Гражданские войны арабов и оборона Византии.

 

Омар умел железной рукой сдерживать массы воинственных степняков, вско-лебленные проповедью Мохамеда. Суровый халиф как бы отвел от Аравии грозу дикой ярости враждующих между собою племен и направил ее на чужеземные иноверные страны. Но лишь на время неукротимые бедуины отвлеклись завоеваниями; скоро старые соперничества в их среде опять ожили с прежней силой, и между самими завоевателями начались кровавые столкновения, которые не раз грозили опрокинуть созданную их храбростью державу.

У третьего халифа Отмана, принадлежавшего к старинному мекканскому роду Омайядов, не хватало твердости Омара, чтобы заставить всех слушаться своей воли. Озабоченный установлением правильного и одинакового для всех вероучения, халиф поручил секретарю Мохамеда, Сеиду, записать пророчества, изречения и правила, данные пророком, которые сохранялись до тех пор в изустных преданиях или домашних записях. Составленный Сеидом коран («книга») был признан за нерушимое правило веры. Оригинал корана оставили на хранение в Медине, копии были послаиы в Дамаск, Куфу и Басру с предписанием умножить их для верующих; в' тоже время халиф велел сжечь все другие записи, составленные частными лицами.

Само составление корана послужило к новому раздору партий. Рядом с основной книгой появилась еще дополнительная запись, сунна, в которой собраны были изречения и правила к разным вопросам житейского характера. Сунну без всякого колебания приняли западные арабы; поселившись в Сирии и Египте, странах христианских, они были менее ревностны в делах веры. Ее отвергли арабы восточные, занявшие персидские области; в колониях Ирака образовались кружки ревнителей, так наз. «читателей корана», строго отбиравшие подлинные речи Мохамеда; осуждая сирийское воинство за отклонение от ислама, они готовы были сами отделиться от массы, нетвердой в вере; они получили от суннитов прозвание шиитов, т. е. раскольников. Грозящий распад мусульманской общины Отман еще увеличил тем, что роздал самые доходные наместничества своим родственникам из дома Омайядов; его стали обвинять в пристрастии; поднялись все враги Омайядов, завидовавшие их успеху. Арабские поселенцы из Куфы и Басры взбунтовались и двинулись на Медину, чтобы свергнуть Отмана. Убийством священной особы халифа началась ожесточенная первая гражданская война (656—661).

Ревнители веры, шииты, мединцы, восточноарабские поселенцы признали халифом Али, приемного сына Мохамеда и мужа его единственной дочери Фатимы. Сунниты, сирийские арабы, мекканцы и вообще люди светского направления, равнодушные к исламу, выдвинули против него сирийского наместника Моавию, Омайяда, сына Абу-Софиана, в свое время главного врага Моха-медова. Стремясь найти опору в правоверном воинстве, Али перенес свою столицу из Медины в Куфу; Моавия остался в Дамаске.

В решительной битве при С и ф ф и н е, на границе Сирии и Двуречья, Али во главе восточных арабов стал одолевать сирийцев, но Амр, бывший на стороне Моавии, вырвал у противника победу хитростью, рассчитанною на благоговение мусульман к священному Писанию; приказав поднять на копьях раскрытые книги корана и остановив этим натиск ошеломленных воителей, он предложил вместо кровопролития искать решение спора в слове Божием и с этой целью назначить беспристрастный суд. Пока тянулись переговоры между соперниками, Али был убит одним из х ар и дж и т о в, т. е. республиканцев, отделившихся от .монархического шиитства и согласных признать халифом лишь того, кто, по Божьей воле, будет избран всем народом правоверных арабов. Смерть Али сделала Моавию бесспорным обладателем власти.

Окруженный в. Сирии христианами, которые занимали важные места по управлению, Моавия не стеснялся нарушать староарабские обычаи, заветы пророка и правила Омара. Все реже и реже выступая на молитве среди верующих, халиф лишь по имени остался духовным главой мусульман. Восток, где сильны были шииты и хариджиты, он отдал под управление своего приемного брата, эмира (наместника) Зийяда, который завел, по прежнему обычаю, вооруженную полицию, что очень оскорбляло свободолюбивых арабов; все попытки восстания со стороны религиозных ревнителей и республиканцев жестоко преследовались.

Гражданская война остановила завое вания арабов, которые на западе дошли до Карфагена, на востоке до Аму-Дарьи; во время смуты они потеряли Африку, отнятую у византийцев, и Туркестан. Моавия возобновил войны на всех границах. Командиры, посланные Зийядом, взяли Са-марканд,Ховарезм (Хиву),обратилив арабских данников турок, заняли Авганистаи и оттуда совершили несколько походов в Индию. Моавия впервые посадил арабов на корабли, к великому негодованию старозаветных людей; арабский флот отнял у византийцев Кипр, Сицилию, берега Балканского полуострова. Снова арабы проникли до Карфагена, выстроили . недалеко от него укрепленную колонию в Кайруане. Каждый год повторяли они свои набеги на византийские владения в Малой Азии/

Византийцы однако защищались теперь несравненно лучше, чем за 25 лет ДО того, в борьбе с полчищами Омара. Большие неудачи в конце концов послужили на пользу Византии. Держава сильно

сократилась в размере, но зато стала однороднее по составу; теперь не приходилось больше защищать колониальные владения, населенные враждебными империи еретиками. Всюду взяла перевес господствующая греческая народность, ереси уступили место единому православному исповеданию. Не осталось ни одной области, которую не приходилось бы защищать от неприятеля; поэтому преемники Иракиия применили заведенное им на границах военное устройство по всей империи. Государство было разделено на ф е м ы, военные наместничества: италийская фема оборонялась от лангобардов, в Малой Азии анатолийская и армянская фемы предназначались для борьбы с арабами, которых стали звать сарацинами; в Европе фракийская фема представляла поле борьбы с аварами; у проливов на виду Константинополя расположена была фема императорской гвардии, отборных полков, служивших для обороны столицы. На место громоздких, медленно собираемых армий, которые приходилось передвигать на большое расстояние, иногда очень далеко от места набора солдат, появились областные отряды, набираемые из туземного населения и обязанные защищать только свой родной край.

Суровой рукой подавляли правители религиозные споры, грозившие целости государства. Задумав прекратить вовсе столкновения монофизитов и православных касательно божественной и человеческой природы Христа, внук Ираклия Констант II издал в 648 г. закон, в силу которого «подданным воспрещалось впредь рассуждать об единой воле (и энергии) или о двух волях (и энергиях)». Когда же папа Мартин I на соборе итальянских епископов осудил этот закон и высказался против вмешательства светской власти в церковные дела, Констант приехал в Рим, которого восточные императоры не посещали в течение 200 лет; римского епископа он сослал в далекий Крым, а из старой столицы забрал с собою бронзовые статуи Пантеона.

Начиная с 672 г. в течение 7 лет непрерывно громил Моавия Константинополь с моря и суши; арабы заняли Халкидон, переправились через Геллеспонт на европейскую сторону, зимовали у Мраморного моря. В это время авары и славяне осадили Салоники, второй город империи. Византийцы, однако, отбили все нападе-мия; арабы оказались бессильны против крепких стен Константинополя, их корабли истреблялись «греческим огнем» (так называлось таинственное для них артиллерийское изобретение грека Каллиника, состоявшее в метании металлических трубок со взрывчатым веществом); они терпели также зимой от непривычного климата, от снега и холодного ветра. Утомленный борьбой, Моа-вия покинул свой гордый план уничтожения империи, заключил с Византией мир на 30 лет и даже для того, чтобы обеспечить себя от нападений византийского флота, согласился платить императору дань.

Арабские завоевания были остановлены второй гражданской войной (680—99). Сына Моавии, Езида, не хотели признавать ни в колониях Ирака, ни в староарабских городах Медине и Мекке, где сохранилось влияние сподвижников Мохамеда и корайшитов: в Ирак направился сын Али Хуссейн в надежде привлечь на свою сторону шиитов, ожидавших законного халифа из рода пророка; в Медине произнесли проклятие над дамасским халифом, отдавшимся роскошной жизни, изменившим правоверию. В борьбе с восстаниями наместники халифа Езида обнаружили полное презрение ко всему, что связывалось с памятью пророка. Отряд Хуссейна, окруженный при К е р б е л а близ Вавилона, был весь изрублен; с тех пор могила внука Мохамедова, как великого мученика, служит главной святыней шиитов. Посланные в Аравию карательные отряды истребили до 5000 сподвижников Мохамеда и корайшитов; Медина, город пророка, подверглась полному разграблению; в Мекке после обстрела ее метательными ядрами, сожгли Каабу, причем священный черный камень раскололся от огня.

После этого Аравия потеряла свое значение в мусульманском мире. Толкователи корана перешли в Ирак и в персидские области; здесь ревнители веры соединились в ненависти к сирийским халифам с персами, горевшими враждой против своих завоевателей; шиитство, в которое стали переходить персы, сделалось как бы национальной их верой; преданные дому Али, они ждали правоверного халифа, который избавит их от господства злых нечестивцев.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?