Кто такие сунниты и шииты
Настроения, характеризовавшиеся неприятием главенства Омейядов и непризнанием за ними права на власть, вылились в формирование оппозиционного течения, получившего название шииты. Признавшие же их со временем получили наименнование сунниты.
Разделение Ислама на два основных направления, суннизм и шиизм, произошло в 7 в н.э. Окончилось их оформление в самодостаточные течения в 9-10 вв. Суннизм является доминантным как по численности сторонников, так и по уровню влияния. Считается данное направление, в отличие от шиизма, ортодоксальным, то есть правоверным.
Раскол имел место и внутри направлений. Появление 4-х школ в рамках суннизма, например, хронологически совпало с утверждением на территории мусульманских стран шариата. На базе толкования тех или иных частей этого кодекса права и возникают противоречия между школами, однако в разрешении фундаментальных для ислама вопросов они по большей части солидарны. Популярность идей школ географически разнится в соответствии с традициями той или иной мусульманской страны.
Ключевые положения, постулаты шиизма и суннизма выглядят следующим образом:
- Сунниты считают священной книгой не только Коран, но и Сунну – сборник изречений Мухаммеда и рассказов из его жизни. На основе Сунны они производят толкование Корана;
- Шииты толкуют Коран несколько иносказательно, а в Сунне признают лишь те положения, которые связаны с именем халифа Али;
- Шииты располагают собственным «священным преданием» - ахбаром(изречения непосредственно имама Али);
- при этом имамом(духовным наставником религиозной общины) у суннитов может быть любой представитель мусульманской общины;
- сунниты признают пророком только Мухаммеда;
- у шиитов основная роль в толковании Корана отводится именно имаму, который может пренебречь постулатами сунны;
- Имамом у шиитов может быть только потомок халифа Али.
Как было сказано выше, описанию «правильного», с точки зрения Ислама, осуществления светской и духовной власти в Коране уделяется особое внимание. В связи с чем фундаментальным в споре шиитов и суннитов является вопрос происхождения власти. По мнению суннитов, после смерти Мухаммеда была сведена на нет возможность посредничества между Аллахом и мусульманином. Поэтому при выборе очередного правителя достаточно руководствоваться только волей общины.
Шииты настроены враждебно по отношению к суннитам. Предкам последних, жестоко и беспощадно захватившим власть, противопоставляют свою династию, идущую от халифа Али, единственного праведного и добродетельного.
Подавляющее большинство мусульман(около 90%) сегодня считают себя наследниками традиции суннизма. Численно шииты преобладают только в Иране, Йемене и Южном Ираке.