Основные постулаты немецкой классической философии

 


Потребовалось совсем немного времени, с конца восемнадцатого до начала девятнадцатого века, чтобы немецкая классическая философия успела вознестись на вершину и прочно на ней закрепиться. Коротко охарактеризовать ее можно, как идеалистическую, но при всем этом сумевшую дать ясные и всеобъемлющие ответы на основные вопросы жизни внутри социума и бытия в себе.
Самыми знамениты и талантливыми представителями немецкой классической философии можно считать Иммануила Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Иногда говорят, что концом этой эпохи можно считать год смерти Гегеля - 1831. Французы же считают, что свой вклад в продвижение и осмысление классической немецкой философии внесли Якоби, Рейнгольд и Шлейермахер, которые противопоставляли свои идеи утверждениям Канта и Гегеля. Продвигая, таким образом, движение и развитие их философской мысли.
Характеристикой немецкой классической философии считается отношение ее представителей к вопросу о том, реален окружающий нас мир или это игра воображения. Кант утверждал, что мир не реален, но имеет всю полноту содержания, доступную для исследования и познания. Для Фихте внешний мир был только оболочкой, которая давала возможность сознанию построить собственный идеальный, состоящий из готовых для познания объектов, мир. Шеллинг помещал внешний мир во внутренний, смешивал их и получал творческую субстанцию, которая являла собой и субъект и объект одновременно. Гегель же весь окружающий мир отдавал для продвижения процесса познания за счет раскрытия идеи или чистого разума внутри самого себя.

Краткое изложения идей



Кант занимался в своих работах поисками ответов на вечные вопросы о цели жизни человека, его пути в познании себя, смысле бытия. Он утверждал, что для знания необходим опыт, но не только эмпирический, а и рационалистический, то есть аналитический. Некоторые же знания уже есть в нас, минуя этапы познания, они абсолютны и априорны. Сложности в познании окружающего мира, который невозможно было понять, опираясь только на теоритические знания и догмы, привел к тому, что Кант поделил все вещь на доступные осознаванию и изучению («явления») и на непознаваемые вещи («ноумены»). Бинарность и противопоставление, в разрезе человеческого познания, это способ накапливать доступный опыт, не основываясь только на информации, воспринятой органами чувств, и часто весьма субъективной по отношению к истине. Критическое отношение к достоверности полученных знаний, по мнению Иммануила Канта, устанавливала границы доступного мира, очерчивала круг явлений, которые можно было изучать.
Помимо познания, немецкая классическая философия Канта подвергала скепсису и практический разум, облекаемый в форму морали и нравственности, как столпов, на которых строится общество. Он вывел правила, определявшие основные критерии поведения:
1. Все свои поступки совершай ради общего блага, как конечной цели.
2. Никогда не используй другого равного по положению индивида, как средство для достижения цели, ибо он священен. Так же как и ты.
3. Придерживайся в своих поступках норм, которые являются общепризнанными или могут стать таковыми.
Идеи немецкой классической философии, высказанные Фихте связаны, в основном, с деятельностью субъектов. Причем он считал, что движение имеет первичный характер и начинается самостоятельно. Субстанция, которая является субъектом в данном случае, это так называемая чистая деятельность, которая руководствуется высшим нравственным законом, как побудительным импульсом. Кроме того, в своих трудах, Фихте касается проблемы бессознательного, которую дальше буду развивать Карл Юнг и Зигмунд Фрейд.
Еще один представитель классиков немецкой философии, Шеллинг занимался искусством в философии и проблемами свободы. Проблематика же познания для него заключалась в дуализме теоретического и практического опыта, которые часто не было возможности сопоставить в единой системе ценностей. Для Шеллинга высшим видом творчества обставалось искусство, как способ отделиться от всеобщего универсального начала и пойти по пути самоутверждения.
Немецкая классическая философия Гегеля продолжает идеи Канта и объясняет, каким образом субъекты познают окружающий мир и самоосознают себя. Он вывел систему из трех ступеней, описывающую весь процесс познания:
- чистый разум или «бытие в себе»;
- противопоставление или «антагонизм»;
- самопознание, «бытие в себе и для себя».
Гегель описал этапы духовного развития человеческого индивида, выделив младенчество и детство, когда знания об окружающем мире приходят хаотично, в основном от органов чувств. Это этап «духа». Затем, когда человек взрослеет, и осознает, что находится среди равных ему по правам и свободам индивидуальностей, то начинает понимать законы социума. Приходит знание, что личная свобода ограничена свободой других личностей. И венцом или абсолютным знанием становится третий этап. В этот период человек начинает исполнять законы, руководствуясь своими побудительными мотивами, то есть у него появляется мораль. Когда же в семейной ячейке устанавливала границы доступного мира, очерчивала круг явлений, которые можно было изучать.
Помимо познания, немецкая классическая философия Канта подвергала скепсису и практический разум, облекаемый в форму морали и нравственности, как столпов, на которых строится общество. Он вывел правила, определявшие основные критерии поведения:
1. Все свои поступки совершай ради общего блага, как конечной цели.
2. Никогда не используй другого равного по положению индивида, как средство для достижения цели, ибо он священен. Так же как и ты.
3. Придерживайся в своих поступках норм, которые являются общепризнанными или могут стать таковыми.
Идеи немецкой классической философии, высказанные Фихте связаны, в основном, с деятельностью субъектов. Причем он считал, что движение имеет первичный характер и начинается самостоятельно. Субстанция, которая является субъектом в данном случае, это так называемая чистая деятельность, которая руководствуется высшим нравственным законом, как побудительным импульсом. Кроме того, в своих трудах, Фихте касается проблемы бессознательного, которую дальше буду развивать Карл Юнг и Зигмунд Фрейд.
Еще один представитель классиков немецкой философии, Шеллинг занимался искусством в философии и проблемами свободы. Проблематика же познания для него заключалась в дуализме теоретического и практического опыта, которые часто не было возможности сопоставить в единой системе ценностей. Для Шеллинга высшим видом творчества обставалось искусство, как способ отделиться от всеобщего универсального начала и пойти по пути самоутверждения.
Немецкая классическая философия Гегеля продолжает идеи Канта и объясняет, каким образом субъекты познают окружающий мир и самоосознают себя. Он вывел систему из трех ступеней, описывающую весь процесс познания:
- чистый разум или «бытие в себе»;
- противопоставление или «антагонизм»;
- самопознание, «бытие в себе и для себя».
Гегель описал этапы духовного развития человеческого индивида, выделив младенчество и детство, когда знания об окружающем мире приходят хаотично, в основном от органов чувств. Это этап «духа». Затем, когда человек взрослеет, и осознает, что находится среди равных ему по правам и свободам индивидуальностей, то начинает понимать законы социума. Приходит знание, что личная свобода ограничена свободой других личностей. И венцом или абсолютным знанием становится третий этап. В этот период человек начинает исполнять законы, руководствуясь своими побудительными мотивами, то есть у него появляется мораль. Когда же в семейной ячейке соединяются два человека, достигших этапа «абсолютного знания», это называется нравственность. А множество семей превращается в государство. Именно это самопознание чистого разума, постигающего собственное содержание, и есть процесс развития.
Особое место в трудах Гегеля занимает логика, способы познания мира и описания его, категории в философии, которые использовались в то время.
Немецкая классическая философия Фейербаха показывает его стремление к обновлению и изменению. Он – устоявшийся материалист, поэтому верит в то, что процесс познания должен быть направлен на изучение природы, как источника всего, что нужно человеку для жизни. Ведь человек тоже часть природы, и изучая его, философ касается и природы в целом, как субъекта исследования.
Как и многие философы того времени, Фейербах критикует схоластическое учение, обвиняя его в лженаучной основе, фантазии и сверхъестественности. Вместо любви к божественной сущности, Фейербах подмели ее антропоцентризмом, то есть любовью к человеку, как к венцу творения.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?