Полное развитие демократии.

 

В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего своего развития. Четыре раза в месяц в городе собиралось народное собрание {экклесия), в котором должны были участвовать все граждане и каждый мог высказывать свое мнение, а дела решались большинством голосов. Совет пятисот {буле) подготовлял предложения, которые должны были делаться народу, и заведовал текущими делами. Все судебные дела рассматривались судом присяжных {гелиеей), состоявшим из шести тысяч граждан, избранных по жребию и разделенных на десять отделений (дикастерий). Почти все государственные должности замещались посредством жребия, но каждый избранный перед вступлением в должность должен был доказать, что сумеет исполнять связанные с нею обязанности.
Одни только стратеги продолжали избираться путем прямой подачи голосов и переизбираться вновь по истечении годового срока. Таким образом верховная власть в Афинах находилась непосредственно в руках народа. Чтобы народ имел возможность действительно исполнять, например, обязанности судей, которым было очень много дела с тяжбами, возникавшими в других городах, но рассматривавшимися в Афинах, Перикл ввел небольшое вознаграждение за отправление судейской должности, в размере двух-трех оболов (8—12 копеек) в день, — сумма, на которую можно было иметь дневное пропитание. Тот же принцип был распространен и на другие должности, которые стали теперь тоже платными. Мало того, деньги стали выдаваться беднейшим гражданам на покупку мест в театре (феорикон), а потом такую раздачу начали даже увеличивать, чтобы неимущие граждане могли покупать себе и пищу во время общественных празднеств. Державный народ афинский не мог не присутствовать на торжествах родного города, и кому это было не по средствам, того выручала государственная казна.
138. Господство Афин в морской симмахии. На жалованье должностным лицам, народным судьям и войску, на даровые раздачи денег для участия в общественных праздниках, на украшение города великолепными постройками, конечно, нужны были большие средства, которых сама Аттика доставить была бы совсем не в состоянии. Главным источником афинских государственных доходов сделались взносы членов симмахии, превратившейся как раз в это время в афинскую державу. Афинский демос был не только государем у себя дома, но и господствовал, как государь, над другими городами. За перенесением союзной казны с острова Делоса в Афины, совершившимся по предложению Перикла, права прежнего союзного съезда, собиравшегося на Делосе, перешли к афинскому народному собранию, которое стало определять и сумму взносов, платившихся отдельными городами. Афиняне считали себя вправе значительную часть этих денег тратить на свои собственные нужды, указывая на то, что они одни правят всем союзом и защищают его от врагов. Между прочим афинские гелиасты разбирали тяжбы жителей подвластных городов, так как в судебном отношении самостоятельность последних была сильно ограничена. Для закрепления своего господства афиняне не довольствовались посылкою в некоторые союзные города своих гарнизонов, но устраивали на их землях (или на землях, отнятых у варваров) колонии из своих граждан, или так называемые клерухии. Они основывались еще при Кимоне, но особое развитие получили при Перикле. Это было также средством пристраивать наиболее нуждающихся граждан, наделяя их участками земли; во всяком случае клерухии были уже совсем новым видом колонизации, непохожим на прежние колонии. Когда при Перикле к афинскому союзу примкнули и города, лежавшие при Понте, то даже и в один из этих городов были посланы афинские поселенцы. Перикл мечтал о еще более широком союзе всех греков и хотел созвать в Афины представителей всех городов, но этот план сокрушился о сопротивление со стороны Спарты.
139. Общественный строй афинской демократии. В эпоху наивысшего развития афинской демократии далеко не все население Аттики состояло из полноправных граждан. Вне гражданской общины (политии) афинян находились, с одной стороны, метэки, с другой, рабы. При Клисфене гражданские права были распространены лишь на тех метэков, которых новый закон уже застал живущими в Аттике, но он не распространился на всех будущих переселенцев, так что сословие метэков продолжало существовать в Аттике и в эпоху развития демократии. В середине V в. доступ в афинское гражданство был даже затруднен, когда, по предложению Перикла, было принято, чтобы правами афинских граждан пользовались лишь те лица, отец и мать которых уже были гражданами государства. Метэки были заняты промышленным трудом и торговлею, среди же самих граждан стало развиваться пренебрежение к труду и стремление жить на жалованье, платившееся государством за чиновничью, судейскую и военную службу. В этом была слабая сторона античной демократии. В связи с указанным недостатком был и другой — развитие рабского труда. Начало ему в широких размерах было положено в малоазиатских колониях (особенно в Милете, на фабриках которого работали невольницы), но уже перед персидскими войнами и в Аттике было не малое количество рабов. Когда Афины сделались торговым и промышленным центром, в Аттику (равно как и в соседние Эгину и Коринф) стали ввозиться массами невольники, которые и составляли теперь главную рабочую силу страны. По самым умеренным расчетам, в конце правления Перикла в Аттике было около ста тысяч рабов и около тридцати тысяч метэков на сто тысяч граждан, но некоторые думают, что число рабов и метэков превосходило число граждан во много раз больше. Среди самих граждан были и очень богатые, и очень бедные. Афинские богачи наперерыв соперничали между собою в так называемых литургиях, т.е. взносах на общественные надобности, к числу которых относились главным образом триерархии (снаряжение триеры, т.е. военного корабля) и хоре-гии (постановка театральной пьесы с хорами). Бедные граждане предпочитали промышленному труду участие в народном суде или войске и были падки на даровую раздачу денег и всякого рода праздничные зрелища. В этом заключалась для демократии опасность вырождения в охлократию (господство черни), руководимую своекорыстными демагогами.
140*. Экономическое значение Афин. В середине V в. Афины Достигли значения первого города в Греции и в отношении торговли и промышленности. Главная гавань Афин, Пирей, прекрасно Укрепленная и соединенная с самим городом длинными стенами, превратилась в торговый пункт, где выгружали свои товары корабли с берегов Понта, из Финикии, Египта, Кирены, Сицилии и Италии и где можно было найти самые разнообразные произведения Востока и Запада. Сюда привозились с берегов Понта корабельный лес, зерновой хлеб, соленая рыба, шерсть, мед, воск и т.п., с берегов Малой Азии — тонкая пряжа, ковры, разного рода ткани и т.д. Хлеб привозился также из Сицилии и Египта, и этот ввоз наносил ущерб местному аттическому земледелию, если только не считать культуры винограда и оливковых деревьев, продукты которых (вино и масло) даже были предметом вывоза вместе с произведениями обрабатывающей промышленности, развившейся в Аттике при помощи рабского труда. Своим экономическим преуспеянием Афины затмили другие торговые города Греции, а некоторые из них пришли даже в упадок, как, например, Эгина, которая была в середине V в. покорена афинянами. Только Сиракузы могли соперничать с Афинами (а своей величиною даже превосходили главный город Аттики).
141. Воспитание и образование в Афинах. В эпоху Перикла Афины сделались также самым образованным государством в Греции. Не следует, однако, думать, что образование было широко распространено среди всех афинских граждан. Правда, свободное население Аттики и особенно самого города Афин было, по-видимому, большею частью грамотным, и широкое участие в политической жизни было для граждан своего рода школою, но правильное воспитание и образование получали только лица из высших классов общества. Если в Спарте по законам Ликурга все воспитание сводилось к развитию телесной силы и ловкости и грамотный человек был вообще редкостью, то в Афинах к такому гимнастическому воспитанию присоединено было и мусическое1, состоявшее в изучении литературы, т.е. преимущественно в чтении и заучивании стихов Гомера и других поэтов. Для юношества существовали особые здания (гимназии), где они собирались для гимнастических упражнений. Сильный толчок образование получило в Афинах, когда в них появились профессиональные преподаватели красноречия, которые сделались и учителями мудрости, или софистами, как их стали называть. При широком развитии политической жизни искусство убедительно и красно говорить получило в Афинах весьма важное значение, а потому софисты должны были всегда иметь большое количество учеников, притом хорошо оплачивавших их труд. Кроме частного преподавания, они занимались произнесением публичных речей и устраивали между собой прения, находившие многочисленных слушателей. Эти новые учителя мудрости были и главными проводниками в общество тех новых идей, которые стали в это время вырабатываться в разных частях греческого мира и отовсюду проникать в Афины.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?