Историография

 

Еще одним регионом становления и развития древка них цивилизаций был помимо Востока Запад. Paположенные в Юго-Восточной Европе Греция и Рим представляли собой приморские цивилизации, более открытые внешнему миру, чем древневосточные континентальные государства. Античные морской цивилизации, в которых особую роль играла навигация, были ориентированы на постоянное расширение своих границ, миграцию и освоение новых территорий.
Античность включает историю древнегреческой, инистической и древнеримской цивилизаций, хронологические рамки которых охватывают 2-е тыс. до V в. н.э. Именно в цивилизациях античности впервые утвердились частнособственнические отношения, сформировалось гражданское общество и возникли полисные государства с республиканской формой правления. Мир полисных государств внес существенный вклад в формирование принципов, на которые опирается система демократических ценностей, личных свобод и прав человека и в наши дни. Поскольку основу этих цивилизаций составила городская община, элементы общинного устройства стали конструктивной основой для государств современного типа. Именно греческий полис завещал человечеству идею демократии (она имела для полисного государства нормативное значение), идею республиканизма и идею гражданства. Концепция взаимоотношения индивида и общества, созданная афинской демократией, является образцом для демократий новейшего времени. Гражданское общество составляет сферу личной деятельности человека, оно основывается на инивидуализме и не может существовать без признания прав и свобод человека. Свобода же неотделима от права частной собственности, от неприкосновенности имущества и личности. Поэтому становление гражданского общества послужило фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособ-ственнической структуры. В полисном государстве власть воспринималась как дело самих граждан, которые создавали и упорядочивали ее в своих собственных интересах. Именно этими обстоятельствами были вызваны специфика исторического бытия и особенности культурного развития в странах античного Запада.
Основной территорией распространения древнегреческой цивилизации был эгейский регион — Балканское, Фракийское и Малоазийское побережья, острова Эгейского моря, а также Балканский полуостров.
Эти территории были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя пленными группами: ахейцами, дорийцами, ионийцами и эолийцами. Однако географические рамки древнегреческой цивилизации менялись и расширялись.
В VIIIVI вв. до н.э. греки освоили путем выделения колоний территории Сицилии и Южной Италии которые стали называться Великой Грецией; одно временно они расселились и по берегам Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им Ближнего и Среднего Востока образовалась система эллинистических государств историю которых выделяют в самостоятельный период истории древности — период возникновения и расцвета эллинистической цивилизации (III — I вв до н.э.). Затем и сама Греция, и эллинистические царства были завоеваны Римским государством. Тер. мин «древний Рим» условный. Сначала это был город, возникший в середине VIII в. до н.э. на реке Тибр в Италии. К середине III в. до н.э. Рим подчинил своей власти все племена и общины Апеннинского полуострова и создал конфедеративное государство. На рубеже нашей эры в состав Римского государства вошли западная и юго-восточная части Европы, Малая Азия, все побережье Северной Африки, а также Сирия и Палестина. В итоге Рим превратился в крупнейшую в истории древности средиземноморскую державу, просуществовавшую вплоть до конца; V в. н.э.
Для обозначения эпохи существования древний цивилизаций нередко используется термин «историческое общество», поскольку большинство народ древности оставили свое самоописание. Однако как самостоятельный жанр история появилась впервые в Древней Греции на рубеже VIIVI вв. до н.э. Cad термин «история» происходит от греческого слова «historia» и означает «разыскание», «исследование».

В отличие от Греции в Риме историческая наука зародилась не на основе мифов, а на основе летописей. Эти летописи назывались у древних римлян анналами (от лат. annus — год). Анналы представляли собой календарные записи на выбеленной доске, которая выставлялась на центральной площади Рима — Форуме. Постепенно количество рубрик увеличилось и помимо чрезвычайных (эпидемии, голод, войны) стали упоминаться и события политической жизни итоги выборов, посольства и др. Однако большинство подобных древнейших письменных памятников погибло во время нашествия галлов на Рим в начале ТУ в. до н.э. Сохранившиеся и, возможно, восстановлен и летописи были опубликованы во II в.  названием «Великие анналы». Но и они до нашего времени не дошли.

В анналистике возникает новый жанр, напоминавший по своей форме не летопись, а скорее историческую монографию. Зрелая римская историография представлена трудами Цицерона, Тита Ливия и Тацита.

Тит Ливии (вторая половина 1 в. до н.э.) — первый в античной историографии профессиональный историк. Фундаментальные анналы Ливия, условно называемые «Историей Рима от основания города», состояли из 142 книг. До нашего времени сохранились только 35 (практически они являются большими главами). О содержании утраченных книг можно судить по эпитомам (извлечение более поздних авторов) и периохам (изложение теми же авторами содержания отдельных книг). По полноте изложения сочинение Ливия заметно выделяется среди предшествующих ему исторических произведений и в наши дни является важнейшим источником для изучения истории Древнего Рима. Подобно другим античным авторам Ливии злоупотребляет сочиненными речами, а при описании войн проявляется его патриотическая пристрастность. Встречаются в тексте и явные противоречия, являющиеся результатом компиляции разных авторов, труды которых служили для Ливия источниками. Еще одна особенность этого сочинения состоит в тщательном описании сверхъестественных явлений и божественных знамений. И тем не менее «История» Ливия имеет огромное значение как произведение, вобравшее в себя не дошедшую до нас историческую традицию древности. Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.) — знаменитый оратор, ученый, политический деятель и писатель Древнего Рима. Он ставил огромное литературное наследие. Исключи-льную ценность представляет его богатейшая переиска (сохранилось 864 письма Цицерона к родным Друзьям). Римский писатель Корнелий Непот дал следующую характеристику эпистолярного наследи Цицерона: «Если кто прочтет эти письма, тому едь* ли будет недоставать каких-либо сведений для вое* создания связной истории того времени — в них оцц" саны стремления вождей, пороки военачальников и треволнения политической жизни...» Велико значение и цицероновских речей (сохранилось полностью 58 речей), которые не только произносились оратором, но и подвергались последующей литературной обработке и публикации. Историко-философские и политические трактаты Цицерона («О государстве», «о законах», «Об ораторе» и др.) написаны в популярной тогда форме диалога. Они рассматривают проблемы морали, теорию государства и права, а также излагают на латинском языке греческую философию поскольку Цицерон преследовал цель сделать философские учения греков доступными для соотечественников. Тацит (I в. до н.э.) — последний великий римский историк. Он вошел в мировую историографию двумя трудами — «Историей» в 14 книгах (сохранились 5) и «Анналами» в 16 книгах (сохранилось 12). Основное внимание уделено в этих сочинениях внутренней истории Римской империи I в. н.э. Однако автор не дает детальной картины исторических событий, а преподносит историю в виде захватывающей драмы, особое место в которой отводит римским императорам и окружавшим их людям. Тацит стремился приводить «примеры, либо заслуживающие всякой похвалы, либо примечательные по своей исключительной низости». Именно моральными качествами людей объясняется, по мнению этого историка, ход истории. Тацит декларировал принцип писать «без гнева и пристрастия», однако сам не следовал этому принципу.

Литература
Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1990.
Геродот. История: В 9 книгах. Л., 1972.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков /Пер. с франц. СПб., 1994.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян /Пер. с франц. СПб., 1995.
Грейвс Р. Мифы Древней Греции /Пер. с англ. М., 1992. Демосфен. Речи. М., 1954. Иосиф Флавий. Иудейская война. Мн., 1991. Иосиф Ксенофонт. Греческая история. Л., 1935. уманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / *«Ф с польск. М., 1990.
Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей м 1964.
Словарь античности /Пер. с нем. М., 1989. Фукидид. История. Л., 1981.
Ханкевич О.И. Древние цивилизации. Мн., 2000. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе /Пер. с нем. М., 1984.
Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1966. Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1962.
Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?