Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте.

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

Новое время. Понятие «Новое время» появилось в эпоху Возрождения и связывалось с развитием личности, науки и культуры. Гуманисты считали, что человечество вступило в особый — Новый — период своего развития. В западноевропейских университетах деление всемирной истории на древнюю историю средние века и Новое время стало традиционным с конца XVII в. Историческая наука пользуется данной периодизацией до сих пор. В XX в. появилось понятие «новейшая» или «современная» история.
Периодизация истории Нового времени. Начало Нового времени проходит на рубеже XV — XVI вв. щ ним связаны такие события, как открытие Америки, Реформация, Нидерландская буржуазная революция. Новая история завершается в начале XX в. Рубежом между новой и новейшей (современной) историей принято считать первую мировую войну 1914 — 1918 гг.
Новое время в свою очередь разделяет на два периода Великая французская революция конца XVIII в., оказавшая огромное влияние на последующее развитие не только французской, но и мировой истории.
Источники. По истории Нового времени источники многочисленны и разнообразны. Для понимания социально-экономических процессов важное значение имеют документы, регулировавшие земельные отношения (кадастры, описи земель сеньоров, общий арендные договоры), производственную жизнь (уставы, регламенты, королевские грамоты, правительственные указы, патенты). Политическая жизнь отразилась в материалах официального характера — законодательных актах монархов, сословных представительных учреждений, документах административных и судебных органов. Эпоха Реформации зафиксирована в актах, закреплявших отношения властей, например «Акт о супрематии» в Англии, Нантский эдикт» Генриха IV во Франции. Дипломатическая документация (тексты договоров, дипломатическая переписка, донесения послов) помогает в учении проблем межгосударственных отношений. Ятя понимания духовной жизни большой интерес представляют научные трактаты. Переворот в естествознании способствовал возникновению трудов, систематизировавших накопленные знания в разных областях — астрономии, физике, медицине, географии. Важное значение имеют исторические сочинения, воспоминания, дневники, переписка.
Развитие исторической мысли. Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения обозначило начало научного подхода к истории. Возникла гуманистическая историография, главным достижением которой стало освобождение исторической мысли от теологии. Хотя гуманисты сохранили конечную причинность в истории за Богом, на деле при объяснении событий они обращались к земным причинам, человеческим мотивам и действиям. История выступала в сочинениях гуманистов (Макиавелли, Гвич-чардини — Италия) как результат деятельности людей, которая может быть объяснена, осмыслена. Основной интерес гуманистов вызывали события политической, военной истории, деяния отдельных личностей.
Научная революция XVII в. привела к созданию новой естественнонаучной картины мира, окончательно сменившей средневековое видение мира, новых методов и принципов научного познания. Сложилась рационалистическая традиция в познании, которое стало опытным, опирающимся на математику. Мыслители XVII в. (Ф. Бэкон, Д. Локк, Б. Спиноза, Р- Декарт) хотели применить к изучению общества те же методы, на которых основывались естественные науки. Абсолютизируя единство природы и человека, они переносили законы механики на изучение общества, которое рассматривалось ими как сумма единиц-индивидов. Следует отметить, что создатели новой науки мало интересовались историей и Даже скептически относились к возможностям достоверного знания в истории (Р. Декарт, П. Бейль). Исторические сочинения в этот период носили в основном повествовательный характер.
Просветители XVIII в. сосредоточили внимание на вопросах социально-политического характера. На новые рубежи вышли философия, политическая экономия, наука о государстве и праве. Почти все крупные ученые эпохи Просвещения интересовались историей и специально занимались ею. Были поставлены проблемы универсальности всемирной истории преемственности и взаимодействия культур Востока и Запада. Просветители стремились создать «философскую» историю в противовес описательной (Гер-дер). Родилась идея прогресса вместе с развитием капитализма. Вольтер, Гердер, Кондорсе рассматривали историю как поступательное развитие культуры, промышленности, торговли, науки, техники. Определяющей силой истории они считали сознательную деятельность правителей, законодателей, просвещенных людей.

В начале XIX в. в историографии сформировалось романтическое направление. Главной чертой этого направления был историзм, требовавший конкретного изучения общественных явлений с момента зарождения и до упадка. Романтическая историография в отличие от просветителей предыдущей эпохи, искавших общее, универсальное, стремилась выявить особенные, самобытные черты национальной истории.
Во второй половине XIX в. в историографию проникают идеи позитивизма, ставшего наиболее влиятельным течением в философской мысли. Позитивизм представлял собой такое видение мира, которое основывалось бы на положительных (позитивных) научных данных и охватывало бы природу и общество. Историки придерживались принципа беспристрастности научного исследования. В определенной степени позитивизм помогал утверждению представления о прогрессивном, поступательном движении истории.
Одновременно формировалась марксистская историография, для которой характерно выделение производственных отношений в качестве основных и первоначальных. Марксизм выразил в производственных отношениях черты находящихся на определенной ступени развития обществ в понятие общественно-экономических формаций.
В конце XIX — начале XX в. видный немецкий социолог и историк Макс Вебер выдвинул концеп-пию, согласно которой капитализм рассматривался как наиболее совершенная форма экономической деятельности.
В 50-е гг. XX в. широкую известность получила экономико-социологическая теория «индустриального общества» (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт — США, р. Арон — Франция). Согласно ей, тип общества обусловлен его техническим и индустриальным уровнем. Соответственно выделяется «традиционное», или «аграрное», общество и «индустриальное», на уровне которого находятся европейские страны.
Разновидностью данной теории является концепция «стадий экономического роста» американского социолога и экономиста У. Ростов. Согласно ей, до XVII в. существовало «традиционное общество», а в конце XVIII — начале XIX в. произошел резкий подъем ведущих отраслей промышленности. Западные страны вступили в «индустриальное общество». Эта концепция дополнена в последние годы понятием «постиндустриального общества», на стадии которого находится современный западный мир.


Поставьте оценку!

Добавление комментария.  
Ваше Имя:*
E-Mail:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
три+2=?
Ответ:*


 

Www.IstMira.Com