Людмила Павличенко женщина снайпер

 

 Людмила Павличенко – самый эффективный снайпер-женщина фронтов Великой Отечественной.

Когда война подступает к порогу дома, воинами становятся все…
В начале лета 1941 года студентка-историк из Киевского университета Люда Павличенко приехала в Одессу заканчивать свою дипломную работу, посвященную Богдану Хмельницкому. Но эта задача оказалась отложенной почти на пять лет, потому что появилась более важная – Родину защищать.
Она родилась в Белой Церкви, тогда большом поселке, а ныне городе Киевской области, в 1916 году. Отец, служащий, во время войны оказался в составе легендарной дивизии Чапаева. Окончив школу, Люда отправилась в Киев, где работала на заводе «Арсенал». Позже она поступила на исторический факультет, закончила четыре курса. Среди студентов была своеобразная мода – заниматься в школах Осоавиахима. Молодежь полагала правильным готовиться к будущей защите Родины, ведь реальность военной угрозы для нее не вызывала сомнений. Люда Павличенко, занимаясь в университете, закончила в Осоавиахиме курсы снайперов.
Не зря, как оказалось. В первые дни войны Людмила Михайловна Павличенко добровольно ушла на фронт. Случилось так, что судьба занесла ее именно в Чапаевскую дивизию, где воевал когда-то ее отец. При обороне Одессы началась легендарная фронтовая карьера снайпера Павличенко, которую знали и уважали и свои, и враги.
Комсомольцы-добровольцы… Приходилось выдвигаться на боевую позицию в 3 часа ночи, многие часы лежать совершенно неподвижно, чтобы враг не обнаружил раньше времени, долго высматривать подходящую «мишень» и стрелять только наверняка. Затем, когда по выстрелам враг засекал снайперскую засаду, нужно было еще и выдерживать ураганный обстрел (это называлось «концерт»), которым гитлеровцы старались сбить стрелка с позиции. Финалов у «концерта» могло быть только два: или снайпера убьют, или гитлеровцам надоест стрелять. А способов спасения тоже только два: надеяться на помощь пулеметного расчета или просто лежать и ждать, пока все не закончится. Надо было самостоятельно придумывать и выполнять маневры, которые обманут врага, помогут и самому уцелеть, и цель выбрать «солидную». Иногда на выполнение задания уходили не одни сутки, и долгая неподвижность была хуже больших нагрузок. А снайперам даже дополнительное питание не полагалось, разве что из тыла пришлют шоколад…
Вот так приходилось воевать снайперу Павличенко. У нее и у многих других советских бойцов была для этого убедительная мотивация: им приходилось видеть в деревнях, не раз переходивших из рук в руки, как обращаются нацисты с мирным населением. Ей пришлось не только выполнять самостоятельные задания, но и брать на себя обязанности командира взвода.
Из-под Одессы ее часть была перекинута в Крым, и снайпер Павличенко стала почти легендарным персонажем героической обороны Севастополя. Этот город сопротивлялся врагу более 250 дней – дольше, чем Польша, Франция, Бельгия, Норвегия, Греция и Югославия, вместе взятые. Там развернулось настоящее массовое снайперское движение, и «опытная» лейтенант Павличенко выступала уже в роли наставника молодых коллег, стремившихся из просто хороших стрелков стать настоящими «зверобоями».
Опыт приобретался быстро, благо во врагах недостатка не было. К концу севастопольской эпопеи на персональном счету лейтенанта Павличенко было 309 уничтоженных врагов, в их числе 36 снайперов. В личной книжке одного из них значилось около 500 военнослужащих французской и английской армий, убитых им во время захвата Франции.
Такой подготовки, как сейчас, снайперам в то время не давали. Не было и специальных средств маскировки. Людмила Павличенко нередко выходила на снайперскую позицию с обычной «трехлинейкой», ее огонь корректировал второй номер с биноклем, раздобыть действительно хороший бинокль считалось большой удачей. Настоящая снайперская винтовка считалась у нее «выходной». На советских снайперов гитлеровцы устраивали настоящую охоту, их обстреливали из артиллерии и минометов, посылали против них взвод автоматчиков на одного человека. Был и другой прием: снайперов знали по именам, персонально предлагали сдаваться в плен, обещая службу и всякие привилегии. На это у врага были причины: хотя рекорд Павличенко был впечатляющим даже для мужчин, вовсе не редкостью был советский снайпер, уничтоживший один сотню врагов.
По словам самой Людмилы Михайловны, в Севастополе не было ни единого случая, чтобы снайпер сдался.
В Красной армии служило довольно много женщин-снайперов. Женское терпение, аккуратность, выдержка служили в этом деле немалым «плюсом». Среди них Людмила Павличенко оказалась самой результативной по числу уничтоженных врагов. Следует заметить, что все свои боевые «трофеи» она отстреляла в течение года: с июля 1941 по июль 1942. Как следствие, она оказалась единственной в Красной армии снайпером-женщиной, получившей звание Героя Советского Союза (октябрь 1943 года) при жизни. Другие получали эту награду только посмертно.
Людмила имела неплохую физическую подготовку, в бытность студенткой активно занималась спортом. Но это была женщина небольшого роста и довольно хрупкого телосложения. Современные снайперы удивляются, как она вообще ухитрялась справляться со снайперской винтовкой. В числе своих «учителей она числила лучших немецких снайперов, у которых переняла способы маскировки и обмана врага. А самыми строгими критиками для нее оказались мальчишки из Севастополя, требовавшие каждый день отчета о количестве убитых фашистов.
Во время боев за Одессу и Севастополь Павличенко была несколько раз ранена и контужена. По ее собственным рассказам, ее ранили только осколки дальнобойных артиллерийских снарядов, видать, пуля и впрямь может смелого испугаться. Но в результате идти с фронтами до Берлина ей не пришлось. Ей выпала другая задача, не менее важная. Легендарная женщина-снайпер стала дополнительным аргументом для открытия второго фронта. Осенью 1942 года ее в составе советской молодежной делегации послали в США, а потом в Англию. Задачей поездки было укрепление отношений между союзниками по антигитлеровской коалиции и создание на Западе привлекательного образа советского солдата и Советского Союза в целом.
Некоторые из зарубежных корреспондентов пытались задавать делегатам «каверзные» вопросы, но им оказалось трудно дискутировать с профессиональным историком с почти законченным университетским образованием.
Успех делегации превзошел все ожидания. Миссис Рузвельт, жена Президента США, была потрясена, когда узнала, что стоящая перед ней молоденькая женщина – снайпер, уничтоживший три сотни врагов. Сам Президент расспрашивал ее о событиях севастопольской обороны. Павличенко познакомилась со знаменитым Чарли Чаплином и чернокожим певцом Полом Робсоном. Англичане наперебой приглашали делегацию на собрания и митинги. В Канаде девушке-снайперу торжественно подарили хорошую снайперскую винтовку. В Англии все, слушавшие ее, пришли к выводу, что непобедим тот народ, у которого есть такие девушки.
Людмиле пришлось быть еще и инструктором для молодых снайперов. За боевые заслуги, кроме звания Героя Советского Союза, она получила еще два ордена Ленина, медали. Знавшие ее люди обращали внимание на ее однозначную, холодную, эффективную ненависть к фашизму. Она не скрывала причин этой ненависти, рассказывая слушателям и в СССР, и за рубежом, какие «достижения» нацистов ей приходилось видеть на юге Украины.
После войны Людмила Михайловна закончила исторический факультет. Она была активным деятелем мирового миротворческого и женского движения, состояла в Ассоциации помощи народам Африки. Ей пришлось поработать в родном университете, состояла она и научным сотрудником в Главном штабе ВМФ.
Людмила Михайловна Павличенко умерла в октябре 1974 года. Могила ее находится в Москве. Ее именем назван корабль, к 70-летию Великой Победы вышел художественный фильм, рассказывающий о ее фронтовой судьбе. В Музее Вооруженных сил есть посвященная ей экспозиция. Там сохраняются особые, военные, подарки: и дорогая винтовка от канадцев, и боевая рогатка от маленьких севастопольцев.
Долгое время в знаменитом Красном корпусе Киевского университета была аудитория имени Людмилы Павличенко – женщины-снайпера, однокурсницы, коллеги. Аудитория имела №347 и была одним из основных лекционных помещений исторического факультета. Интересно было бы знать, сохранит ли она и далее это имя, или снайпер Павличенко на своей родине падет жертвой антиисторической кампании декоммунизации.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?