Империя Карла Великого.

 

Опираясь на союз с папою, применяя христианство, как орудие завоевания и средство власти, сын Пиппина, Карл (768—814) соединил большую часть западноевропейских стран, занятых германцами, в могущественную монархию.

В 772 г. Карл приступил к обращению в христианство саксов, полудикого северо-германского племени, которое цепко держалось за языческие обряды, оберегая в них свою независимость. Как Бонифаций, он начал с низвержения огромного священного древа Ирменсуля «опоры мироздания», по верованию язычников. Разрозненные по областям и деревням, саксы не оказывали сопротивления, пока в их стране стояло франкское воинство. Но как только Карл уходил, они разрушали церкви, изгоняли епископов и священников.

Через два года, на призыв папы Адриана I дать защиту от лангобардов, франкский король направился путями, проложенными его отцом, за Альпы. Прибыв в Рим, он поднялся, целуя ступени, по лестнице храма св. Петра и возобновил у гробницы апостола, в присутствии духовенства и франкских магнатов (крупных вассалов), союз с папою. Крепкая Павия должна была сдаться, а короля лангобардского Карл принудил уйти в монастырь; из лан-гобардских воителей он стал набирать вассалов и водить их в свои походы за Пиренеи, на Дунай и к Эльбе. В 778 г. Карла отвлекла от саксов с северовосточной окраины государства на далекий юго-запад в Испанию экспедиция против сарацин. Этот поход окончился неудачей; при отступлении в горных проходах Пиренеи арьергард Карла вместе с обозом, предводительствуемый его племянником Роландом, уничтожили баски, своеобразный народец, упорный и самобытный, до нашего времени сохранивший древнее колдовство и язык, непохожий ни на одно из европейских наречий. Слух об этом поражении вызвал всюду восстания против франков.

Только с подавлением мятежей Карл мог опять направить все свои силы против саксов. В 782 г. на собрании вассалов, созванном с особой торжественностью в Саксонии, Карл издал строгий закон против отступников от христианства, угрожая смертной казнью не только за нападение на священника или ограбление церкви, но и за несоблюдение Великого поста. На саксов эта угроза не подействовала: когда Карл послал саксонское ополчение совместно с франками сражаться против славян, оно обратило оружие против франков. На этот раз свирепой расправе над ними не было предела. Карл объявил казнь всем, кто будет уличен в содействии язычникам против христиан: перебили четыре с половиной тысячи саксов, подозреваемых в измене, захватили в рабство и переселили в далекие от родины места множество семей. Но эти жестокости лишь еще больше разожгли жажду мести в саксах: подстрекаемые Ви-дукиндом, искусно скрывавшимся от франков в северных лесах, саксонские воители поднялись все до последнего человека.

Карлу удалось окончательно завладеть страной лишь, когда у множества эделин-г о в, т. е. мелкой знати, составлявшей главную массу воитедей, были отняты их имения. Эти земли король частью отобрал себе, частью роздал монастырям, франкским своим вассалам и тем саксонским магнатам, которые изъявили покорность. Для наблюдения за спокойствием в завоеванной стране Карл назначил графов (намест:-* ников) из среды самой саксонской аристократии. На месте разрушенной франками твердыни языческого бога войны Карл заставил саксов отрекаться от сатаны; сам Видукинд явился смиренно и принял крещение. Положение зависимых людей, свободных и крепостных, обрабатывавших земли воителей, не изменилось к лучшему: они лишь перешли к новым господам, и на них легла новая повинность: доставлять священникам и епископам десятину с урожая полей и приплода скота.

В 791 г. Карл предпринял большой поход против главной орды аваров, занимавшей нынешнюю Венгрию. Пользуясь помощью славянских племен, искавших освобождения от аваров, он двинул против кочевников два ополчения, одно из Германии, другое из Италии; неся хоругви, распевая церковные гимны, шли его воины вдоль обоих берегов Дуная старинными римскими дорогами; по реке везли припасы и оружие. Когда взяли главное кольцо аваров, где хранились награбленные от набегов богатства, король подарил часть сокровищ папе, остальное роздал вассалам, чтобы «они и впредь прославляли его милость и помогали ему в тяжелых походах.» Из пограничных земель было основано военное наместничество восточной марки (основа будущей Австрии).

В 800 году Карл заключил против испанских Омайядов союз с Харун эр-Рашидом. Багдадский халиф отправил на далекий запад посольство с подарками, в числе которых находился живой слон; в знак особого расположения передал он Карлу право покровительства над христианскими святынями Иерусалима. Соединившись с остатками испанских готов, франки взяли Барселону и образовали между Пиренеями и Эбро пограничную готскуюмар-к у. После 30 лет непрерывных войн получилось очень большое государство, охватывавшее нынешние: Францию, Бельгию, Голландию, Швейцарию, западную и южную Германию, Австрию, большую часть Италии и северо-западную Испанию. На востоке граница владений Карла доходила до Эльбы; но и за этой рекой славянские племена признавали мощь франкского короля, так что его верховенство простиралось до Вислы и до среднего Дуная. В состав государства Карла входили из романских стран (т. е. бывших провинций римской империи) все те, которые уцелели от арабского завоевания. Вся западная половина христианской церкви была теперь заключена во владениях франков вместе с городом Римом, столицей старой империи. Отсюда у Карла возникла мысль принять императорский титул.

Во время переговоров короля с халифом приехал на север папа Лев Ш просить защиты против врагов своих в Риме, которые его свергли и нанесли ему тяжкие оскорбления. Король велел разобрать дело франкским своим вассалам; затем хотя и наказал врагов папы, но продержал его самого целый год в ожидании. По приезде своем в Рим Карл заставил Льва III в собрании франков поклясться в своей невиновности: папа оперся на раку с мощами, 28 соприсяжников, окруживши его и взявшись друг с другом за руку, должны были заодно с ним повторить слово в слово его признание; по окончании клятвы они должны были провести несколько минут в полной неподвижности; малейшее колебание тела или запинка в произнесении присяги служили бы признаком виновности.'

Восстановленный в своих правах, Лев III задумал осуществить цель, намеченную еще его предшественником. В первый день Рождества, когда Карл молился в церкви св. Петра, папа надел на него венец и приветствовал его обрядом и словами, обычными при встрече прежних императоров. Стоявшие кругом франки и римляне скрепили венчание своими криками: «победа и здравие Карлу, Августу, Богом венчанному, великому и миротворящему императору римлян!»

Карл не был доволен таким оборотом дела. Не от духовного лица хотел он получить признание высшей власти, а из самого Константинополя, от прямого преемника римских императоров. Поэтому он завел переговоры с императрицей Ириной, которая в это время захватила власть, опрокинув правление своего уже взрослого сына и подвергнув его ослеплению. Однако Ирину в свою очередь сверг логофет (министр финансов) Никифор (802 г.). Сам очень воинственный, он вовсе не желал уступать Карлу и даже отправил флот для отвоевания Италии. Но византийцы все-таки были не в силах воспрепятствовать образованию империи на западе: в 811 г. Никифор погиб в войне с болгарами, которые со времени разгрома их страны при Константине, успели подняться с новой силой; хан Крум сделал себе из черепа императора чашу.

После венчания Карл велел установить для народа новую особенно важную присягу: в ней было сказано, что «все должны исполнять свою службу Богу, не совершать ни насилия, ни измены по отношению к церкви или к вдовам, сиротам и странникам, так как государь-император наречен после Господа Бога и святых покровителем и защитником надо всеми». Обряд помазания на царство, венчание новым титулом, приносимые государю клятвы, все это, казалось, неизмеримо возвышает его власть. Наподобие персидских самодержцев, он стал отправлять в подвластные страны государевых послов, которые должны были следить, чтобы графы не утесняли народ поборами, принимать жалобы от населения и потом, вернувшись после объезда, обо всем давать отчет королю. Главным орудием королевской власти было духовенство; послами назначались большею частью епископы, как люди образованные, прошедшие церковную школу, которая тогда была единственной. При дворе клирики занимали должности канцлера, приготовлявшего все указы и грамоты, и капеллана, королевского духовника и советника по церковным делам, называвшегося так по имени хранимой им капы (плаща) св. Мартина Турского, главной святыни франкской.

Несмотря на тесный союз с церковью, Карлу не удалось создать неограниченную власть. Все, кто выполнял королевские поручения, кто снаряжался в поход, в том числе графы, епископы и государевы послы, давали королю особую служебную присягу; сверх условий, в ней выговоренных, король не мог потребовать ничего лишнего. При составлении указов государь не запирался в тайном совещании со своими ближайшими советниками. Все дела обсуждались в собраниях вассалов: помимо майского поля, осенью, по окончании похода, король созывал еще магнатов, службой которых особенно дорожил, потому что они приводили целые отряды подвассалов, т. е. воинов, в свою очередь состоявших у них на частной службе.

Культура «ристианского запада. Карл, не умевший писать, благоговел перед книжной ученостью. Его страстью было собирать отовсюду писателей, художников, ученых; англосаксонский монах Алькуин, его ученик франк Эйнгард, секретарь и биограф Карла, визиготский поэт Теодульф, лангобардский летописец Павел Диакон составляли его постоянное общество, и Карл любил слушать их споры и поэтические состязания. Алькуин устроил придворную школу по образцу англосаксонских монастырей; в нее Карл набирал преимущественно сыновей магнатов, чтобы приготовлять их для разнообразных дел по управлению.

Стихи, речи, богословские сочинения, летописи составлялись не на разговорных наречиях, а на языке книжном, латинском. Для изучения латыни, списывали и заучивали отрывки из Вирги-лия, Августина и других римских писателей. В отличие от арабов, увлекавшихся естественными науками, химией, медициной, астрономией, западноевропейцы в это время отдавали наибольшее внимание грамматике и рето-р и к е (искусству красиво выражаться). В наставлении Карла о занятиях науками говорится: «каждый должен изучить то, что он желает исполнять, и душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее язык будет хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками». В дошедшем до нас изложении урока, который преподал Алькуин сыну КарлаПиппину, все внимание обращено на подбирание интересных слов и сравнений вместо того, чтобы разъяснять строение мира или отдельных предметов и существ действительной жизни. Напр. ученик говорит: «я боюсь, учитель, пускаться в

море,хотя меняй побуждает любо- (шахматная фигура). пытство». Алькуин обещает сесть

вместе с мальчиком и последовать за ним, куда бы он ни отправился. «Но я не знаю, как устроить корабль?» На это учитель отвечает: «корабль есть странствующий дом, постоянная гостинница, путник, не оставляющий следа, сосед берегов». — «А что такое берег», спрашивает ученик. — «Стена земли».

Ученым и поэтам, окружавшим Карла, казалось, что «обновляются времена, воскресает жизнь древних, возрождается то, чем сиял Рим». Однако варварские понятия были в полной силе, даже среди духовенства, проходившего школу. Однажды Карлу донесли о смерти епископа, который оставил только два фунта серебра на поминание души своей; случайно услыхавший об этом молодой клирик заметил: «мало же он заготовил себе для такого далекого и долгого пути (разумея странствование души на тот свет)!» Карлу понравилась такая искренность и, в обход многих знатных просителей, он назначил бедного священника на очистившееся место, поощрив его набрать побольше средств в загробное путешествие.

Весь строй жизни во франкском государстве был иной, чем в современном ему арабском халифате (правление Аббасидов Мансура, Махди и Харуна 754—809, Каролингов Пиппина и Карла 751—814). В то время, как мусульманский восток выделялся блеском и роскошью своих многочисленных городов, в империи Карла жили по селам и усадьбам, в низких деревянных строениях; для больших собраний вассалов быстрр сколачивали целый лес лачуг и бараков; все эти постройки так же быстро и выгорали. Только в А х е н е (на границе нынешней Германии и Бельгии), где Карл особенно любил останавливаться, соорудили большую п ф а л ь ц (то же слово, что русское «палаты», от латинского palatium == дворец). Здесь обширный двор разделял два каменные строения: круглый собор и королевский зал, в котором семья государя и ближайшие к нему люди с приглашенными магнатами собирались у большого камина (от камин а ты, т. е. отапливаемого помещения, происходит наше слово «комната»). Обе основные постройки, вместе с примыкавшими к ним спальнями, мастерскими, девичьими, кладовыми, каморками для слуг, помещениями для каноников (соборных священников) и для военной охраны были обнесены высоким забором с каменными воротами и сторожевой башней у входа.

 

 

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?
Секрет.
Секрет. Гости 8 ноября 2013 13:09
Почему тут нет ничего про его Империю?!Вроде бы называется Импеоия Карла великого,совсем мало!Надо сразу к делу переходить,а не расписывать:"Было там дело.....(250 слов прошло),а теперь про Империю!"
Ну нельзя так ведь!Неправильно!Толку мало.