Русский футуризм
Футуризм (от итальянского futurum – будущее) – одно из течений декаданса, появился футуризм в России примерно в 1910 – 1912 гг. Несмотря на то, что футуризм являлся весьма чуждой вещью для русской классической литературы, он стал настоящим продолжением безыдейности русской литературы. Ранее безыдейность была выражена в декадентстве. Первым из русских поэтов термин «футуризм» использовал Игорь Северянин.
Футуризм в русской литературе распался на несколько объединений, самыми известными из них стали «Гилея», «Центрифуга» (Москва) и эгофутуристы (Санкт-Петербург). Самым влиятельным объединением считалась «Гилея».
Футуризм имел свои основные черты: бунтарство, футуризм выражал собой настроение народа; отрицание традиций культуры; отрицание привычных норм и понятий о стихотворной форме; различные эксперименты с ритмом и рифмами; попытка создать искусство будущего.
Русский футуризм, как и многие другие течения того времени, характеризуется противоречивостью и неоднородностью. Футуристы старались максимально возможно продемонстрировать свое враждебное и пренебрежительное отношение к действующим литературным и общественным нравам. Футуристы настаивали на разрушении старого мира.
Футуристы в России открыто заявили о себе в 1912 г. выпуском сборника с характерным футуристскому движению названием «Пощечина общественному вкусу». Сопроводили сборник кратким, но значимым манифестом, содержащем в себе призыв «сбросить» Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности». Этот манифест вошел в историю, а фраза про пароход стала очень известной цитатой. В манифесте также формулировались следующие права поэтов-футуристов: право на увеличение словаря производными словами и неологизмами; право на ненависть к языку, действующему до футуристов.
Русские футуристы усиливали и подчеркивали свою независимость от итальянских футуристов и называли себя «будетляне» (люди будущего). Первый сборник стихов «будетлян» вышел в 1910 г. и назывался он «Садок судей». В объединение поэтов на тот момент входили В. Маяковский, Д. Бурлюк, Хлебников и другие. В 1914 г. Владимир Маяковский писал о том, что родились люди будущего, имея в виду футуристов. Игорь Северянин и Владимир Маяковский были двумя крайними полюсами футуризма в русской литературе. Идейные колебания внутри футуризма были очень велики, но это нисколько не мешало каждому поэту выражать свои определенные идеи.
Течение футуризма существовало в России не только в литературе, но и в архитектуре, дизайне, музыке, кинематографе и во многих других сферах искусств.
Очевидно, что «чистого» направления или стиля не может существовать ни в чем, в том числе, и в футуризме. В России единственным «чистым» представителем футуризма можно назвать архитектора Я. Чернихова. Он выпустил «Книгу архитектурных фантазий» и «Архитектуру будущего».
Русский футуризм подвергался очень сильной критике со стороны буржуазного общества. Произведения футуристов нигде не печатались, их никто не хотел покупать. В свою очередь, сами футуристы весьма смело критиковали современную литературу. Критике со стороны футуристов подвергались и символисты (символисты пытались преобразить мир искусством, чем и навлекли на себя гнев футуристов), и акмеисты, и некоторые другие течения.
Когда в России окончательно установилась советская власть, русский футуризм стал постепенно исчезать, так как не смог выдержать ужесточения критики в свою сторону. В итоге многие авторы попросту эмигрировали (например, Игорь Северянин), Владимир Маяковский покончил с собой, Велимир Хлебников и некоторые другие поэты умерли, другие и вовсе отреклись от идей футуризма (Борис Пастернак) и создали свой собственный стиль; некоторые из известных представителей русского футуризма совсем отходят от литературы и начинают заниматься, например, продажей редких книг, что в те времена было под запретом. В футуризме получил свое отражение перелом, происходивший в сознании людей в начале 20-го века. Существовал футуризм как своеобразное течение авангардизма, давшего очередной сильный толчок для развития культуры.