Енисейские кыргызы. Автор: Эсен уулу Кылыч Историк, тюрколог

 

Древние кыргызы (гегунь, гяньгунь древнекит. источников) обитали в Восточном Притяньшанье. В конце II в. н. э. или в III в. н. э. часть кыргызов (Восточные кыргызы) по каким-то причинам отделилась ( или была отделена ) и волею судьбы оказалась на севере, и поселилась в междуречье Абакана и Кема (Енисей), в Койбальской степи. Другая же часть древних кыргызов (Западные кыргызы) продолжала жить на своих прежних землях. Восточные кыргызы, вскоре перешли на левый берег Абакана, в левобережнюю часть Минусинских степей. В первое время центр кыргызских кочевий располагался в Койбальской степи, где на горе Изых-тах находился их основной некрополь, усыпальницы вождей восточных кыргызов. Затем уже, в последующее время, центр кыргызских кочевий перешел в степи Уйбата, которые и поныне считаются лучшими пастбищами Минусинских степей. Здесь и были расположены стойбища самых богатых и сильных скотоводов, возглавлявших кыргызский племенной союз на Енисее.
Весь кыргызский племенной союз, первоначально, в значительной мере состоял из местных этнических групп населения, которые до этого обитали в этих краях. Динлины, частично были вытеснены на другие территории, но в значительной мере, были подчинены кочевниками кыргызами, которые образовали Кыргызско-Динлинский племенной союз. Затем, он перерос в государство, располагавшееся по обе стороны среднего течения реки Кем (Енисей). Динлины, составляли большинство населения государства, но находились в зависимом положении. Это были, в общем, белокурые, голубоглазые, светлокожие люди, европеоидного типа, которые обитали на этих землях с незапамятных времен. Это были люди искусные в обработке металлов, земли, выращивании различных земледельческих культур, занимавшиеся охотой, рыбной ловлей, строительством, ювелирным и кузнечным делом, домашним хозяйством. Именно на их основе сложился так называемый народ енисейских кыргызов.
В целом, этногенез народа енисейских (Кемских) кыргызов происходил, первоначально в левобережней части среднего течения Кема (Енисея). Население же правобережней части, хотя и находилось в зависимом и подчиненном положении от "левобережников" (т.е. восточных кыргызов), тем не менее оно в течение долгого времени сохраняло свое этническое своеобразие, т.е. признаки, которые были присущи собственно динлинам, которые на востоке обитали до Байкала.
Правобережние племена Енисея были, в общем, рослы, белокуры, голубоглазы, светлокожи и вели динлинский образ жизни. На них, как на жителей восточной части государства, так же распространялся термин Кыргыз, как и на все население страны кыргызов. Поэтому, китайское посольство, шедшее в ставку кыргызского правителя по так называемой "восточной" дороге, посетило восточные районы Кыргызского государства и, описало земли, природу, обычаи, нравы, образ жизни, внешний вид и занятия местного населения, и они (т.е. китайские послы) записали, что "жители, вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом, и голубыми глазами", что и ввело путаницу в исследования историков, которые начали утверждать, что кыргызы испокон веков были белокурым, голубоглазым народом. На самом же деле, кыргызы, были типичными кочевыми тюрками, хорошо сохранившие свое этническое своеобразие, характерное для исконно тюркского типа, т.е. монголоидный антропологический тип с определенной примесью европеоидных соматических признаков, с соответствующим укладом хозяйства, образа жизни, культуры.
Правобережняя часть Енисея, гор¬но-таежные племена этого края в меньшей мере подвергались чужеземному влиянию с запада, чем левобережняя часть населения Минусинской котло¬вины. Поэтому, там, во время прохождения по их землям китайского по¬сольства действительно преобладало белокурое население, среди ко¬торых мог быть незначительным черноволосый и кареглазый элемент. Кстати, в средние века, в правобережней части Кема (Енисея) в большом количестве обитали самодийские и самоедские племена. По словам китайского посла, они именновали государя кыргызов Ажо, а юрту, где он располагался - Мидичжи. Ученые установили, что первое, т.е. Ажо, ничто иное, как самоедское "ассе" ("асо") - "отец", в значении "отец страны". Что касается второго (т.е. Мидичжита), то оно происходит от самодийского "миди (меади)" - место палатки ("место, где располагался правитель").
Западные кыргызы долгое время жили в пределах мест традиционного обитания отцов и дедов, вплоть до VI -VII вв. Они входили в состав господствовавших в свое время в Центральной Азии кочевых держав. Во время обитания в выше указанных районах Азии Западные кыргызы, входили в конфедерацию тюркских племен, известную как - Теле китайских источников( огузы). Причем соседями кыргызов было племя «уйгур».
У теле были, в общем, схожие этнические признаки, начиная от головного убора, языка и т.д., и кончая погребальным обрядом (погребения с конем). Даже согласно эпосу "Манас" кыргызы и уйгуры являются частями одного народа. Кыргызы, здесь обозначаются как байгуры, одна часть народа, другой частью которого были уйгуры. Это полностью согласуется с историческими данными, по которым Среднеазиатские кыргызы, потомки Алтайских (Западных) кыргызов описываются как один из огузских народов, т.е. исторические сведения указывают на огузское происхождение Алтайских (Западных) кыргызов.
Действительно, подобные известия об Алтайских (Западных) кыргызах верны, поскольку они в свое время входили в огузскую общность образовавшейся из ряда восточно-тюркских племен. Этих племен было десять. К началу VII в. или в нач. VII в. кыргызы -теле отделились от прочих телесцев, и переселились на север Алтая. Впоследствии, оставшиеся в степи огузы создали новое кочевое объединение - Тогуз-огузы (Девять огузов).
Длительное проживание среди племен Теле сказалось на их культуре, которая если не полностью, то во многом стала похожа на телесскую. Тем не менее, кыргызы все таки не полностью интегрировались в телесскую среду и в VI веке отделились от них. А поселились они на севере Алтая, в верховьях Оби, вклинившись своеобразным буфером между берельскими племенами, к западу от Минусы. В это время прекращает свое существование верхнеобская культура. Это хорошо прослеживается на основе археологических источников. Затем они уже вступают в непосредственный контакт с енисейскими кыргызами и вообще населением Минусинской котловины.
Для енисейских кыргызов был характерен обряд трупосожжения и ряд характерных для них элементов культуры, которые хорошо известны, и сохранялись у них вплоть до XVIII века. Алтайские кыргызы были типичными кочевниками, а енисейские кыргызы вели смешанное хозяйство, в котором было и скотоводство, и земледелие. Сильно отличалась и их культура, погребальный обряд, возможно, скорее всего небольшие различия могли быть и в диалекте.
Именно с кыргызами-Теле было связано образование Кыргызского Каганата. Проникнув в Минусу, они постепенно выходят на ведущее положение, руководят Енисейской коалицией, время от времени вмешиваются в Центрально-азиатские дела. Наличие двух групп кыргызов на Енисее, явление новое для исторической науки Кыргызстана. Это подтверждается анализом письменных источников, содержащимися там сведениями, а также, что очень важно, археологическими источниками. Погребения, выполненные по обряду трупоположения в сопровождении коня, датированные VI -IX вв. н.э. расположены в западных частях Минусинской котловины и на севере Алтая. Ученые старались обходить этот вопрос стороной, ибо не могли дать на него вразумительный ответ. Но с течением времени их количество настолько возросло, что археологи были вынуждены обратиться к ним.
По мнению Гумилева, Гавриловой, Савинова, Трифонова погребения с конем относятся не к тюркам - тугю, а к другим тюркоязычным племе¬нам, в первую очередь, телесским, входившим в состав древнетюркских каганатов. По мнению Киселева и Евтюховой, в разных районах погребения с конем имеют разную этническую принадлежность - в Мон¬голии они оставлены древними тюрками, на Алтае - племенами теле, в Минусинской котловине - енисейскими кыргызами. С.А.Теплоухов, относивший раскопанное им погребение на р. Таштык к VII в., отмечал, что подобного рода могилы являются новым типом для Минусинского края". Л.Р.Кызласов считает, что, погребения с конем, как и другие нетипичные для енисейских кыргызов захоронения, оставили представители иных этнических групп. Наиболее верным, на наш взгляд является заключение проф. Д.Г.Савинова, ведущего специалиста по археологии Южной Сибири древнетюркского периода. Приведем его дословно: «Погребения с конем, на территории Мину¬синской котловины образуют определенный хронологический ряд: Усть Тесь и Кривинское (VI-VII вв.); Капчалы II, Тепсей III (VII-VIII вв., скорее всего VIII в.); Taштык (VIII-IX вв.,); Уйбат II, где найдены уже плоские ромбические наконечники стрел (IX-X вв.), что можно рассматри¬вать как отражение длительного проживания на протяжении всей второй половины I тыс. в Минусинской котловине какой-то группы населения, хоронившей своих покойников в сопровождении коня».
Это были кыргызы-Теле и проникли они на Енисей с северного Алтая в VII веке. Кыргызские погребения с конем не идентичны, но очень похожи на телесские.
Население Минусы, скорее всего представляло собой конгломерат различных этнических групп населения, довольно небольших. Но их было довольно много, и были они разные, по языку, образу жизни, культуре. Еще в XVI- XVII вв. русские переселенцы застали на Енисее довольно разнообразное население. Кроме Енисейских кыргызов там проживало большое количество не кыргызского населения, которое находилось в подчинении у первых. Среди них были как тюркоязычные, так и кеттоязычные, самоедоязычные группы. При этом, в политическом отношении страна была раздроблена и делилась на ряд улусов или княжеств.
Так, в бассейне Абакана, от верховья его до реки Уйбата включи¬тельно, находился Алтырский улус с центром на реке Нине, правом при¬токе Уйбата. Господствующее население его составляли кыргызы (частично и телеуты). Данниками (кыштымами) этого улуса были сагаи, западные иркиты, бельтиры, саяны и точжи. По обеим рекам Июсам, около Божьего озера, частично по Чулыму и в бассейне правого притока Енисея - Сисима был Алтысарский улус. Ядро его составляли кыргызы, частью тюркоязычные каш (качинцы), саха (или соккы) и аргын, около которых жили разноплеменные кыштымы, именуемые в документах: ачи, тинцы, басагары, шусты, комлары, кызылы, аринцы, ястынцы и др. На правой стороне южного Енисея простирался большой Тубинский улус с центром на реке Упсе или Тубе, охватывавший бассейны рек Сыды, Тубы, Ои и степь между Енисеем и правобережьем Абакана. Господствующим населением здесь были тубинцы, южносамоедского происхождения, далекие потомки Дубо китайских летописей (Танской династии). Они скрещивались и смешивались путем браков с тюркоязычными кыргызами (частично и качинцами). Кыштымами же князей Тубинского улуса, состоявших в брачном родстве с княжескими семьями кыргызов, источники называют камасинцев, богоджы, мингатов, байкотовцев, кайдынцев, иркитов, иногда качинцев и некоторые группы тюркоязычных шорцев, обитавших по рекам Кондоме и Мрассе.
Езерский улус (он же иногда называется в документах Керетским) простирался по левобережью Енисея от реки Абакана на север, примерно до Батеневского хребта. Господствующей группой здесь также были кыргызы.
В VI -VII вв. картина конечно же могла быть еще более пестрой. Тем не менее, все эти разрозненные и различные этнические группы населения того времени, объединяла одна главная цель, в которую они вступали добровольно и с особым старанием-это защита от сильных и многочисленных внешних врагов, в первую очередь кочевых империй Великой степи, которые, постоянно совершали свои военные походы на север, за Когмен. Там было много хлеба, кузнецов-оружейников, мастеров по обработке металлов, которые в большом количестве выделывали различные виды оружия, шедшее на экспорт.
Всех, кто входил в Кыргызский племенной союз на Среднем Енисее объединяла единая территориально-географическая общность и стремление защитить себя от сильных врагов. Поэтому, находясь в определеном гео-политическом пространстве, этнические группы объединялись, во главе которых стояло более активное и предприимчивое племя. Если до VII века таковыми были енисейские кыргызы, то после VII века эта инициатива перешла к Алтайским кыргызам. Различие интересов племен Енисея сказались после известных событий сер. века н.э. Речь идет о 840 годе, когда кыргызское войско атаковало столицу Уйгурского каганата город Орду-балык. Вскоре, после смерти кагана, в 847 году походы кыргызов прекратились, и племена стали возвращаться на свои прежние земли, к которым они так привыкли. Несомненно, могли быть сторонники создания каганата в степи. Это конечно же Алтайские кыргызы. Но они были малочисленнее других. Многочисленной была группировка енисейских кыргызов, которая разумеется была за то, что бы возвратиться назад. Их несомненно поддержали другие этнические группы населения Среднего течения Кема (Енисея)-самодийцы, самоеды, кетты и др. Енисейские кыргызы заселили только Туву. Горнотаежники и рыболовы разумеется не желали переселяться в Великую степь. В результате, мы допускаем, что в орде была междуусобица, в результате чего алтайские кыргызы были вынуждены двинуться в Прииртышье, к югу от Алтая, а некоторая их часть проникла далее, на Тянь-Шань.
Этим и объясняются причины развала Каганата. После крушения Уйгурского каганата в степи больше не было серьезного врага. Что касается империи Тан, то от нее в веке оставалось только одно название. В IХ веке Танское государство было ослабленным, лишенным прошлых завоеваний и не имела контроля над территориями Западного края. В стране царила разруха, голод и междуусобица. Генерал-губернаторы (цзедуши) фактически являлись независимыми правителями в своих провинциях, вели ожесточенную борьбу друг с другом и с центральной государственной властью. Танское государство было почти полностью изолировано от центрально-азиатских дел. Положение усугублялось также интригами и распрями при императорском дворе. Более того, страна подвергалась постоянному военному и дипломатическому давлению со стороны Уйгурского каганата, Тибетского государства и Южного Чжао (Наньчжао). При этом, она теряла большие территории или вынуждена была откупаться "богатыми подарками" (так танские вельможи именновали уплату громадных контрибуций и дань). Танское государство медленно, но неуклонно приближалось к гибели, и ничто не могло остановить этот процесс.
Что же касается Тибета, то уже в первом десятилетии IХ века там началось постепенное ухудшение обстановки внутри самого государства, приведшее к его ослаблению и распаду. Уже к 840 году страна была развалена, раздираемая междоусобной войной.
Как видим, кыргызам никто серьезно уже не угрожал. В этих условиях надобности в существовании сильного каганата не было, и племена занимались вполне мирными делами, вплоть до возвышения кара-китаев. Принцип, объединяться в сильную структуру начинал работать, когда появлялась угроза -сильный враг. Не следует исключать конечно и наличие локальных конфликтов, междуусобицы среди самих енисейских племен, живших за Когменом (Сайлюгемский хребет и прилегающая часть Саянских гор).


Подробнее см.: Эсен уулу Кылыч. Хагяс. История енисейских кыргызов (С древнейших времен до нач. XVIII века).-Бишкек.-2013.-438 стр.

Прилагается бложка книги и Титульный лист.
Формат: 70Х90 1/16 (17 Х 23 см.).

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?