Культурное развитие Греции в VI и V вв.

Важность истории греческой культуры. Одновременно с политическим и экономическим развитием VI и V вв. совершалось в Греции и культурное развитие, выразившееся в процветании поэзии и искусства, в зарождении философии и науки. До персидских войн передовою страною в культурном отношении была Иония, где впервые развился греческий эпос и возникли философия и наука, но со времени персидских войн духовное первенство перешло к европейским грекам вообще и в частности с середины V столетия к афинянам.
Борьба эллинской нации с варварами Востока сопровождалась в этой нации общим подъемом духа, а продолжительный период мира, последовавший за войною, дал грекам возможность тратить много времени и много материальных средств на художественные цели. Поэзия и искусство ко времени Перикла достигли в Греции небывалой высоты и создали неувядаемые образцы прекрасного, оказавшие громадное влияние на все последующее развитие литературы и таких художеств, как зодчество и ваяние, у всех позднейших образованных народов. За периодом увлечения поэзией и искусством, характеризующим еще эпоху тирании, персидских войн и Перикла, наступил период особого интереса к науке и философии, правда, уже довольно сильного при Перикле, но получившего особое развитие к концу V и началу IV столетия. Успехи, сделанные греками в разных областях знания и мышления, тоже имеют всемирно-историческое значение, потому что вся наука и философия теперешних образованных народов ведет свое начало из тех попыток объяснения природы и познания человека, какие были сделаны греческими исследователями и мыслителями начиная с VI в. до Р.Х.
143*. Значение греческой мифологии в истории культурного развития. Для греческой поэзии и искусства народная мифология, т.е. сказания о богах и героях, была неисчерпаемым источником сюжетов и образов, которые и подвергались художественной обработке в произведениях поэтов и ваятелей. Еще до персидских войн завершился процесс развития эпической поэзии в великих поэмах Гомера, получивших национальное значение, а Гесиод в своей «Феогонии» дал систематическое изложение главнейших мифологических верований греков. Лирическая поэзия греков тоже развилась из гимнов богам, явившихся образцами, по которым создались и позднейшие формы для выражения разных чувств и настроений. Но особенно богатый материал мифы о богах и героях доставили для драматической поэзии греков охотно делавшей содержанием своих произведений наиболее распространенные сказания и вносившей в них новый смысл, какого они прежде вовсе не имели. Сама греческая драма развилась из богослужебных обрядов. На праздниках Диониса в Аттике выступали хоры почитателей этого бога, изображавших его спутников, сатиров и потому надевавших на себя козлиные шкуры, откуда пошло название трагедии, т.е. пения козлов. Содержанием песен, певшихся этими хорами, сперва были рассказы о том, как Дионис обошел и победил разные народы, а потом и другие сказания, которые вообще могли производить сколько-нибудь сильное впечатление на слушателей. Мало-помалу из хора стало выделяться одно лицо для изображения того бога или героя, о котором шла речь в песне хора, впоследствии же число лиц, представлявших в действии то, что' пелось хором, стало увеличиваться, и возникла настоящая драма. Величайшими драматическими поэтами Греции были афиняне Эсхил, Софокл и Эврипид. Первый из них сражался при Марафоне, второй мальчиком участвовал в хоре, прославлявшим саламинскую победу, третий только родился в год этой последней битвы. Содержание своих трагедий они заимствовали из самых разнообразных поэтических преданий, выбирая между ними такие, которые могли вызвать в зрителях чувства страха или сострадания. Для представления трагедий начали строить особые здания, театры, бывшие вместе с храмами богов главными произведениями греческой архитектуры. Очень большое также влияние оказала мифология на развитие греческой скульптуры. Подобно другим народам древности греки делали изображения своих богов в виде статуй, но первоначальные греческие изваяния были очень грубы и носили на себе следы восточного влияния. Только с течением времени греки усовершенствовались в искусстве ваяния, а в V в. достигли уже величайших успехов в этой области. По мере того, как в своих богах они все более и более приучались видеть идеалы силы, здоровья, красоты и ума, все больше и больше хотелось им и в своих изображениях богов воплощать именно это представление о высшем совершенстве, какое только можно вообразить. И в архитектуре, и в скульптуре греческие художники стремились поражать зрителей не чудовищными размерами и формами, как на Востоке, а гармонией и красотою линий. У греков был обычай снимать с себя во время гимнастических упражнений одежду и вступать в состязание нагими, что давало им возможность постоянно наблюдать формы человеческого тела в разных его положениях. Наглядным образом греческие ваятели превосходно изучили анатомию мускулов и пользовались этим знанием для воспроизведения здорового и красивого человеческого тела — из бронзы, мрамора или слоновой кости с золотом. О каждом боге или богине составилось определенное представление, которое и воплощалось в статуях данного божества. Так, например, Зевс изображался величественным мужем, в полном расцвете сил и сознания своей мощи, Аполлон — молодым человеком необычайно строгой красоты, Афродита — прекрасной и грациозной молодой женщиной и т.п. Из мифологических же представлений художники заимствовали и те атрибуты, с которыми они изображали богов (напр., трезубец Посейдона, которым этот бог бороздит поверхность моря, и т.п.).
144*. Изменения в отношении к мифологии. С успехами культурного развития отношение образованных греков к своей мифологии не могло оставаться неизменным. В древних мифах было много очень грубых представлений о богах, и часто с ними не могли мириться ни ум, ни нравственное чувство более образованных людей. В то время, как одни старались очистить мифологию от рассказов о недостойных поступках и похождениях богов или облагородить эти мифы, советуя их понимать не в прямом, а в иносказательном смысле (аллегорически), другие приходили к выводам, совершенно отрицавшим истинность всех этих повествований о богах. Облагораживающее влияние на мифологические представления греков оказывала главным образом драматическая поэзия, разрушительно же действовала на них философия. Все греческие трагедии были проникнуты одною основною мыслью, сущность которой сводилась к вере в зависимость человека от неумолимого рока, соединенной, однако, с верою во внутреннюю мощь человеческого духа. Вся жизнь людей, их поступки и их судьба подчинены всесильному року, и напрасно человек стал бы противиться тому, что ему предназначено роком, но, с Другой стороны, в своей совести он находит силу, помогающую ему переносить превратности судьбы, возвышающую его над ними и даже его освобождающую, если только голос совести говорит ему, что он прав. Благодаря внесению в старые мифы нового и притом высшего нравственного смысла, греческая драма сделалась великою воспитательницею общества.

Обсудить
Навигация сайта
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?