Поляне (народ)
Поляне – основатели Киева.
Поляне – племенное объединение восточных славян, во времена расселения последних поселившееся в среднем течении Днепра – главным образом, на его правом берегу, а также реках Рось и Ирпень.
Происхождение, название.
Согласно Повести временных лет (12в.) славяне, сначала поселившиеся на Дунае, позже разошлись по разным землям. После упоминания поселившихся севернее Дуная чехов и моравы, Нестор летописец пишет:
Указывая происхождение полян и других восточнославянских племен от славян, покинувших долину Дуная, и объяснив наименнования соседних полянам племен по местностям, где они проживали, Нестор никак не объясняет происхождение названия полян, а чуть ниже в летописи вообще говорит, что поляне жили «на горах», и Киев, по легенде основанный тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом был окружен большим лесом, где они (поляне) ловили зверей. Вообще поляне жили подобно другим восточнославянским племенам не на открытых пространствах (хотя земли их и включали, по большей части, лесостепи), чем иногда объясняют название племен (от слова «поле» как естественного участка земли, незанятого лесом), а так же - в лесистой местности, так что это объяснение (поляне – живущие в полях) будет не лучшим. В исторических исследованиях же название объясняется чаще всего следующим образом: поляне отличались от живущих севернее племен (древлян, дреговичей, северян и пр.) тем, что у них было широко распространено скотоводство и земледелие (тогда как другие восточнославянские племена больше жили собирательством, охотой, рыболовством и др.) – и земледелие подсечно-огневое, при котором определенные участки леса – чаще всего на горах или под склонами их во избежание неконтролируемых лесных пожаров – специально выжигались и выкорчевывались для выращивания на освободившейся земле, кстати, хорошо удобренной пеплом, сельскохозяйственных культур. Если считать, что этимологически слово «поляна» или «поле» происходят от «палить» («полети», в славянских языках синонимичное «жечь»), то происхождение названия полян становится ясным.
История.
На данный момент точное происхождение полян остается неизвестным. Поселившиеся в VI в. в среднем Поднепровье поляне вели родовой образ жизни, т.е. жили отдельно, родами и вели особое хозяйство. Однако здесь они оказались в двояком положении: с одной стороны, они были окружены многими, не всегда дружелюбными, но при этом занимающими большие территории соседями (древляне на западе, северяне и дреговичи на севере, уличи и тиверцы – на юге), что ставило отнюдь не многочисленных полян в затруднительное положение – и заставило их изменить прежний образ жизни и сплочиться; с другой же – через земли полян проходил средневековый торговый путь «из Варяг в Греки», что вместе также поспособствовало развитию торговли и государственности у полян. В начале облагаемые хазарами данью, они пережили существенный подъем, в связи с чем положение их заметно улучшилось, и поляне вскоре захватили некоторые соседние земли (что, разумеется, происходило в союзе с некоторыми соседними племенами, вместе именуемыми лендзянами).
К IXв. у полян был общественный строй, разделенный на общинный и княжеский (дружинный) части (второй довлел над первым). Помимо Киева, сохранявшего статус центра земель полян, южнорусское княжество включало и другие крупные города – Белгород и Вышгород, Звенигород и др., распространившись к приходу Рюриковичей до верховий Днестра и Припяти на западе и земель, где позже располагались города Чернигов и Переяславль (верховья Стугны, Сулы, Десны) – на востоке. Здесь позже возникнут самостоятельные княжества. Поляне уже не платили дань хазарам, а князь имел титул кагана – правителя в Хазарском каганате, таким образом претендуя на равенство с ним. Руководство состояло в основном из ушедших от Рюрика скандинавов, но большого культурного влияния они не имели, т.к. быстро ассимилировались местным населением.
В 882г. земли полян были захвачены князем Олегом, а Киев, которым правили дружинники Рюрика, Аскольд и Дир, после похода в Византию принявшие христианство и убитые «вещим» Олегом, - Киев объявлен новым центром земель, объединенных под властью Рюриковичей. Союз полян и соседних лендзянских племен распался, началась ассимиляция. Последний раз имя полян в летописях упомянуто под 944г. (поход кн. Игоря на Константинополь), позже они называются уже киянами или, вместе с ближними восточнославянскими племенами, русью (росью).
Культура.
Нестор летописец пишет, что поляне сильно отличались от северных племен как по обычаям быта, так и по нравам:
Такие резкие отличия, описываемые летописцем, могут показаться странными, но нельзя считать их полным вымыслом – объяснение же такому описанию может быть в том, что во времена написания «Повести…» земли, где жили поляне, с центром в Киеве были уже крещены, тогда как остальные русские земли во многом оставались еще языческими, и это обостряло различия между югом – и Киевом – и остальной Русью, что заставило монаха Нестора создать несколько пристрастное представление об этих племенах во время его бесценного труда.
Источниками пропитания полян были – рыбная ловля, земледелие (пашенное), охота, скотоводство, бортничество и собирательство. Были высоко развиты ремесла – гончарное и ювелирное искусство, обработка дерева. Как уже было сказано, поляне жили на Днепре, по которому проходил путь «Из Варяг в Греки», так что важным элементом жизни была и торговля – как внутренняя, так и международная. Поселения располагались на речных берегах, состояли из полуземлянок, с развитием племен возникали укрепленные городища. Погребальные обряды – как и у большинства восточных славян до распространения христиан, сожжение с захоронением обычно в кургане. Существовало разделение усопших на «чистых» (умерших естественной смертью) и нечистых (умерших смертью насильственной, колдунов. Для обрядов у язычников были специальные святилища.
Поляне сыграли важную роль в становлении русской государственности, так как еще до прихода Рюриковичей в среднее Поднепровье создали относительно сильное государство с центром в Киеве, ставшим центром владений скандинавских князей.
Следует вспомнить здесь еще западнославянское племя, так же именновавшееся полянами, пришедшее с юга (с Дуная) и поселившееся на р. Варте. В будущем оно составило основу народа поляков (и дало ему имя), а династия Пястов, правившая Польским королевством в дальнейшем, произошла из этого племени. Центр созданного ими государства находился в г. Гнезно. Западные поляне имеют, разумеется, общее происхождение с жившими на Днепре, но не стоит отождествлять их с полянами восточными – западные поляне (polanie) сформировались самостоятельно на своей земле и получили свое имя там же.