Итальянские республики после крестовых походов.

 

Во время крестовых походов Италия сделалась самой богатой и самой культурной страной Европы. Ни один народ не имел таких широких и оживленных сношений, морских и сухопутных, с другими странами и нациями, как итальянцы. Торговлю с востоком, Византией, Сирией, Египтом, они взяли почти целиком в свои руки. Они же распространяли восточные товары в остальной Европе. Помимо торговых людей, в разные концы Европы отправлялись подчиненные папы, легаты, сборщики налогов, ревизоры, исполнявшие разные поручения курии. Никому из европейцев не приходилось так много наблюдать, так присматриваться к чужому, как итальянцам.

Несчастие Италии состояло, однако, в том, что страна не могла объединиться так, как это удалось сделать французам и англичанам. У каждого из больших городов, обогатившихся от торговли с востоком, были свои интересы; примирить их друг с другом не было возможности. Особенно жестоко враждовали между собою морские республики, Пиза, Генуя, Венеция.

Генуя отняла у соседней с нею Пизы Корсику и Сардинию, уничтожила ее флот, разрушила ее гавань и отбила всех покупателей (в 1284 г.). Борьба между Генуей и Венецией кипела более всего на востоке, из за наследства разрушавшейся Византии. В латинской империи, с 1204 года, Венеция получила господствующее положение. Чтобы вытеснить соперника из Константинополя, Генуя помогла в 1261 г. греческому императору Михаилу Па л е о -лог у, царствовавшему в Никее, занять Византию и изгнать оттуда крестоносцев, за что получила острова Эгейского моря. В 1295 г. генуэзцы появились в самом Адриатическом море и нанесли сильное поражение венецианскому флоту.

Тяжелая неудача побудила венецианских нобилей, т. е. аристократию крупных торговцев и судовладельцев произвести переворот во внутреннем устройстве республики. По предложению дожа Градениго, народ был вовсе устранен от управления; перестали выбирать членов Большого совета, ив его составе сохранили лишь представителей немногих фамилий, записанных в Золотую книгу.; все дела решали втайне в еще более тесном Малом Совете. Чтобы в корне уничтожать все попытки возмущения, был установлен Совет десяти, своим тай • ным надзором и беспощадными расправами похожий на церковную инквизицию. В 1355 году он раскрыл заговор дожа Марино Фальери, задумавшего опрокинуть аристократию при помощи народного восстания: сам глава республики подвергся казни на лестнице своего дворца, а его сообщники перед окнами, рядом с каменным львом св. Марка, покровителя Венеции.

В Генуе аристократия не смогла приобрести такой силы. Здесь также, как в Венеции, решили для сосредоточения власти заменить часто сменяемых консулов одним пожизненным главой республики, дожем. В 1339 т. дож Боканера, опираясь на сочувствие народа, изгнал многих нобилей и окружил себя советом из 15 человек простолюдинов; однако уже через 5 лет вернулись изгнанники и потребовали разделения власти между нобилями и народом. Для внешних предприятий борьба партий, происходившая в Генуе, была невыгодна; напротив тайная политика аристократии дала перевес Венеции; к концу XIV а. она овладела восточным берегом Адриатического моря (Истрией и Далмацией) и обеспечила себе на нем господство; на востоке она соединилась против Византии с османскими турками, которые уже в середине XIV века переправились через Балканский полуостров.

 

После падения Пизы стал возвышаться другой город Тосканы, Флоренция, расположенный в глубине страны, далеко от моря. Наибольшее богатство и силу в нем приобрели мастера ремесл: 1) выделки шелковых тканей и 2) аппретуры сукон, т. е. переработки в тонкие сорта грубых шерстяных материй, изготовляемых в средней Европе. Закупая полуобделанный материал .на больших ярмарках французской Шампани и распространяя свои изделия роскоши за Альпами, флорентийцы завязали деловые отношения с большей частью стран Западной Европы. Отсюда у них выработалось еще одно новое ремесло: обмен монет, перевод денег, ссуды под залоги, уплаты по векселям и связанная с денежной торговлей бухгалтерия (счетоводство). Флорентийские банкиры и нотариусы (составители деловых документов), прославленные своим искусством, образовали два особых цеха, занявших почетное место рядом с цехами суконщиков, шелковников, седельников и врачей.

В XIII в. флорентийские банкиры взяли на себя руководство денежными делами пап. Они отправлялись в другие страны Европы, где надо было взыскивать деньги в пользу курии, напр. взносы верующих на устройство крестовых походов или плату с епископов за поставление их в должность папою и др. Чтобы ускорить получение этих сумм, флорентийцы давали плательщикам ссуду под залог золотых и серебряных вещей и без задержки пересылали деньги в Рим. Т. о. они получали двоякую выгоду: 1) проценты со своих должников на местах уплаты и 2) вознаграждение от папской курии за скорую доставку денег. Флоренция благодаря этому сделалась главным средоточием золота и серебра в Европе; чеканеные в городе золотые (флорины) получили такую же знаменитость, как в свое время византины.

Когда папы победили Штауфенов, во Флоренции представители ремесл, связанные интересами с курией, опрокинули господство рыцарской аристократии, державшей сторону императора. Опираясь на массу зависевшего от них мелкого люда, называя себя «народниками», они составили в 1282 г. синьорию из шести сменяемых каждые два месяца приоров, т. е. цеховых старшин, выбираемых владельцами лавок и мастерских; секретарь синьории, в качестве канцлера флорентийской республики, составлявший государственные бумаги и входивший в сношения с правительствами других держав, избирался из цеха нотариусов. Когда нобили образовали тайное общество для борьбы с народом, их противники вели суровые «законы правосудия», посредством которых были выключены на веки вечные от должностей 37 главных аристократических фамилий, так что само звание нобиля сделалось опальным. На нобилей были положены двойные и тройные налоги; в деревнях отменили крепостные барщины крестьян, и рыцари, владевшие имениями, дишились даровых рабочих. Земли, принадлежавшие нобилям, перешли большею частью во владение промышленных горожан, многие старинные фамилии были изгнаны из города.

Флоренция лишь по внешности сделалась демократией; в действительности в ней стали править богатые семьи («жирный народ»), занимавшие господствующее положение в цехах. Кустари, рабочие, толкучники («худой народ»), считались подчиненными, не имея голоса в собраниях и права выбора на должности. Положение их было нередко весьма тяжело, несмотря на огромные обороты города. В 1380 г. поднялось восстание чомпи (оборванцев), которые пытались силой захватить власть в городе, чтобы улучшить свою участь. Хозяева однако закрыли мастерские и уехали из города; чомпи остались без заработков под угрозой голода. Все дело кончилось мнимой уступкой, которую сделали богатые предприниматели, позволивши подчиненным составить свои собственные цехи бедноты; в то же время они обеспечили на много- лет вперед состав синьории из влиятельных людей высшего звания, и управление города осталось прежнее.

 

Главным правилом жизни деловых людей стало беречь время и деньги, следить, чтобы расходы не превышали получений, чтобы излишки применялись производительно. Образцовый флорентийский хозяин пишет в своем дневнике: «стараюсь избегать сна и безделья; ложусь спать, только когда падаю от усталости; каждое утро составляю себе план дел на весь день; вечером проверяю все, что успел исполнить; лучше мне потерять сон, чем время.» В «Домострое», т. е. собрании советов и правил, составленном флорентийцем Леоном Альберти, говорится: «деловой человек должен записывать в свои книги всякий договор, всякое поступление и выдачу денег, постоянно все пересчитывать и не выпускать пера из рук.» Для обучения арифметике были устроены особые школы, в которых, вместо неудобных для счета римских цифр стали применять более практичные арабские (собственно изобретенные индусами и арабами лишь переданные в Европу).

Оживленные сношения с другими странами сделали итальянцев к XIV веку первой по культуре нацией Европы. Посещая чужие края, выписывая к себе произведения других стран, итальянцы умели не нагромождать привозных ценностей, а создать у себя своеобразную красивую обстановку. Всего заметнее восточный вкус в Венеции, городе, построенном на лагунах (прибрежных отмелях), слабо связанном с материком и усердно занятом своими византийскими и левантийскими предприятиями: в костюмах, в великолепном убранстве парадных кораблей, в архитектуре домов и церквей венецианцы любили пестроту красок и позолоту, свойственную арабскому быту. Больше простоты и изящества было во Флоренции, городе самых разнообразных художественных и литературных талантов.

Флорентийский живописец Джотто Бондоне (1267—1337) начинает собой новое искусство в Европе. Тогда как его предшественники писали лишь иконы, в которых выступают неподвижные одиночные фигуры, он составляет в своих картинах оживленные группы людей; бесконечно изобретательный, он изображает во фресках (картинах по свежей штукатурке стен) события из Ветхого и Нового Завета, из жизни святых и особенно любимого им Франциска Ассизского.

Друг Джотто, Данте Алигиери (1265—1321), в большой поэме «Божественная Комедия» рассказывает о своих видениях, в которых он посетил ад, чистилище и рай, первые два под руководством римского поэта Виргилия, последний в сопровождении Беатриче, идеальной женщины, вызывавшей рыцарское поклонение Данте; перед читателем проходят современники поэта и деятели прошлого, папы, императоры, флорентийские нобили и банкиры; он изображает человеческие страсти и столкновения и произносит свой приговор над ними. Ученик и почитатель Данте, флорентиец Петрарка (1304—74) выражает в сонетах, небольших звучных стихотворениях, сложные и глубокие движения своей души.

И Данте, и Петрарка писали на местном тосканском наречии, которое, благодаря их искусству сделалось общим для всей Италии литературным языком. Но в то же время они были мастерами латинской речи, которую старались усовершество-вать усердным изучением древних писателей. Петрарка разыскал среди старинных рукописей, сохранившихся по монастырям, письма и речи Цицерона и объявил римского оратора величайшим писателем всех времен и народов. На цицероновском красноречии учились канцлеры флорентийской республики, особенно Салютати, знаменитый своими дипломатическими нотами (обращениями к другим государствам) и своими речами перед иностранными посольствами.

В увлечении античной литературой, которое охватило итальянское общество, Флоренция занимает первое место: ее поэты и ораторы открывают собой второе возрождение наук и искусств, которому европейцы дали имя классицизма, т. е. подражания совершенной в своей красоте (классической) древности.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?