Западная и Восточная церковь: различия между ними
Во времена Карла Великого стало ясно прослеживаться отделение восточной и западной христианскими церквями. Началось все с переноса столицы Римской империи в Константинополь. В 395 году введено отдельное управление восточной и западной церковью. Вторжение варваров привело к окончательному разделению.
Формально церковь была единой, так как созывался Вселенский собор. Однако управление было различно. На Востоке существовал цезарепапизм – императоры становились «папами». На Западе, наоборот, папа контролировал политическую, военную и финансовую часть – папоцезаризм. Таким образом, на Западе государство было инструментом и дополнением к церкви, а на Востоке – церковь дополняло государство.
Описанные различия были поводом для многих конфликтов с обеих сторон. Все это дополняла постоянная борьба за влияние на Вселенском соборе и за первенство кафедр, богословские различия. Греческое сознание мыслило теоретически, детально разбирало и формулировало богословские доктрины. Большая часть ересей, сеявших раздор между византийской и константинопольской церквями, шла с Востока. Запад интересовался более практической частью церковной жизни. Религиозно-богословские вопросы решались по-разному обеими сторонами. Культурно-исторические и этнографические причины так же повлияли на то, что разделились Западная и Восточная церковь.
Различие двух церквей в X веке заключались в следующем:
• Отличный Символ веры. Западная церковь с VI века добавила формулировку «и от Сына».
• С II века разная дата празднования Пасхи, а соответственно и не одинаковое начало и конец года.
• Западная церковь для богослужения использовала латинский язык, а Восточная – греческий. Наблюдалось богословское размежевание.
• Западная церковь всячески противостояло иконоборческой ереси, что заставляла вмешиваться ее в дела Восточной церкви. Напряжение между сторонами возрастало.
• На Западе литургию совершали с использованием пресного хлеба, а на Востоке – с помощью квасного хлеба.
• Белое духовенство Востока имело разрешение на вступление в брак при отсутствии обеда монашества. Запад придерживался целибата – обеда безбрачия всего духовенства.
• Были и незначительные отличия. К примеру, Запад постился по субботам, на Востоке духовенство обязательно должно иметь бороду и т.д. Но и эти небольшие разногласия вели к ярым спорам и конфликтам.
Все эти отличия привели к разделению двух церквей. Противоречия накапливались годами.