Что значит «Предан анафеме»
Анафема – достаточно распространенная «вещь» в мире. Существовало такое понятие с того момента, как образовалась православная церковь. Наиболее известным человеком прошлого столетия, который был предан анафеме, является Владимир Ильич Ленин-Ульянов. Произошло это из-за его атеистской политики.
Понятие «анафема»: можно ли снять анафему
Анафема – это отлучение человека от церкви. Такой «чести» могли удостоиться люди, которые совершили страшные поступки в отношении религии или общества. Человек не имел права посещать церковь, не мог быть захоронен по христианским обрядам и традициям.
Анафему можно было снять. Для этого должна быть веская причина. Снимает анафему тот же орган, который и накладывал ее. Возможно посмертное снятие анафемы. Среди русских правителей наиболее ярким примером служит Дмитрий Донской. Московский князь при жизни был предан анафеме, но также и причислен к лику святых. Уже в современной России анафема была снята с исторической личности.
Известные анафемисты
Интересно, что анафема могла накладываться даже на королей и важных господ. Перед церковью и Богом все равны. К людям, несшим бремя анафемы, относят:
- Фидель Кастро. Кубинский революционер, известный в мире по Карибскому кризису и политикой, проводимой в своем государстве. Отречение Фиделя Кастро от церкви Папой Римским произошло в результате борьбы религиозных деятелей и коммунизма, идеи которого воплощал в жизнь революционер.
- Степан Разин – известный самозванец, который возглавлял бунты против действующей власти. Казаки под его руководством вели себя жестоко: грабили и убивали мирных жителей. За свои действия против государства Степан Разин был отречен от церкви.
- Автор романа-эпопеи, Лев Николаевич Толстой. Священному Синоду не понравился посыл, который был заложен в произведении «Воскресение». Писатель критиковал устройство в церкви, которое царило повсеместно. Российские храмы не отлучали Толстого от церкви.
Многие из анафемистов были снова возвращены к церкви, некоторые провозглашались святыми. Чтобы пройти обратный путь, необходимо было признать свою вину и очиститься.
Интересно, что не только отдельные люди могли быть преданы анафеме. Практика показывает, что под немилость церкви могут попадать и целые города. Так город Чехии Жатец, из-за поддержи гуситского движения, был предан анафеме Ватиканской церковью.