074 году в Киевско-Печерском монастыре, и в связи с этим имел широкое распространение на Руси. Он до сих пор не потерял свою актуальность на Украине. Этот устав был выбран по той причине, что он единственный имел часть, в которой обговаривалась дисциплина, жизнь братии.
Из Киевско-Печерского монастыря свод правил заимствовали прочие монастыри. Многие игумены вышли из стен этой обители, и перенесли порядки по всей Руси. Студийский устав был в употреблении до 15 века, после чего стал смещен Иерусалимским.
Иерусалимский устав:
Этот устав был написан Саввой Освященным и регулировал устройство богослужений, объявился на Руси во времена митрополита Алексия 1354-1378 и Киприана 1390-1406. На протяжении 15 века происходил процесс вытеснения Студийского устава. Сначала он прижился в Киеве, а затем в Московской Руси. Главное различие между правилами – это добавление чина бдения (величественное богослужение, проходящее от заката до рассвета).
Основные отличия:
- Иерусалимский устав более строгий касательно длительности богослужения и строгости поста.
- Появление чинов всенощного бдения, малой вечерни, благословения хлебов.
- Часы и полунощница осуществляются каждый день.
- В определенное по уставу время не допускается служба Литургии, Преждеосвященных Даров.
- Добавлено число кафизм.
- Господствует палестинская гимнография.
- Присутствует праздничное заключение утрени с пением Великого Славословия.
- Псалмы не читаются, а поются.
Божественная литургия
Со времен принятия христианства на Руси осуществлялись заимствованные из Константинополя литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Чины литургий в то время уже были определены, поэтому они изменились только в немногих местах. Произошли изменения в порядке причащения, проскомидии, ввелись дополнительно некоторые молитвы. Вначале все эти изменения приживались в Греции, а затем переходили на Русь. Богослужебный устав носит название типикон.
Чин литургии древней Руси отличается от настоящего чина по некоторым параметрам:
-Раньше для литургии пользовались от одной до пяти просфор.
- У дьякона были полномочия заниматься приготовлением Преосвященных даров.
- Во время литургии читались молитвы, отсутствующие сейчас.
- Молитвы Василия Великого, читаемые во время литургии, могли заменить молитвами апостола Иакова.
- Имелись отличия в порядке Великого входа.
- Существенные различия в порядке преломления Агнца, причащения и окончания литургии.
Бытовая часть устава:
В своде монастырских правил описываются не только чины богослужений, но и распорядок дня монаха, должностные лица и их обязанности, условия приема в монастырь, правила поведения как для монахов, так и для послушников, время трапезы, молитвы, отдыха, послушаний, колокольного звона, положения об отлучки, епитимии, удалении из монастыря.
На Всероссийском Поместном соборе в 1918 году был вынесен вопрос о рассмотрении нового свода правил, но он остался открытым, так как богословы того времени высказали мнение об уделении большего внимания душе, чем внешним правилам.