Кондратий Булавин и восстание на Дону
Петр I, одержимый идеей создания мощного унитарного государства, не мог смириться с фактом нахождение на берегах Дон казачьей вольницы, своеобразного островка демократии, но донские казаки надежно защищали южные рубежи России от набегов татар и турок, всегда выступали союзниками Москвы в военных походах. Осознавая это, молодой государь поначалу мирился с тем, что Войско Донское до начала XVIII века фактически не входило в состав России и не подчинялось царю, все отношение с ним поддерживались через Посольский приказ, орган, выполняющий функции современного министерства иностранных дел.
Шли годы, Петр проводил политику усиления своего влияния на вольное казачество. После взятия Азова в 1696 году в крепости нес службу гарнизон русской армии, казакам было запрещено выходить в Азовское и Черное море для разбойничьего промысла и набегов на города Крыма и Османской империи. Данный запрет донцы восприняли без особого возмущения, волнения в Войске начались после того, как на Дон зачастили царские отряды по поиску и возвращению беглых из России. Это было воспринято, как посягательство на волю и свободу, так как нарушался один из главных заповедей казачества: « С Дона выдачи нет!»
Так уж сложилось, что казачество на Дону подразделялось на низовых, проживавших в низовьях и реки и верховых, расселившихся на берегах Верхнего Дона и Северского Донца. Низовые казаки жили на Дону со дня основания Войска, их, конечно же, также волновали вопросы ущемления казачьей воли, но учитывая, что большинство из них к этому времени имели добротное хозяйство, приносившее хороший доход, на особое обострение с Москвой они идти не хотели. К тому же вновь прибывшие беглые к этому времени на Нижнем Дону были редкостью, поэтому проблемы, связанные с их поиском и поимкой здесь были не актуальны.
Верховые казаки заселили земли Войска Донского в более позднее время, жили они несколько беднее верховых, вплоть до начала XVIII века в верховьях Дона и Северского Донца находили себе приют бежавшие от хозяев российские крестьяне. Они строили новые городки и обустраивали земли, такой ход событий не устраивал Москву, чтобы раз и навсегда покончить с этим в 1707 году Петр отправляет на земли Войска Донского отборный драгунский полк с карательной экспедицией.
К этому времени на землях верховых казаков было неспокойно, они были возмущены решением царя передать в казну все соляные копи и солеварни в районе Бахмутовского городка (г. Артемовск в Донецкой области), принадлежавшие им с испокон веков и служившие одним из основных источников их дохода. Бахмутовский атаман Кондратий Булавин, человек непререкаемого авторитета на Дону, герой взятия Азова и ярый противник притязаний Москвы на казачью волю, отказался выполнять указание царя.
Последней каплей, переполнившей терпение казаков, был приход карательного отряда для поиска беглых на Верхний Дон. Очевидно, неслучайно командование карательным полком было поручено князю Ю. Долгорукому, который ненавидел казаков и считал их ворами и разбойниками. Долгорукий прославил себя тем, что слишком ревностно и рьяно взялся за выполнение воли Москвы, по его указанию производились массовые аресты, казни и пытки, сжигались целые казачьи городки, процветали грабежи и насилие.
Атаман Булавин поднял своих казаков и обратился к ним с воззванием постоять за казачью честь и волю, его поддержал другой атаман Есауловской станицы Игнат Некрасов. На реке Медведица был состоялся Круг, на котором казаки постановили уничтожить карательный полк, а князя Ю. Долгорукого казнить. Решение круга было исполнено 9 октября 1707, полк был истреблен, князь долгорукий казнен, так вспыхнуло самое масштабное и кровопролитное восстание на Дону под руководством Кондратия Булавина
Против войска, собранного Булавиным, выступили казаки Нижнего Дона, им удалось разбить булавинцев и заставить их отойти к верховьям реки. Кондратий Афанасьевич, наказав своим атаманом собирать новое войско, отправился за помощью к запорожцам. Зимой казаки, проживающие на реках Северский Донец, Бузулук, Айдар, Медведица и Хопер поддержали восстание Булавина, сам же он вернулся на Дон и привел с собой полторы тысячи запорожцев. Теперь его войско насчитывало порядка 30 тысяч сабель. Собранный Круг постановил идти на столицу казачества Черкасск. 28 апреля 1708 года подошли к городу, но приступа не состоялось, гарнизон сам открыл ворота перед восставшими. На кругу приговорили к смерти старшин поддержавших московскую власть, руководитель восстания, Кондратий Булавин, был избран атаманом Войска Донского. В мае этого года булавинцы овладели городами Царицын (Волгоград) и Дмитровский (Камышин).
Несмотря на то, что Россия в этот период вела войну со Швецией, Петр I нашел возможность для отправки тридцатитысячного войска, чтобы подавит восстание на Дону. Царские войска начали теснить восставших казаков с севера и запада, со стороны Волги угрожал обласканный государем калмыцкий хан Аюк, на юге в крепости Азов сидел русский гарнизон. В стане Булавина произошел раскол и назревал заговор.
После неудачного штурма Азова старшина Зершиков и верные ему казаки, в надежде на милость государя решили пленить Булавина. Они окружили дом, где тот находился, но штурмом взять его не смогли. Тогда было принято решение поджечь этот дом, Булавин сдаваться не стал и застрелился выстрелом в голову. Тело атамана было доставлено в Черкасск, ему отрубили голову и повесили кверху ногами, затем его тело разрубили на 5 частей и возили на шестах по городу.
Восстание на Дону было потоплено в крови. Практически все, кто поддержал Булавина, были истреблены, их жены и дети были забиты в колодки. Всего было казнено около 7 тысяч человек. Для всеобщего устрашения виселицы с повешенными устанавливали на плотах и пускали вниз по Дону. На верхнем Дону было сожжено и разорено 32 казачьих городка, опустевшие земли были переданы Воронежской губернии и полкам Слободской Украины (территории Луганской и Донецкой областей). Только атаману Игнату Некрасову удалось вывести порядка 500-600 семей сначала за Кубань, а затем во владения Османской империи, где они прожили 254 года и сохранили при этом язык, культуру, веру и обычаи.
После подавления восстания закончилась вольного Дона, навсегда были порушены вековые казачьи устои, наступил период насаждения законов и правил, угодных русским государям.