Письмо султана запорожским казакам.

 

 Как письмо султана запорожским казакам родило знаменитый ответ.

Когда заходит речь об отношениях Запорожской Сечи и «Блистательной Порты», многим сразу придет на ум художественное полотно Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо султану". На нем изображена развеселая гопкомпания, увлеченно сочиняющая развернутую цидульку. Глядя на персонажи картины адресату не позавидуешь. Сразу становится ясно, деликатностью в письме и не пахнет. Но, вероятно, у многих, глядя на картину, родилось ощущение иллюзорности действия происходящего на картине. Некая мифологичность, из глубины полотна прямо сходит на зрителя.
Откуда взялись проблемы, поднятые в письме султана запорожским казакам
Верно ли это ощущение, или событие реально имело место трудно разобрать. До второй половины позапрошлого века в народе ходило множество списков этого «эпистолярного шедевра». Никто не задумывался об их подлинности, в сознании людей бытовало представление о бесшабашных казаках, вполне себе способных сочинить такое скабрезное послание самому султану.
Как бы то ни было, историческая подоплека для письма существовала, а значит, и само оно вполне себе могло быть. Тем более что письмо турецкого султана запорожским казакам действительно имело место в истории. Предпосылкой для такого обращения стали последствия заключения Андрусовского перемирия. Россия и Польша поделили меж собой современные украинские территории. Земли по правому берегу Днепра оставались за Речью Посполитой, левый же берег с самой матерью городов русских Киевом, отходил под власть Московского государя.
На руку турецкому султану сыграли действия гетмана правобережья Петра Дорошенко, признавшего над собой протекторат Турции. Так он хотел содействовать слиянию под своей властью обеих украинских частей. Мехмед IV, воодушевленный предательским решением Дорошенко, посчитал, что может подчинить себе всю Украину, включая и ее «осиное гнездо» — Запорожскую сечь не последовавшую вслед за гетманом-предателем.
Тем более что запорожские казаки в ту пору считались лучшими воинами и лидером у них был кошевой атаман Сирко Иван Дмитриевич. Легендарный полковник запорожского войска обладал исключительной харизмой. Бесстрашный рубака и неординарно талантливый полководец был исключительно неуравновешен. Типичный казак-разбойник, не дисциплинированный и разгульный принял участие в полусотне битв и всего лишь трижды не добился решающей победы. Выдающиеся таланты ярко высвечивались в этой необычной личности, несмотря на вопиющую безграмотность и грубость.
Хитрая весточка от султана
Османская империя переживала тогда не лучшие времена. Внутренние распри в семействе султанов привели к ослаблению позиций самого правителя. Заканчивалось время «женского султаната», начатого женой Сулеймана Великолепного, Роксоланы-Хюррем (украинки Анастасии) и как ни странно последней в этом куске турецкой истории стала Хатидже Турхан (украинка Надежда), мать султана Мехмеда IV.
Изнеженный правитель Османской империи был настолько увлеченным охотником, что получил соответствующее прозвище «Авджи» у своих подданных. Государственные дела его интересовали во вторую очередь, ими вплотную занимался великий визирь Кара-Мустафа. Мечтой его было овладение территориями германских княжеств и создании на их землях, в междуречье Рейна и Дуная новой провинции Османской империи.
Оторвав от Польши часть украинских земель, турки озаботились безопасностью своего фланга. Лучшим вариантом разрешения ситуации могло стать привлечение на свою сторону запорожцев, не поддержавших инициативу Петра Дорошенко. Функцию дипломатического зондажа должно было исполнить личное послание султана Османской империи запорожским казакам. Высокая честь, оказанная им, должна была впечатлить казаков и настроить на соглашение запорожскую старшину.
Письмо начиналось перечислением родословной, владений и титулов султана. Скромность и благоразумие, видно, не были в числе достоинств турецких владык. Именуя себя «братьями солнца и луны» или наместником аллаха, многих царств и людей владетеля, изумительного рыцаря, никем не побежденного, он пытался сыграть и на Христианских струнах душ запорожцев.
Незатейливо объявил себя неотступным хранителем гроба Христова и даже попечителем самого Бога. То, что он, надежда и отрада всех правоверных мусульман и так можно догадаться, но все-таки султан не преминул об этом напомнить.
Мало того, он есть смущение и ничто иное как защитник самого Христианства. На этом основании повелевает казакам Запорожской Сечи сдаваться ему добровольно никак не сопротивляясь. Кроме того, султан просил не беспокоить его всякими там нападениями на его владения. Не то приднепровские поля наводнят полчища янычар и страх охватит трепетный мир, что звери лесные зарычат, а море от ужаса задрожит. К сим словам прилагалась печать султана и личная подпись.
До сей поры известная исследователям дипломатическая переписка суровых запорожцев не отличалась от принятой манеры изъяснения. Все было чинно и благородно, сдержанная деликатность и уважительный тон неукоснительно соблюдались. Примером может послужить события лета 1675 года, когда после заключения перемирия крымчаки вознамерились нарушить его.
Желая захватить побольше добычи и пленников, войско крымского хана напало на территорию Запорожской Сечи. Казацкие лазутчики вовремя упредили своих о вероломстве татар и захватчики попали в ловушку. Славно порубили басурман, да еще и пленили больше трех тысяч.
Той порой казаки оповестили хана письмом, где подробно описали случившееся. Это послание обнаружилось в бахчисарайских архивах и никто не выразил сомнения в его подлинности. Большого интереса для публики оно не представляет, ибо было выдержано в соответствии с этическими нормами средневековой дипломатии. Подписал ту приличную эпистолу, разухабистый кошевой атаман и полковник Иван Сирко.
Легендарное письмо запорожских казаков турецкому султану
И кто бы мог подумать, что вежливый атаман мог сорваться на самого Османского владыку, ославив его в веках такими выражениями, что не всякий «дикарь с острова невезения». Конечно, разные уровни общения допускали в переписке некоторые отступления от благопристойности, но такое общение не было правилом, а скорее становилось казусом, впрочем, таковых в истории не так уж и мало.
И все же приведенный выше пересказ письма турецкого султана Мехмеда IV вызвал необычайный всплеск гневной реакции среди вольного казачества. Пожалуй, дело было в том, что предложение сдаться, нормальное для обычных участников противостояния было неприемлемо для казачьей среды. Большее оскорбление для запорожцев трудно было придумать. Сам ультимативный и безапелляционный тон напыщенного самомнением султана был однозначно неприемлем.
Нетрудно себе представить разнузданную атмосферу в кругу сочинителей казацкого ответа султану. Перед глазами знаменитая картина Репина, она наглядно иллюстрирует дух остроумия и бойкого ума запорожской старшины, составлявших ответ всемогущему турецкому государю. Предания утверждают, что послание писалось под сенью знаменитого на Украине могучего дуба произраставшего на острове под названием Верхняя Хортица.
Начиналось письмо без витиеватых приветствий, простым указанием адресата. А вот дальше посыпались эпитеты, совсем непринятые в официальной дипломатической переписке. Султану попросту переписали с обратной знаковостью его высокопарные титулы, да от себя про связь с нечистой силой прописали.
Дальше утверждали, что нисколько не боятся сражения с полчищами султана. Потом идет ряд прямых оскорблений, связанных с территориями, подвластными басурманскому владыке. Без обиняков Мехмету было отказано в покровительстве к христианству. Заканчивается письмо рифмованной, неприличной насмешкой. Подписано опять атаманом Сирко от лица всего запорожского коша. Существует несколько вариантов письма, отличающихся друг от друга в незначительных деталях.
По существу эти письма не что иное, как пародия на официальные документы, изданные от имен турецких султанов и крымских ханов. Жизненную силу и резонанс в обществе то письмо обрело потому, что в нескольких десятках слов, приправленных острой казацкой сатирой, нашлась та соль, которой уже столетия недоставало угнетенному народу. В них были заключены наряду с народностью и патриотизмом, уважение к личному достоинству и любовь к родной земле. Именно эти чувства присущи смелым и честным людям.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?