Внутриполитическое положение России в конце XVII в. Реформы первой четверти XVIII в.

 

В XVII в. Россия не смогла преодолеть традиционно-патриархальный уклад жизни. Лишь в зачаточном состоянии находилось то новое, что открывало перспективу буржуазного развития. Изменения в политической системе, в экономике были минимальны, хотя что-то новое постепенно вызревало (мануфактуры, связи с Западом, бюрократизация управления как некое подобие ограничения власти царя и др.).




Но разрыв с Западной Европой нарастал. Это был, хотя и «бунташный» век, но век парадоксов, когда нарождавшееся в огромных муках новое неминуемо опутывалось негибнувшим старым, становилось составной частью этого старого уклада. Российский феодализм не отступал, но крепчал через углубление и расширение крепостнических порядков, абсолютизацию роли государства и царской власти.

Это и была естественная реакция феодального строя на развитие в его недрах буржуазных элементов. В изменяющихся условиях российская феодальная знать стремилась удержать политическое господство через абсолютизацию власти монарха и бюрократическую централизацию всей государственной надстройки. Значительно повысилась степень сплоченности всех групп феодалов. Этот процесс стимулировался и снизу — к консолидации господствующего сословия подталкивало нарастание социальных конфликтов. Возрастание значения верховной власти было вызвано также внешними обстоятельствами, когда и постановка внешнеполитических задач, и их разрешение возможны были только при наличии сильного политического центра. Столь огромная страна могла иметь перспективу развития и не развалиться при первых же конфликтах лишь имея сильнейшую государственную машину, послушную руке абсолютного в своих властных полномочиях монарха.


Тенденция к абсолютизации царской власти в России нарастала на протяжении всего XVII в. Вышеуказанные объективные причины естественно усиливались и самой природой монархической власти, выступавшей все более и более как самостоятельная политическая сила. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто субъективный момент — способность царствующей особы адекватно ситуации реализовывать свою власть, пользоваться ею, укреплять и защищать ее. Нельзя не отметить заслуги на этом поприще и Алексея Михайловича, который одну ногу «занес было за черту» старого уклада жизни (В. 0. Ключевский), и его дочери-царевны Софьи, время регентства которой «по широте задуманных планов и практических опытов ... не уступает времени Петра» (М. М. Богословский).




И все же «бунташность» XVII в. выглядит бледно в сравнении с теми деяниями, которые связаны с именем Петра I, заполучившего от современников и потомков целый шлейф прозвищ и титулов: Первый! Великий! Реформатор! Преобразователь! Император!


Преобразования Петра I были осуществлены в условиях, когда «необходимость движения на новый путь была создана, обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился» (С. М. Соловьев). Им был Петр I.


Своим рождением он обязан Алексею Михайловичу и его второй жене Натальи Кирилловне. «Тишайший» в 1671 г., будучи уже 2 года вдовцом, взял в жены 20-летнюю Наталью из рода Нарышкиных, известного с середины XVI в. Она росла и воспитывалась в доме А. С. Матвеева, который и представил ее царю.


30 мая (9 июня) 1672 г. у молодой четы родился первенец. Имя и дело Петра I затмили деяния всех Рюриковичей и не позволили сравниться с ним ни одному из Романовых! Петр I был необычен во всем. Ростом почти в 3 аршина, огромной силы, быстр и резок в движениях и суждениях. И в решениях! Торопился жить и действовать. Где только не был: от Дербента до Англии, от Архангельска до Азова. С 5 утра — на ногах. Любил труд, знал 14 ремесел, но обожал и веселье, мог всех пересидеть в «побоищах с Ивашкой Хмельницким», т. е. в пьянках. Петр мог с одинаковым упоением заниматься препарированием трупов, участвовать в пытках и казнях, а тут же бдеть над российским просвещением, восхищаться талантами, точить поделки.


Какова же природа его абсолютной власти, которая была закреплена во многих законах 1-ой четверти XVIII в. Так, в Воинском уставе 1716 г. в пояснении к ст. 20-й говорилось, что «Его величество есть самовластительный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет, свои государство и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управляет».


Петр I все свои действия оправдывал «всенародными пользой и нуждами». Пытался опереться в утверждении власти не только на силу государственного аппарата, армии, идеологии, но и на философию естественного права, на просвещение. Однако «просвещенный абсолютизм» мог иметь перспективу в развитии лишь при условии постепенного усиления карательного аппарата, абсолютизации полицейской регламентации всего и вся.




Характерная черта этого времени: ссылки, гонения, этапы, казни. Позже кабинет-министр А. П. Волынский назвал его «опасным и суетным». Состав государственных преступлений уточнил и расширил Воинский устав 1716 г., некоторые другие новоуказные статьи, а затем — указ от 10сентября1730 г.


За 1715—25 гг. органы политического сыска — Преображенский приказ и Тайная канцелярия, провели 992 дела. Простолюдины обычно попадались по пустякам: слухи, описки в титуле царя, оговоры. Дворяне же больше шли по «особо важным» делам.


Законодательство Петра I абсолютизировало исключительную меру наказания — смертную казнь. Так, из 209 статей Артикула воинского, распространенного на все суды России, смертную казнь предусматривала 101. В них определялись и ее виды, «технология» четвертования, колесования, повешения, отсечения головы. К ним можно добавить и такие виды, определенные тогдашним законодательством, как расстрел, залитие горла расплавленным металлом, сожжение. Характерно, что суд мог установить форму наказания и по своему усмотрению. Была бы богатой фантазия у «неумытных» судей!


Однако не столь уж щадящими были и другие меры наказания. Вряд ли присужденные к членовредительству чувствовали себя комфортно, избежав смерти. Отсечение рук, ушей, пальцев, вырывание ноздрей (обязательно — до корня!), клеймение приносили не только страшные физические страдания, но и делали истязаемых изгоями общества на всю их оставшуюся жизнь.


Эпоха реформ и переустройств потребовала значительного притока дешевой, а то и дармовой рабочей силы на «государевы работы». В условиях торжества крепостничества сыскать ее было и царю проблематично. Но раскручивание маховика репрессивной машины позволило довольно успешно решать и эту задачу: каторжные работы, посылка осужденных на строительство заводов, крепостей, гаваней — эти виды наказаний занимали достойное место в арсенале российского законодательства первой четверти XVIII в. Не следует преуменьшать «воспитующее» воздействие батогов, кнута, «кошек», шпицрутенов, как и ссылку в места не столь отдаленные.




Петр I смог создать особый контингент бюрократии, обслуживавшей функции особых же органов, призванных блюсти законы во имя эфемерных «общего блага» и «государственной пользы». В их ряду можно назвать и полицейскую службу, которая «есть душа гражданства», и институты фискалов и прокуроров, прочно связанные между собой, и даже Рекетмейстерскую контору, в которую стекались челобитные с жалобами на чиновников разных рангов, и др. Для чиновников, как и для всех прочих граждан, со слов Петра I, «презрение указов ничем не рознится с изменой». Изменой же могла быть и заурядная взятка. Борьба с ней и с лицами, к ней причастными, пронизывала все время петровских реформ. И неизвестно, что имело большую тенденцию к росту — взяточничество или борьба с ним.


Реформируя старый государственный аппарат, создавая новый, Петр I сохранял сословные органы, которые были для государства бесплатным звеном, через которое можно было проводить сбор налогов, комплектование армии, осуществлять контроль за общественным спокойствием.


Петр I не без труда сколотил военно-полицейское государство, переняв некоторые европейские образцы и переложив их на российский лад. Опираясь на уже утвердившееся крепостное право и существенно его упрочив, реформатор добавил к нему рекрутчину, подушную подать, паспортную систему, систему соглядатаев-доносителей, мощный чиновничье-бюрократический аппарат, военно-уставное законодательство и т. д. Все они были вмонтированы умелой рукой Преобразователя в здание российской государственности, конечно же, с думой «о благе народа и земском справедливом управлении». Конечно же, только во имя этого «блага» бросались в застенки тысячи государевых поданных, только под жесточайшими пытками могли быть исправлены изъяны их общественного и личного воспитания, только живя в постоянном страхе российский обыватель выказывал свою законопослушность и любовь к Отцу Отечества.


Одним из характерных чиновников петровской эпохи был «инквизитор» Тайной канцелярии Г. Г. Скорняков-Писарев. Он сочетал в себе умение изящно танцевать, вести педагогическую деятельность, писать учебник и столь же профессионально орудовать дыбой, тисками, хомутом, виской и иными пыточными инструментами в казенках Тайной канцелярии. Это в полной мере отражало дух, запросы, требования времени. Такими, в сущности, были и сам Петр I, почти все его «птенцы».


Так сказать облачение императорской, абсолютистской власти Петра I можно в целом представить таким:


— обширный бюрократический государственный аппарат в центре и на местах; довольно сильное идеологическое обеспечение власти в лице послушной, управляемой церкви плюс сплочение и определенное «окультуривание» власти придержащих и господствующего класса в целом (некоторая «просвещенность» власти); сильная армия; растущая сила полицейско-фискальных служб; изощренная система законов; хорошо контролируемое административно-территориальное устройство; продуманная финансовая политика; строго дифференцированная социальная политика с непременной опорой на дворянство.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?