Свитки Мертвого моря.
Самыми прославленными манускриптами среди Свитков Мертвого моря стали древнейшие религиозные тексты, найденные в 11 пещерах рядом с развалинами Кумрана (Хирбет Кумран). В других местах тоже были обнаружены рукописи, но это, преимущественно, личные письма и документы, которые были выполнены на папирусе и скрыты в пещерах беженцами во времена восстаний. До настоящего времени дошли и почти невредимые свитки, хотя это тысячи маленьких папирусных и пергаментных частей.
В свитках Кумранских пещер хранится ценная еврейская религиозная литература, делящаяся на 2 вида: «библейские» рукописи, которые вошли в известную версию Священного Писания, и «небиблейские» рукописи времен Второго Храма и связанные со смыслом канонических произведений еврейской Библии. Некоторые «небиблейские» тексты имеют, вероятно, «сектантское» начало, описывая религиозные мировоззрения и обычаи конкретной религиозной общины.
Свитки Кумранских пещер отмечены временем между третьим веком до н.э (середина периода Второго Храма) и первым в. н.э. (разгром Второго Храма в 70-е г). Большая часть свитков выполнена на иврите, примерно 15% - на арамейском языке и небольшое количество текстов на греческом. Основная часть свитков на пергаменте, несколько – на папирусе, и существует единственный текст, который выбит на медных пластинах.
Около 230 найденных свитков принадлежат «библейским». Это тексты, вошедшие в каноническую версию еврейской Библии. Тексты имели свою священность уже во время Второго Храма и их считали божественным откровением. Существуют факты, что во время написания этих текстов у еврейских общин не было представления единства священных книг. Мысль о библейском «каноне» возникла на более позднем этапе в истории этих манускриптов.
Среди свитков существуют отдельные фрагменты или даже целые образцы всех книг еврейской Библии ( Книга Эсфирь является исключением). Более десятка копий определенных книг написаны древнееврейским письмом, что является характерным для периода Первого Храма, но оригинальным в период их выполнения.
Много библейских рукописей являются близкими к традиционной версии книг Священного Писания. Сходство этих рукописей удивляет, учитывая то, что свитки Кумранских пещер почти на 1000 лет старше других библейских текстов известных ранее.
Но некоторые библейские рукописи отличны от канонического варианта орфографией или языком. Дополнения в первоначальном тексте или же сокращения говорят о свободном переписывании текста.
К Кумранским свиткам относят большой спектр еврейских религиозных произведений эпохи Второго Храма. Их называют «около-библейской» литературой, толкования Священного Писания, молитвы и гимны, мудрые высказывания и советы, календарные тексты, и др. Несколько из них были общеизвестны и до нахождения свитков Мертвого моря, ведь тексты переводились на другие языки и хранились в нееврейских канонах Библии. К таким манускриптам традиционно применяется термин «псевдоэпиграфы», например, книга Юбилеев, которая ранее была известна в греческом и эфиопском вариантах, и только потом найдена на иврите в пещерах Кумрана. Все-таки большая часть небиблейских манускриптов Кумрана ранее не была известна. Общим сходством этих произведений стал акцент на религии.
Определенные литературные произведения были признанны еврейскими общинами, а другие тексты представляет сектантские мировоззрения узких религиозных групп.
Примерно четверть небиблейских Кумранских рукописей считается "сектантскими" и передают особенности обыденной жизни и воззрения отдельной общины. На первых этапах изучения манускриптов исследователи приписывали все найденное общине ессеев, одной из основных трех еврейских сект, описывающихся в древних источниках. Многие ученые предполагают существование связи секты ессеев и манускриптов Мертвого моря.
Некоторые свитки были найдены вне Кумранских пещер. Эти свитки отмечены датами от эпохи Первого Храма (8 век до н.э.) до 11 века н.э. Из них памятники четвертого века до н.э. - арабские фрагменты из Хирбет-Мирд ( Гиркания крепость), и папирусы самаритян на арамейском языке, которые датируются 7-8 вв. н.э. Основная часть таких рукописей - еврейские тексты времен римского владычества. Но основная часть этих находок из крепости Масада, и еще арамейские, набатейские, греческие и еврейские документы эпохи восстаний Бар-Кохбы, имеющие большую ценность для науки.
В Пещерах Бар-Кохбы остались многие документы: военные, финансовые, административные, юридические, личные записи и религиозные, некоторые из них - библейские. В пещеру они были принесены беженцами, искавших укрытие от беспорядков смуты Бар-Кохбы (132 - 135 гг. н.э.). Тексты точно датированы, поэтому они имеют важное значение для археологических исследований талмудического и римского периодов. Библейские свитки этих пещер очень значимы для исследования библейских текстов, ведь они равнозначны «масоретскому» варианту еврейской Библии. Это стало доказательством того, что ко второму в. н. э. библейская рукопись в то время стабилизировалась.
Среди найденных манускриптов есть и мезузы и тфиллин, а также фрагмент молитвы о Сионе и хорошо сохранившийся свиток 12ти малых пророков на греческом.