Возникновение английского, германского и французского королевств.

 

Нападения сарацин и норманнов ускорили распадение державы Карла Великого; но в отдельных странах население стало объединяться против жестокого врага, а из этих объединений возникли национальные государства новой Европы. Раньше всего сплотилась германская народность англосаксов, утвердившихся в южной части о. Британии.

В то время, как англосаксы теснили на западе бриттов, на них самих нагрянуло норманское нашествие. Викинги, называвшиеся здесь датчанами, образовали около времени вердёнского договора, постоянные лагери на восточном берегу и, подкрепляя себя новыми силами, стали подвигаться к югу, стремясь овладеть Лондоном, крупнейшим городом страны, выгодно расположенным близ моря в устье Темзы. Против них выступил король Альфред (871—901).

В борьбе Альфреда, национального героя англосаксов, с датчанами, было не мало превратностей. Сначала враги нападением с моря и с суши взяли Лондон. Король бежал на запад, долго скрывался в лесах и болотах, его считали погибшим. Однако он стал неутомимо готовить свой народ к отпору: говорили, что он делит воинство на две половины: одну ведет в бой, в то время как другая обрабатывает поля, на следующий год их очередь меняется. Еще рассказывали, что Альфред, переодеваясь странствующим певцом, проникал в датский лагерь, высматривал положение, изучал нравы врагов. Наконец ему удалось разбить датчан и взять их оплот на восточном берегу. Впрочем, об их изгнании с острова не могло быть и речи. Альфред должен был разделить владение Британией с датским королем Гутормом, который принял христианство. Альфредово южное, английское королевство составляло лишь одну треть нынПшней Англии. Король занялся прежде всего возобновлением гавани Лондона, построением больших морских судов; с его времени началась торговая слава английской столицы. Другой заботой Альфреда было восстановление книг и научных занятий.

Культура англосаксов вполне зависела от Рима: не было у св. Петра более усердных почитателей, как богомольцы, многими тысячами пробиравшиеся к его гробнице с дальнего острова. С другой стороны, во времена Бонифация и Алькуина Англия высылала своих ученых на материк, "ее школы служили образцом по всему западу. Но в веке Альфред жаловался: «прежде иностранцы искали мудрости и наставления с нашей стороны, а теперь мы сами вынуждены обращаться к иностранцам. Все пришло в такой упадок, что едва немногие священники понимают богослужебные книги или могут перевести письмо с латинского языка на английский.» Напоминая своим увлечением наукой Карла Великого, Альфред усердно старался восстановить ученые рукописи и составить руководства для изучения истории и философии.

Встретив преграду на острове, датчане обрушились главными силами на материк. Франкская империя объединилась еще раз под властью сына Людовика Германского, Карла III, по прозванию Толстого. Этому слабому и вялому человеку пришлось иметь дело с неодолимыми трудностями. Папа, теснимый сарацинами, писал ему: «помогите против неверных, чтобы чужие народы не спрашивали: где же император?» Едва справившись с сарацинами и со славянами, которые вышли из повиновения империи, Карл спешил на помощь осажденному датчанами Парижу (885). В течение 8 месяцев парижане, воодушевляемые епископом Гозленом и графом области Одоном, отчаянно защищались. Епископ погиб во время осады, Одон выскользнул, чтобы известить императора и каким-то чудом через стан врагов пробрался обратно в город. Император разочаровал мужественных борцов своим малодушием: вместо того, чтобы пустить против врага свои превосходные силы, он золотом купил отступление норманнов.

Ничтожество правнука Карла Великого запечатлело конец державы Каролингов. После смерти Карла III три государства. Франция, Германия и Италия, "окончательно разделились, каждая со своим королем. Во Франции магнаты решились даже, отстраняя от престола потомков Карла Великого, прибегнуть к новому способу замещения власти: они- выбрали королем храброго защитника Парижа, графа Одона (его потомки составили впоследствии династию Капетингов).

 

Франция была в то время (около 900 г.) значительно меньше современной; ее восточная граница представляла почти прямую линию от Шельды к устью Роны. Власть короля французского была весьма незначительна: он имел силу лишь над .вассалами ближнего к нему края; воители более отдаленных концов страны состояли вассалами магнатов, командовавших по областям и носивших титулы графов и герцогов (по французски comtes, dues). Располагая отрядами, нередко более сильными, чем верховный сеньор, присвоивши себе право выбора короля, магнаты считались его ровнями (по французски pairs). Одним из этих самостоятельных сеньеров был утвердившийся в северной Франции норманский вождь Рольф, или Роллон. В 1011 году король должен был уступить ему береговую полосу у Ламанша по обе стороны низовья р. Сены под условием принятия христианства и принесения присяги вассальной верности. Роллон не захотел сам целовать ногу короля и послал для совершения обряда одного из своих спутников. Накануне крещения своего он с норманнами принес жертву языческим богам, как бы в виде прощания; на смертном одре он велел заклать сотню пленных христиан и в то же время подарил церквам своего княжества 100 фунтов золота, желая таким образом угодить и Одину, и триединому Богу. Нормандия — так до сих пор называется эта уступленная Роллону область — сделалась главной колонией северян в средней Европе; сюда долго потом приливали норманские воины и отсюда вышли в следующем, XI веке новые завоеватели, покорившие Англию, южную Италию и Сирию.

Выделившееся из империи, подобно Франции и Италии, германское королевство также было меньше позднейшей Германии. Хотя на западе оно и заходило дальше нынешних пределов, захватывая Голландию, Бельгию и французские области, начиная от р. Мааса, но зато на востоке народность германцев доходила только до Эльбы, а дальше уже простирался славянский мир. В то время как Англия и Франция были поглощены борьбой с норманнами и датчанами, Германии пришлось иметь дело со славянами, среди которых, так же, как и в Скандинавии, стали возникать большие государства. В борьбе с восточными соседями германских королей поддерживала церковь так же, как во времена Бонифация и Карла Великого. Папа Николай I отдавал величайшее внимание проповеди христианства среди славян; она обещала расширить круг его власти далеко за пределы римской империи, которой он являлся наследником.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?