Мавзолей Алаша Хана
В 10-12 веке народные умельцы и искусные мастера возвели мазар в честь Алаша Хана. По легендам народа казахов хан Алаш соединял в себе качества справедливого правителя, мудрого политика и судьи. Эти качества позволили ему соединить воинствующее племена разрозненных тюрков, что позволило в национальном осознании считать его прародителем.
Построенный в средних веках мавзолей стал архитектурным монументом. С момента его возведения он начал считаться объектом для подражания в строительстве мавзолеев знатью того времени. Историкам известен случай полноценного копирования монумента. Его двойником стал мавзолей, возведённый в честь Дузена Сандыбаева. Источники гласят, что архитектор ежедневно проделывал большой путь для подробного изучения деталей мазара в честь хана Алаша.
Мавзолей находится на одном из берегов реки Кара-Кенгир. Ближайший к нему город расположен чуть менее, чем в 100 км и именуется как Жезказган в Карагандинская области.
По своей архитектуре строение имеет форму прямоугольника. Размеры его стен немного превышают 9 и 11 метров. Высота строения 10 метров. Две стороны имеют колонны с 6 гранями. Каждая колонна имеет упор в три полушария: одно служит опорой, а два других дополняют общую архитектуру. Стены мавзолея имеют в наличии 8 подпор. Купол расположен на барабане уникальной формы, имеющий в себе 16 граней. Он несколько контрастирует с красным оттенком кирпича, так как обрамлён по всей площади небольшими плитками, имеющими легкий отлив с бирюзовым оттенком.
Мавзолей возведён из обожженного кирпича, имеющего квадратную форму. Его внешняя кладка уникальна, так как полноценно копирует ковровые узоры юкагирского племени. Для оформления окон и входной двери использовалось дерево.
Центральный фасад украшает дверь из 2 створок, ведущая в арочную нишу. Ее высота составляет 2 метра, а ширина 1.2. Арочная ниша выбрана как элемент архитектуры мавзолея неспроста. Такие детали характерны для национальной архитектуры казахов в период, затрагивающий 10 и 14 века.
Внутренняя часть строения повторяет рисунок на фасаде, дополненный фигурными кирпичами, и выполнен в таких же темно-красных тонах. В глубине мавзолея можно наблюдать надгробие, великолепно освещённое дневным светом из двух ниш в куполе. Надгробие имеет кубическое основание, а завершает всю его архитектурную композицию сферическое подобие купола. Все оформление надгробия повторяет единый рисунок строения мавзолея, привнося единство монументу.
Небольшая территория с северной стороны от мавзолея Алаша Хана занята под небольшой некрополь, насчитывающий не более 20 погребальных сооружений.