Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте.

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА РУСИ

Истоки средневековой культуры Руси восходят к самобытной культуре восточнославянских народов. В то же время Русь на протяжении всей истории взаимодействовала с культурами других народов и стран. Через ее территорию пролегали транзитные торговые пути, связывавшие Европу с Византией и странами Востока. Наиболее интенсивными и многообразными были культурные связи с Византией.
Фольклорные традиции. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси. Значительное место в нем занимали календарная обрядовая поэзия, мифологические сказания, устные предания, пословицы, поговорки. К числу таких преданий относятся легенды о Кие, Щеке и Хориве, о гибели князя Олега, о мести Ольги древлянам и многие другие. Вершиной устного народного творчества являлись былины — поэтические произведения о прошлом. Наиболее яркие былинные сюжеты повествовали о княжении Владимира Святославовича, о могуществе его государства.
Письменность и литература. Важной вехой в истории явилось принятие Русью христианства, оказавшее большое влияние на всю средневековую культуру. В исторической науке принятие христианства оценивается как прогрессивное явление. Неоспорима заслуга церкви в развитии письменности и «книжности», создании крупных литературных и художественных ценностей, распространении письменности и просвещения. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном варианте, который допускал, в отличие от католичества, богослужение на национальном языке. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Еще в IX в. у южных и восточных славян распространилась азбука, созданная монахами Кириллом и Мефодием.
Развитие письменности на родном языке не делало церковь монополистом в области просвещения. Примером может служить деятельность Ярослава Мудрого, создавшего в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц. Киево-Печерский монастырь готовил государственных деятелей, в нем преподавались философия, риторика, грамматика и другие науки. Широкообразованными, начитанными были многие князья: Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, а монахиня — просветительница Евфросинья Полоцкая «была умна книжному письму» и сама писала книги.
Вместе с христианством на Русь пришла и переводная литература религиозного и светского содержания. Большой популярностью у русского читателя пользовались сочинения Иоанна Златоуста, сборник изречений «Пчела», жития святых. Особый интерес вызывали такие исторические сочинения, как
«История Иудейской войны» Иосифа Флавия и «Александрия».
На основе богатых традиций устного народного творчества возникла русская письменная литература. Одним из основных ее оригинальных жанров стало летописание. В летописях воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. Наиболее значительным памятником этого жанра является «Повесть временных лет», составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Одним из древнейших памятников, политическим трактатом было «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Иларионом. В нем нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Владимир Мономах, один из первых светских писателей, в своем «Поучении» осветил важные социальные, политические и нравственные проблемы. Шедевром мирового значения, выдающимся памятником древнерусской художественной литературы явилось «Слово о полку Игореве».
На развитие зодчества и живописи определяющее влияние оказало принятие христианства. Принципы строительств были заимствованы из Византии. Первой каменной постройкой стала Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. Вершиной древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве, построенный в 1037 — 1054 гг. Оригинально, в отличие от византийских традиций, был построен собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке. Соборы, возводимые в Новгороде, Пскове, Смоленске, отличались небольшими размерами и простотой в оформлении фасадов, что свидетельствовало о влиянии романской архитектуры. Постепенно в древнерусском зодчестве стали формироваться архитектурные школы со своими традициями и приемами. Так, своеобразны памятники Владимиро-Суздаль-ского княжества: Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Бо-голюбовский дворец, которые отличались совершенством архитектурных форм, оригинальной каменной резьбой.
Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Уникален памятник светской живописи — фресковые росписи стен храма Софии Киевской, где среди многообразия религиозных и светских сюжетов изображены члены семьи Ярослава Мудрого.
Использование дорогой и трудоемкой техники — мозаики свидетельствовало о богатстве Древнерусского государства. Ярким примером этого вида искусства является изображение Дмитрия Солунского в Михайловском соборе Златоверхого монастыря в Киеве.
Культура в период «лихолетья». В середине ХШ в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что крайне отрицательно повлияло на ее экономику и культуру.
Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига было разрушение городов — носителей общественного прогресса в феодальную эпоху. Тяжелый урон понесла и культура. Были забыты и утеряны многие технические приемы и навыки каменного строительства, некоторые виды прикладного искусства навсегда были утрачены.
Со второй половины XIV в. начался подъем русской культуры, обусловленный восстановлением хозяйственной жизни и первой крупной военной и политической победой на Куликовом поле.
Центральной темой литературы стало отображение борьбы народов Руси против иноземных захватчиков, а одним из распространенных жанров — воинская повесть. Выдающимся памятником древнерусской литературы этого жанра явилась «Повесть о разорении Рязани Батыем». Под воздействием победы на Куликовом поле возник цикл произведений, объединенных одной идеей — единства Русской земли и победы над врагом. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее яркие и популярные произведения этого цикла.
Уже с конца XIII в. возобновилось каменное строительство. Крупнейшим центром развития зодчества стал Новгород. Церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице — памятники нового стиля и национальных традиций, отличались нарядным внешним убранством. В 1367 г. в Москве стал возводиться каменный Кремль, что свидетельствовало об усилении политического могущества Москвы.
Вторую половину XIV — начало XV в. называют золотым веком стенной живописи Древней Руси. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Расписывая храмы в Новгороде и Москве, он смело и эмоционально воплощал в своих персонажах стремление человека к возвышенному.
В конце XIV — начале XV в. достигает расцвета московская школа живописи. Наиболее ярким ее представителем был Андрей Рублев. Самая известная работа Рублева — икона «Троица». В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия.
Культурное развитие в XIII — XV вв. было чрезвычайно важным этапом в формировании общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур.
Культура в период формирования российской государственности. Рубеж XV — XVI вв. характеризуется значительными связанными между собой явлениями: образование единого Российского государства, освобождение от монголо-татарского ига и завершение формирования русской народности. Все они оказали прямое воздействие на развитие культуры, характер и направление историко-культурного процесса.
Крупнейшим событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Инициатива в деле книгопечатения принадлежала государству и активно поддерживалась церковью. Первые издания были анонимными, т.е. не содержали имен издателей и выходных данных. В 1563 г. в Москве на средства царской казны была создана типография, которую возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. вышла первая русская печатная книга «Апостол».
Развитие общественно-политической мысли в XVI в. было обусловлено острой идейно-политической борьбой. Вопрос о месте церкви в государстве стал одним из самых актуальных. Появление в средневековой России ересей явилось отражением борьбы за известное свободомыслие в литературе и науке, отрицание церковной иерархии и основных богословских догматов.
Идеи еретиков XV в. нашли продолжение у «нестяжателей». Их идеологи Нил Сорский и Вассиан Патрикеев призывали к церковной реформе, к аскетизму священников и монахов. Идеи «нестяжателей» нашли поддержку у боярства, служилого дворянства н великого князя. С противоположных позиций, оправдывая наличие у церкви материальных богатств, выступал Иосиф Волоцкий (идеолог «иосифлян»), который добился союза с великокняжеской властью при условии сохранения своих позиций. «Иосифляне» развили теорию теократического абсолютизма, согласно которой власть великого князя имеет божественное происхождение. Основные взгляды «иосифлян» стали официальным учением церкви. «Нестяжатели» были осуждены церковью как еретики.
Многообразие общественных идей в новых социально-политических условиях, выражавших отношение различных слоев к происходящим событиям, отразилось в светской публицистике. В оформлении теории феодальной монархии принимали участие представители духовенства (теория «Москва — третий Рим» монаха Филофея, выступавшего с тезисом о богоизбранном царстве и с обоснованием мирового значения Русского государства), дворяне (челобитные И.С. Пересветова, содержащие программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем), наконец, представители княжеско-боярской аристократии (переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует непремиримость во взглядах на государственную власть). Эти политические концепции отражали основные тенденции в развитии российской государственности, сложившейся в XVI в.
Идеологию феодальной монархии, столь активно обсуждавшуюся в публицистике, в исторической и церковной литературе, протопоп Сильвестр применил к частной жизни в знаменитом сочинении «Домострой», посвященном быту и жизни зажиточной русской семьи.
Зодчество и живопись на рубеже XV — XVI вв. переживают новый этап в своем развитии. Русские мастера в своих монументальных творениях отражали важные перемены, происходившие в стране. С превращением Москвы в столицу независимого единого государства и с формированием представления 0 ней как об оплоте православия связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Для обновления московского Кремля были приглашены лучшие итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый Марко Руффо и Антонио Солари. Под их руководи ством на Соборной площади Кремля были выстроены Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Грановитая палата. Мастера Петрок Малый и Федор Конь возвели новые каменные укрепления: стены Китай-города и Белого города. Завершала ансамбль московского Кремля храм-колокольня Иоанна Лествичника (Иван Великий).
Выдающимися памятниками нового архитектурного стиля — шатрового — являются храм Вознесения в селе Коломенском и храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади русскими мастерами Бармой и Постником Яковлевым. Среди всех видов искусства архитектура в XVI в. получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперед, что определило последующее развитие русского зодчества в XVII в.
Политическая и идейная обстановка конца XV — XVI в. отразилась и на развитии живописи. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV — начала XVI в. был Дионисий. Его праздничные и торжественные фрески были созвучны духу времени и отражали силу и могущество Русского государства.
Культура России XVII — XVIII вв. В XVII в. завершается история древнерусской культуры, пронизанная церковным мировоззрением, идет процесс «обмирщения», придания ей светского характера. В науке это проявилось в стремлении к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни, в литературе — в формировании демократического, светского направления, зарождении жанра сатиры, в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек, в живописи — в постепенном отходе от иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Просвещение и литература XVII в. Распространение грамотности и просвещения определяло поступательное развитие культуры в XVII в. О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельствовапо широкое распространение печатных и рукописных учебников. В 1634 г. был издан букварь Василия Бурцева, в 1648 г. вышла «Грамматика» Мелетия Смо-триц'кого, а в 1682 г. напечатана таблица умножения. Грамоте обучались в семье и у духовенства. Потребность в образованных людях привела к необходимости создания школ. В России был использован опыт организации подобных школ на Украине и в Беларуси, где они давно существовали. Оттуда же приехали и первые учителя. Так, в 1649 г. в Москву были приглашены ученые монахи из Киева Епифа-ний Славинецкий и Арсений Сатановский, которые стали работать в школе при Преображенском монастыре. В 1664 г. в Москву приехал один из выдающихся просветителей XVII в. Симеон Полоцкий, ставший учителем царских детей. Через год, в 1665 г., он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре школу, где готовили образованных подьячих для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже академия), которое сыграло большую роль в развитии просвещения и образования в России в конце XVII — первой половине XVIII в.
В XVII в. научные знания в России носили преимущественно практический характер. Накопленные при строительных работах знания оформились в «Книге сошного письма». Медицинские знания были обобщены в «Травниках» и «Лечебниках».
Существенные сдвиги произошли в развитии исторических знаний и исторической мысли. На основе многочисленных исторических документов СУ. Реме-зовым была написана «История Сибирская». Из всей светской литературы именно исторические сочинения пользовались наибольшей популярностью. Среди них выделяется своим литературным достоинством «Повесть об Азовском сидении», рассказывающая о героическом подвиге донских казаков. Важным шагом в развитии литературы явилось зарождение нового жанра — демократической сатиры. Сатирические произведения («Повесть о Шемякине суде», «Повесть о Ерше Ершовиче») обличали пороки людей, высмеивали недостойную жизнь монахов и попов. Изменения, происходившие в сознании, морали и быте людей, борьба «старины и новизны» ярко отразились в бытовой повести. Большой популярностью у русского читателя пользовались «Повесть о Горе-Злосчастии» и «Повесть о Фроле Скобееве». Постепенно изменились интересы и вкусы читателей. Появилось много переводной художественной литературы — рыцарские романы, приключенческие повести («Повесть о Бове королевиче» и др.).
«Обмирщение искусства». В зодчестве XVII в. также усилились светские мотивы, тенденции к «обмирщению», отказу от строгих церковных канонов. «Дивное узорочье» — так современники определяли суть новых веяний. Заказчиками строительства храмов все чаще становились купцы и посадские общины. Именно по их заказу в выстроенных церквах наиболее выразительно проявилось светское начало. Вкусы заказчиков ярко отразились в архитектуре таких памятников, как церковь Троицы в Никитниках, церковь Вознесения в Устюге, Троицкая церковь в Муроме. Богатые купцы и дворяне также стремились построить для себя каменные дома с декоративно «украшенными» фасадами. Развитие русского зодчества привело к возникновению в конце XVII в. так называемого «нарышкинского стиля» (или «московского барокко»). Один из замечательных памятников этого стиля — церковь Покрова в Филях, построенная неизвестным зодчим по заказу Л.К. Нарышкина.
Процесс «обмирщения» затронул и живопись. Художественным центром, где формировались новые реалистические тенденции, была Оружейная палата. Крупнейшим художником, выразителем новых тенденций в живописи был мастер Симон Ушаков. В своих произведениях («Нерукотворный Спас», «Троица» и др.) он стремился сочетать иконописные традиции с новыми представлениями о красоте.

Внимание к человеку, его внутреннему миру обусловило появление «парсунной живописи», т.е. будущего портретного жанра. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере, позже, в конце XVII в., стали появляться портреты, написанные по западному образцу — масляными красками на холсте.
В XVII в. русская культура достигла больших успехов, в ней проявились качественно новые явления, утверждавшиеся в борьбе с религиозным мировоззрением. Их развитие создало предпосылки для перехода от средневековой культуры к светской культуре Нового времени.
Русская культура первой четверти XVIII в. Первая четверть XVIII в. в экономическом, политическом и культурном развитии России рассматривается как переломная эпоха. Большую роль в этом процессе сыграли реформы Петра I. Ряд факторов определил особенности историко-культурного развития России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и более быстрое развитие рационализма; утверждение нового взгляда на личность человека; преодоление национальной замкнутости.
Оформление абсолютизма с его огромным чиновничьим аппаратом, создание регулярной армии и флота, изменения, происходившие в укладе жизни, резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить определенная система образования. Начало светскому образованию было положено открытием в 1701 г. «Школы математицких и навигацких наук» и «Пушкарской» школы в Москве. За короткое время появились инженерная, медицинская, горные школы, на базе которых впоследствии образовались высшие учебные заведения. В 1714 г. были открыты «цифирные школы», в которых царский указ предписывал учиться детям всех сословий, кроме детей крестьян. Новая школа во многом сохраняла черты средневекового учебного заведения: классно-урочная система еще не сложилась, обучение было индивидуальным; прием учеников не был одновременным, их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный день длился 6 часов. Учителями обычно работали иностранцы.
Практические потребности Российского государства порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые теории, собирали коллекции по минералогии, ботанике, материалы по этнографии и для составления географических карт (первое этнографическое и географическое описание Камчатки составлено В. Атласовым в 1720 г., опубликована первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Сай-монова и К. Вердена; первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмид-та в 1720 г. обследовала Сибирь и т.п.).
Петр I интересовался и историческими науками. Известно, что царь лично заботился о составлении популярного учебника по истории. По его заданию собирались материалы по отечественной науке, создавались первые исторические сочинения, отражавшие бурные события современности («Журнал или поденная записка Петра Великого с 1698 года до заключения Ништадского мира», «Рассуждения о причинах Северной войны» П. Шафирова). Итогом петровских преобразований в области просвещения и науки стало открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. Петербургская академия содержалась за счет государства.
Распространению научных знаний и образования способствовало развитие типографского дела в Москве и Петербурге. Широко издавались учебники («Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого и др.), словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта (1710) привело к разделению сферы светской и церковной книжности и способствовало распространению грамотности.
С 1702 г. начала выходить первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковалась хроника внутригосударственной жизни, освещались события за границей.
Изменения в общественном сознании, связанные с петровскими реформами, обусловили обсуждение ряда важных политических вопросов, ведущее место среди которых занимала проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно его основные принципы были разработаны единомышленником Петра I Феофаном Прокоповичем, писателем-публицистом европейского уровня, церковным и общественным деятелем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Идеи Прокоповича идеологически обосновывали законодательную и практическую деятельность Петра I.
Мысль о необходимости просвещения все больше проникала в общественное сознание, высказывалось мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян (И.Т. Посошков, В.П. Татищев). Идеолог купечества И.Т. Посошков, считавший абсолютную монархию идеальным государственным строем, в «Книге о скудности и богатстве» выдвигал оригинальные экономические идеи.
В целом в общественном сознании произошли значительные изменения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой отечеству. Во многом это было связано с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни общества.
В истории литературы первой четверти XVIII в. ведущим жанром была историческая повесть. Большой популярностью пользовалась «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», где судьбу героя определяли его личные качества. Светские, часто авантюрные сюжеты были присущи и другим повестям этого времени («Гистория о неком шляхетском сыне»). Чаще всего несовершенные в художественном отношении, эти повести рассказывали об энергичных молодых людях Нового времени, которые благодаря своему уму добивались в жизни успеха.
В первой четверти XVIII в. русское искусство носило отчетливо светский характер и развивалось в русле европейского искусства Нового времени. Принципы архитектуры наиболее полно отразились в строительстве новой столицы России — Петербурга, где воплотилась идея рационально спланированного ансамбля.
Первые монументальные постройки Петербурга были возведены приехавшим из Дании архитектором Д. Трезини: Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (при участии русского архитектора М.Г. Зем-Цова), Летний дворец Петра I в Летнем саду.
Новым явлением в изобразительном искусстве начала XVIII в. стала гравюра. Наиболее известным мастером в этой области был А.Ф. Зубов. Художника привлекала, как правило, современная тематика — военные баталии, виды новой столицы и др.
В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. На протяжении всего XVIII в. портретная живопись оставалась ведущим жанром в русском изобразительном искусстве. Творчество И.Н. Никитина (портрет канцлера Г.И. Головкина), A.M. Матвеева («Автопортрет с женой») проникнуто интересом к внутреннему миру человека, к его характеру.
Новые явления в быту и общественной жизни были весьма заметны и значительны. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр. На Красной площади в «Комедийной хоромине» труппа иностранных актеров играла светские пьесы. Петр I придавал большое значение воспитательной роли театра в жизни общества. Новой формой общения стали ассамблеи, где танцевали, вели беседы, играли в шахматы.
Русская культура середины и второй половины XVIII в. развивалась в сложных политических условиях (дворцовые перевороты, бироновщина и т.д.), которые отрицательно сказывались на развитии разных отраслей культуры. Наиболее благоприятные условия для культурных преобразований были созданы в период правления Елизаветы, дочери Петра I.
В системе просвещения основное место занимала сословная школа. Учебные заведения для дворян стали открываться в Петербурге (Сухопутный шляхетский корпус, Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре с отделением для девочек из сословия мещан). Таким образом, сословная школа закрепляла господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности.
Важнейшим событием общественно-культурного развития России стало открытие в 1755 г. Московского университета и двух гимназий для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Позже была открыта гимназия в Казани. Университет стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.
Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Были открыты малые, средние и главные народные
училища, при каждом приходе — одногодичные цер-ковно-приходские школы, вводились единые учебные планы, классно-урочная система.
Русская наука в XVIII в. развивалась в общем русле европейского естествознания. В Петербургской Академии наук работали многие европейские ученые — Д- Эйлер, Д. Бернулли, Г. Миллер и др. Наряду с Академией наук центрами науки становятся Московский университет, Вольное экономическое общество. Гениальным представителем русской национальной науки был М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, первый русский академик. Важный вклад в развитие русской науки внесли академические экспедиции И.И. Лепехина, П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Большие успехи были сделаны в техническом изобретательстве. И.И. Ползунов впервые применил силу пара в качестве двигателя, И.П. Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов (лифт в Зимнем дворце, семафорный телеграф и т.д.). В области гуманитарных наук труд В.Н. Татищева «История Российская с самых древнейших времен» был первым опытом научного освещения отечественной истории.
Для общественно-политической мысли второй половины XVIII в. характерно отражение более сложной научной и духовной жизни общества. Главным вопросом, который волновал общество, была проблема государственной власти. Под влиянием идей рационализма и Просвещения стали складываться представления о государственной власти и ее роли в историческом процессе. Эта идеология «просвещенного абсолютизма» формировалась во времена Екатерины II как система общественно-политических взглядов, проповедовавших веру в мудрого монарха, который правит справедливо и разумно. Эту идеологию разделяли А.П. Сумароков, М.М. Щербатов, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин и др.
К концу XVIII в. благодаря А.Н. Радищеву появилась идея, осуждающая самодержавие и пропагандирующая необходимость свержения этой власти вооруженным путем. Впервые в общественной мысли был поставлен вопрос о крестьянстве. Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, СЕ. Десницкий, Д.И. Фонвизин и другие выступили с жесткой критикой крепостничества.
В русской литературе господствующим направлением в этот период становится классицизм (от лат. classi-cus — образцовый). Его эстетические принципы выражали в своем творчестве А.Д. Кантемир, В.К. Тре-диаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Главным героем в русской литературе стал человек, для которого превыше всего государственный долг, подчинивший личное общественному. Постепенно стала складываться новая художественная литература с характерным для нее выдуманным сюжетом, определенной системой жанров (ода, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман).
Жизнь русского общества нашла яркое отражение в творчестве Д.И. Фонвизина. Его сатирические пьесы обличали крепостнические порядки, жадность и глупость помещиков. Комедия «Недоросль» положила начало русской национальной комедии. Богатством и выразительностью языка отличалась поэзия Г.Р. Державина. Первым и единственным писателем XVIII в., кто вникнул в социальные противоречия общества и дал им оценку в своих произведениях, был А.Н. Радищев. В оде «Вольность» и в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он не только описал страшную картину положения крестьян в России, но и призвал к борьбе против рабства и самодержавия.
На рубеже XVIII — XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм — направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческим чувствам. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина. Его наиболее известная повесть «Бедная Лиза» пользовалась большой популярностью у русского читателя.
Театральная и музыкальная культура в середине XVIII в. достигла значительных успехов. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым. Большое распространение получили крепостные театры, оставившие заметный след в истории русской театральной культуры. Лучший из них — Останкинский дворец-театр — принадлежал Н.П. Шереметеву. На его сцене шли оперы, драмы, комедии. Артистами,режиссерами-постановщиками были крепостные. Среди них прославились оперная певица А.И. Ковалева-Жемчугова и танцовщица Т.В. Шлыкова-Гранатова, замечательный музыкант и композитор И.Е. Хандош-кин.
В последней трети XVIII в. начала формироваться отечественная композиторская школа, появились первые русские композиторы, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Выдающимися мастерами национальной музыкальной культуры были Е.И. Фомин и В.А. Пашкевич. Большой популярностью пользовалась опера «Мельник-колдун, обманщик и сват», музыку к которой написал М.М. Соколовский. Огромный успех имели мелодрама «Орфей» на музыку Е. Фомина, а также опера В.А. Пашкевича «Несчастье от кареты».
Русская живопись второй половины XVIII в. отличалась разнообразием жанров. Большого расцвета достигла портретная живопись. Выдающиеся художники Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, А.П. Антропов, И.П. Аргунов и другие создали целую портретную галерею современников. Их творчество отличалось большим художественным мастерством, умением передать тончайшие душевные переживания человека, его характер и настроение. Наиболее известны портрет Н.И. Новикова, принадлежащий кисти Д.Г. Левицкого, портрет М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского, «Крестьянка в русском костюме» И.П. Аргунова, портрет ТА. Трубецкой — А.П. Антропова. Самым крупным представителем исторического жанра был А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»), в жанровой живописи — М. Шибанов («Крестьянский обед»), в пейзажной — С. Щедрин («Каменный мост в Гатчине»).
В этот период были заложены основы светской скульптуры. Родоначальником этого вида искусства по праву считается Ф.И. Шубин. Скульптурные портреты A.M. Голицына, М.В. Ломоносова, Павла I доносят до нас полнокровный и исторически достоверный облик известных людей той эпохи.
Расцвет русской архитектуры середины и второй половины XVIII в. представляет собой закономерный результат предшествующего развития. Барокко (от итал. barocco — вычурный, странный) как художественное направление определяло единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи. Ярким примером этого стиля является Зимний дворец в Петербурге, построенный В. Растрелли. На смену барокко приходит классицизм. Основоположниками этого направления были В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве), И.Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге), М.Ф. Казаков (здание Сената в Москве), которые создали архитектурную классику, основанную на национальных традициях.
Достижения культурного развития России в XVIII столетии подготовили блестящий расцвет русской культуры в XIX в.


Поставьте оценку!

Добавление комментария.  
Ваше Имя:*
E-Mail:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
1+три=?
Ответ:*


 

Www.IstMira.Com