Росписи Дионисия

 

Росписи Дионисия – луч света на Руси во мгле до Уэллса.

Андрей Рублев ушел на Небеса в 1428 году. Но обаяние его живописи было столь велико, что у порожденной им школы появилось немало последователей. Одним из них стал сын зажиточного мирянина Дионисий, родившийся через несколько лет после смерти Рублева. Многие фрески уничтожены временем и безумьем людей, поэтому нельзя сказать наверняка, какой художник 15-го века наиболее плодовит. Но по тому немногому, что осталось, можно сделать предположение, что больше всех потрудился на ниве церковных росписей именно Дионисий. Углич, Владимир, Москва и множество провинциальных монастырей могут демонстрировать миру его бесценные иконы.
Мы не знаем, кто и когда привил Дионисию любовь к рисованию, но совершенно точно известно, что его первая серьезная работа начинается в Пафнутьево-Боровском монастыре, где он расписывает церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это происходи во времена, когда на троне сидит Иван III, один из лучших, набожных царей средневековой Руси. В эту эпоху Византия уже основательно утратила львиную долю своего величия и авторитета. Поэтому на русской земле, пронизанной мессианскими настроениями, возникает идея: Москва – это Третий Рим, величайший город среди европейских столиц. Жажда величия, словно пожар, перекидывается из чисто государственной сферы в сферу религиозную. Москва теперь должна доказывать всему миру, что именно она пуп земли. А продемонстрировать эту идею царь пытается очень наглядно: московские храмы проектируют лучшие зодчие, ибо соборы обязаны быть самыми великолепными. Столица должна завораживать, как и подобает эпицентру истинного православия. А для этого нужны не только архитекторы, но и художники.
Владыка Вассиан, восхищенный фресками Пафнутьево-Боровского монастыря, приглашает в Москву Дионисия, чтобы иконописец создал иконостас в Успенском соборе Кремля. Вдохновение не оставляет художника, и в конце этой работы он получает редкое, неформальное звание – «преизящного мастера». Его росписи подействовали на царя и епископов как психотропное средство: когда в новый храм первый раз вошли монахи и набожные миряне, они ощутили себя людьми, вознесшимися на Небеса. Такую богатую гамму светлых тонов не дарил никакой другой живописец.
Именно в этом соборе Дионисий пишет внушительную по размерам икону, на которой изображен конец света - самый значительный символ пятнадцатого столетия. Название у нее длинное: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда». Дионисий не экономит краски и время, ибо вся православная Русь готовиться к скорому светопреставлению, как и христиане Европы, ждущие его в 1492 году. И католики, и православные полагали, что Библия четко обозначает дату конца мира, и ждали ее с нетерпением. Многие верующие считали, что через 7 000 лет после творения Адама грядет Страшный суд, и мир изменится неузнаваемо: великие бедствия обрушатся на нечестивых, сброшенных в ад, а праведные обретут жизнь вечную и блаженную. Поэтому в 1491 году поля многих крестьян не были засеяны. В результате чего наступил не конец света, а голод. Ветхий Завет в очередной раз продемонстрирует свое полное несоответствие Истине, но выводов из этого никаких не последует. Старая еврейская книга по-прежнему будет считаться священной.
После Москвы иконописец отправится в Иосифо-Волоколамский монастырь, взяв туда двух помощников, своих сыновей – Владимира и Феодосия. На этот раз Дионисий распишет церковь Успения Богородицы. И снова его ждет восхищение: 90 икон иноки считают «вельми прекрасными». А им нужно верить, монахи созерцали росписи многих иконописцев, но лишь Дионисий удостоится столь высокой оценки.
Но здесь проявится и наивность великого живописца. Стены собора украшала фреска, на которой изображен Иосиф Волоцкий, основатель этой обители. Человек с нимбом взирает на тайную небесную обитель Христа и Его Матери. Но святым Иосиф был лишь на этой картинке. Этот неистовый монах - самый строгий инквизитор православного мира. Он требовал, чтобы еретики были казнены, а инакомыслящие жестоко наказаны. Пытки, которые он использовал, вразумляя правдолюбцев, будут превзойдены лишь фашистами. Всех милосердных людей охватит великая скорбь, когда именно здесь, в Волоцком монастыре, иосифляне в 1531 году уморят голодом лучшего ученика Нила Сорского – Вассиана Патрикеева, выдающегося публициста того времени. Волоцкий реформатор откроет дверь в инквизиторскую эпоху, и на Руси польется кровь инакомыслящих и правдолюбцев.
И все же творчество Дионисия – это концентрация внимания не на ужасах страшной эпохи, а на свете, нисходящем с Небес. Его фрески наполнены оптимизмом и радостью. Мастер хорошо понимает, что икона – это окно в рай, а не в ад, даже если на ней изображены черти. Человек, взглянув на лики святых, должен возвыситься и пребывать торжественном настроении. Ибо живопись именно для этого и предназначена: она просто обязана связать созерцателя с царством одухотворяющей силы. Дионисию ясно: не страх, а радость икона несет. Не отчаяние, а надежду и веру иконопись водворяет в печальное сердце. Поэтому на фресках так много светлых тонов: золотистых, белых, голубоватых и светло-зеленых. На картине «Путешествие волхвов» знаменитые маги – это не просто три всадника, тихо едущие к младенцу Иисусу, нет, это три блаженных души, поднимающиеся в Небо. Они не едут, волхвы воспаряют к небесной обители прямо на своих лошадях.
На иконе «Богоматерь Одигитрия» есть подсказка каждому молитвеннику: младенец Иисус указывает правой рукой на свою Мать – благую Защитницу, чье милосердие превосходит всякое разумение. Именно ей необходимо молиться каждому человеку, потерявшему веру в собственное спасение. Путеводительницы Дионисия – 1482 и 1502 года – взирают на человека на очень светлом фоне, довольно редком в иконописи той эпохи. Этот фон символизирует светлую целительную силу, исходящую от непревзойденной Матери. Великий мастер не только умом понимает, что Бог – это Свет, он духовным оком это таинственное излучение воспринимает. И это благостное ощущение передается молитвеннику, пришедшему в храм. Поэтому созерцать его живопись в глухой Ферапонтов монастырь пилигримы приезжают со всего мира.
Дверь, приоткрытую мастером на Небеса, не закроют яростные века и настоящее смутное время. Неудивительно, что Комитет ЮНЕСКО включит росписи Ферапонтова монастыря в Список всемирного наследия. Духовная сила не может стареть. Мастер со светлой душой не творит то, что пожирает безжалостный Хронос. Божественное вдохновение наделяет Дионисия особенной силой: он дарит темному миру такие картины, которые дождутся второго пришествия Иисуса.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?