Католическая церковь в средние века
Установление примата римских пап в западном христианстве. В античном христианстве в церкви не существовало примата (от лат. primus — первый, главный) какого-либо одного епископа. В то время церковь представляла собой, скорее всего, конфедерацию епископов. При этом имели место попытки глав римской церкви навязать свою волю церквам других территорий империи, но они вызывали протест местного духовенства и, как правило, заканчивались безрезультатно.
Вторжение варваров и внутренние потрясения привели к краху Западную Римскую империю, в которой с конца IV в. единственной официальной религией являлось христианство. Впрочем, в основной своей массе и варвары-германцы были христианами, однако, с точки зрения официальной церкви, они были еретиками-арианами. Франки, принявшие христианство в его ортодоксальном виде, нередко использовали в качестве предлога для нападения на соседей и развязывания войны против других варварских королевств обвинение тех в принадлежности к арианской ереси. Под натиском франков многие варварские народы вынуждены были отказываться от арианства и принимать веру грозных завоевателей.
В условиях изменений политической ситуации в раннем Средневековье резко возросла роль влиятельных епископов, в том числе Рима. При слабости или даже отсутствии государственной власти епископы нередко брали на себя функции управления городской жизнью, самостоятельно вели дипломатические переговоры, к их суду все чаще обращались люди. Так римские епископы фактически стали хозяевами города.
Вместе с тем римские папы стремились обрести и высшую власть в церкви. Для этого они умело использовали то обстоятельство, что именно Рим считался апостольской столицей, ибо, по преданию, первым епископом этого города был святой Петр, которого Иисус Христос назначил главою апостолов. Римские папы значительно подняли свой авторитет в церкви бескомпромиссной борьбой с ересями. Многочисленные миссионеры из римской церкви обратили в христианство множество язычников, и эти новообращенные христиане вместе со своим духовенством считали своим церковным главой папу римского. Главными конкурентами римской церкви в деле миссионерства в раннем Средневековье были монахи ирландско-шотландской церкви, которые активно обращав ли в христианство язычников не только на Британских островах, но и на Европейском континенте. Посланцы папы римского сумели убедить англо-саксонских королей в преимуществах своей церкви, и с помощью королевской власти ирландско-шотландская церковь была подчинена Риму.
Однако решающим шагом в установлении примата римских пап в западном христианстве стало заключение ими союза с королями франков. В 756 г. Пипин Короткий по просьбе папы разбил угрожавших Риму лангобардов и подарил центральную часть Италии главе римской церкви. Так возникло папское государство. Вскоре после этого был составлен подложный эдикт императора Константина папе Сильвестру. Из этого документа следовало, что еще в начале IV в. император Константин отдал в управление епископу Рима всю западную часть империи и провозгласил его духовным главою всех христиан Римской империи. Этот подложный документ, известный как «Константинов дар», римские папы использовали не только для обоснования своих претензий на первенство в христианской церкви, но и для расширения своей светской власти.
Франки покорили многие народы Западной Европы, создавогромную державу. Духовным главой христиан этой державы был папа римский. Авторитет папства еще более возрос, когда в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме в качестве императора римским папой. С 962 г. германские короли также получали короны императоров Священной Римской империи из рук римских пап.
Римские папы предпринимали неоднократные попытки подчинить себе христиан Византии, Болгарии, Древней Руси, Сербии, однако они были неудачными. В 1054 г. очередной конфликт между папой и константинопольским патриархом привел к окончательному расколу церкви на католическую и православную. Фактически этот церковный раскол закрепил те процессы, которые начались с раскола единой Римской империи на Западную и Восточную. Разные исторические судьбы Западной Европы и Византии в Средневековье привели к разделению христианского мира на «мир католический» и «мир православный».
Установление примата римских пап в западном христианстве означало не просто признание папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах священников. Все это отныне соответствовало образцам римской церкви.
Католическая церковь стала представлять собой строго централизованную организацию во главе с римским папой, который руководил ею как полновластный монарх. Пап титуловали «наместниками св. Петра а с ХIII в и «наместниками Христа».
Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат — курию) с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам — высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего.
Далее в иерархии духовенства следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и епископы управляли диоцезами — цер. ковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов — низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов — папских посланников.
Папство и католическая церковь в социально-политической жизни Европы. В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой земли была церковной и монастырской. Бурному росту церковного землевладения способствовало то обстоятельство, что оно имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от непосильного для них налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и У светских феодалов.
Епископам и аббатам в Западной Европе принадлежало также немало городов. Поэтому нередко борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества.
Верхушка духовенства и аббатов постепенно втягивалась в феодальную иерархию с ее отношениям сюзеренитета — вассалитета. Так, со времен ларВеликого епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей-вассалов. Вхождение церковного руководства в феодальную иерархию привело к такому явлению, как назначение епископов, аббатов светской властью (королями, герцогами, графами). Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».
Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. Наиболее четко эти требования сформулировал папа Григорий VII в своем «Диктате папы» (1075). Согласно заявлению Григория VII, власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам. Главное препятствие в выполнении своих требований лидеры церковной реформы видели в светской инвеституре. Отказ германского короля Генриха IV выполнить требование папы не назначать епископов и аббатов привел к острому конфликту короля с папой римским. В ходе конфликта отлученному от церкви королю пришлось вымаливать унизительное прощение у папы Григория VII в замке Каносса.
С конца X в. церковь предприняла попытки хоть частично обуздать анархию и произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые из них запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни недели (сначала только по воскресеньям, а затем этот запрет распространился на время от вечера среды до утра понедельника). Постановления о «Божьем мире» требовали от феодалов не убивать и не наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик.
Освобождающаяся от жесткой опеки светской власти католическая церковь была в раздробленной Западной Европе в период высокого Средневековья серьезным консолидирующим фактором, ибо одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. И именно эта консолидирующая сила — церковь во главе с папством — сумела направить разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Это было сделано путем организации крестовых походов.
Вершиной политического могущества папства стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). В своей борьбе с непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до таких, как отлучение королей от церкви, интердикт (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и даже крестовые походы. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.
Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Последовавший затем «великий раскол» (1378 — 1417), происходивший во время Столетней войны и едва не приведший к расколу католической церкви, еще раз показал, что папство становится инструментом политических интриг могущественных централизованных государств. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.
Церковь и культура. На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры. Духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях и резиденциях епископов основывались школы. Были там и библиотеки, хоть и небольшие. Например, собрание книг одного из крупнейших монастырей в Фульде насчитывало около 600 рукописных книг и свитков. В основном это были списки Библии, трудов отцов церкви, однако встречались и сочинения языческих античных авторов. Христианство многое отвергло из классической античной культуры, особенно то, что так или иначе было связано с языческой традицией. Вместе с тем определенная часть достижений античной культуры была передана Средневековью именно церковью. Это и латынь, и «семь свободных искусств», и основные знания в других областях наук и искусств. Наиболее яркий пример этому — популярный в средние века энциклопедический труд «Этимологии», написанный епископом Севильи Исидором в начале VII в. В этом сочинении Исидор изложил основы античных знаний по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, зоологии, астрономии, агрономии, музыке, архитектуре и т.д. Уставы монашеских орденов обычно предписывали монахам читать и переписывать книги.
В условиях почти всеобщей неграмотности населения церковь в раннем Средневековье имела настоящую монополию на образование. Наука была занятием небольшой группы интеллектуалов, в основном священников и монахов, которых интересовали главным образом богословские проблемы.
Центрами культурной жизни в высоком Средневековье становятся города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Тем не менее, несмотря на то что светское направление в средневековой культуре все более ширилось (особенно в позднее Средневековье, когда появляется гуманизм), влияние религии, церкви на культуру все еще было сильным. Само мировоззрение средневековых людей, в том числе и гуманистов, оставалось религиозным. Критика отдельными интеллектуалами некоторых неприглядных сторон жизни духовенства вовсе не означала, что эти мыслители были атеистами. Они оставались искренне верующими и стремились искоренить те явления, которые порочили церковь.
Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры и изобразительного искусства. Самыми красивыми зданиями Средневековья были, как правило, храмы и монастыри. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения в храмах могли видеть тысячи людей.