Развитие религиозных представлений

 

Религиозные верования дикаря, стоящего на самой низкой ступени развития, очень грубы. Самую раннюю форму религии представляет собою фетишизм, как называют слепое поклонение предметам видимого мира, не только, напр., солнцу или дающим дождь облакам, но и предметам ближайшей земной обстановки, реке, огню, скале, животному или дереву, даже какому-нибудь камню и т.п., принимавшемуся за жилище духа.
икарь одухотворял всю природу, везде предполагая присутствие сознательной воли, действиями которой и объяснял себе все видимые в мире движения. Свою собственную душу дикарь считал существом материальным и думал, что душа по смерти ведет такую же жизнь, какую вела на земле, т.е. нуждается в пище и питье и может вмешиваться в дела живых. Эта стадия религиозного сознания называется также анимизмом, так как в ней главная роль принадлежит вере в духов1, боязнь их, стремление сделать их безвредными, добиться их помощи. Анимистические и фетишистические представления не исчезали совершенно и тогда, когда религиозное сознание народа переходило на более высокую ступень политеизма, т.е. многобожия. На этой ступени люди уже не поклонялись непосредственно предметам видимого мира, но верили в существование особых высших существ, управляющих явлениями природы и стоящих над ними. Древнейшие исторические периоды относятся уже к политеистической эпохе, но и в ней можно различать разные стадии. Некоторых своих богов политеисты представляли себе в зверообразном виде (зооморфизм), и только с успехами умственного и нравственного развития боги древних народов принимали человеческий образ (антропоморфизм). Чем выше стоял народ в культурном отношении, тем возвышеннее делались его религиозные воззрения. Самые ранние мифы, т.е. рассказы о богах, заключающие в себе наивные объяснения явлений природы, имеют часто очень грубое содержание, которое все более и более очищается по мере большего духовного развития народа. Мало-помалу боги утрачивают свое исключительно физическое значение высших существ, заправляющих разными явлениями природы, и приобретают значение основателей государства, первых его законодателей, наставников людей в знаниях и искусствах, покровителей разных сторон частной и общественной жизни, например, храбрости или мудрости, земледелия или торговли. На высших ступенях политеистического развития обнаруживаются и первые зачатки единобожия (монотеизма). Как ни совершенны были разные языческие религии, которые только вообще известны истории, они имели громадное значение в развитии человечества. Общий культ (т.е. поклонение богам) сближал между собою людей и создавал в них чувство принадлежности к одному народу. С другой стороны, вера в то, что боги карают дурные дела, в известной мере сдерживала грубые инстинкты человека и была таким образом одним из важных орудий нравственного воспитания. Наконец, впервые размышления о божественном отрывали мысль человека от повседневных забот и зарождали в ней интерес к отвлеченному знанию, из которого позднее вышли философия и наука. Самые ранние известные нам цивилизации проникнуты религиозностью. И культ, и нравственность, и представления о мире, сначала грубые, с течением времени все более и более очищались: исчезали, например, человеческие жертвоприношения, возникшие в эпоху людоедства; недостойным мифам о богах старались придать иносказательный смысл и т.п. В выработке лучших религиозных верований немаловажное значение принадлежало жрецам, хотя они же, с другой стороны, опутывали мысль человека своими ложными знаниями, а его жизнь — разными предписаниями, часто не имевшими никакого нравственного значения. В связи с религией развилось и искусство. Первыми скульптурными изображениями были идолы богов, первыми памятниками архитектуры — храмы и погребальные сооружения.
9*. Развитие письменности. Уже в каменном веке люди делали первые попытки рисовать разные интересовавшие их предметы, и это было не только началом живописи, но и началом письменности. Самое раннее письмо было идеографическим, т.е. начертывались не звуки слов, а изображения предметов, а так как подобным образом нельзя было передавать отвлеченные понятия, то для последних придумывались условные знаки, бравшиеся сначала из того же идеографического письма {символическое письмо). С течением времени вообще маленькое изображение предмета упрощалось в знак, который только его напоминал. Дальнейший шаг на пути развития письменности заключался в том, что стали посредством таких знаков изображать звуки слов. Сначала это делалось так, как в наших ребусах: изображение предмета должно было обозначать собою составную часть слова, какой-нибудь его слог, и тогда возник силлабический (т.е. слоговой) способ письменности. Разложение слогов на отдельные звуки привело к изображению особыми знаками уже не целых слогов, а их составных частей, и изобретение азбучного письма завершило собою развитие искусства записывать события, мысли и т.п. Материал для записей употреблялся весьма различный, но только прочный материал (как-то: камень, глина, обработанная в кирпичи, некоторые металлы) оказался способным сохранить до нашего времени древнейшие записи людей.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?