КУЛЬТУРА ЗАПАДНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Средневековая культура Чехии и Словакии.
Культура Великой Моравии сыграла определенную роль в становлении раннесредневековой культуры Чехии и Словакии. К концу XI в. с усилением влияния римской церкви господствующим языком в чешской и словацкой культуре становится латынь, на которой написано самое выдающееся историческое сочинение этого периода — «Чешская хроника» Козьмы Пражского (1045 — 1125). В конце XI — начале XII в. в архитектуре распространяется романский стиль. С конца XIII в. появляются памятники письменности на чешском языке.
С укреплением в XIV в. феодальной монархии в Чехии наступил период расцвета средневековой культуры. В 1348 г. в Праге открывается первый в Центральной и Восточной Европе университет. Вскоре столица Чехии становится одним из крупнейших культурных центров Европы. Высокими художественными достоинствами отличаются памятники чешской письменности. Патриотическими настроениями проникнута стихотворная Далимилова хроника, в которой излагается история чешского народа от легендарного воеводы Чеха до 1314 г. Развивается рыцарский роман, например «Александраида» об Александре Македонском, содержащая немало намеков на чешскую жизнь, заси-лие немцев в Праге. Широкое распространение получает любовная лирика, песни вагантов (студентов) — «Песнь Завиши», «Песнь веселой бедноты». В произведениях конца XIV в. все настойчивее начинает звучать протест против засилья иностранцев, проявляются ре-формационные идеи. Один из крупнейших авторов сочинений такого рода Т. Штитный отстаивал в своих произведениях чешский язык и подготовил почву для распространения идеологии гуситства.
Готический стиль находит яркое воплощение как в Церковном, так и в светском строительстве Чехии и Словакии. При дворе чешского короля Карла IV работают лучшие европейские и местные мастера. Петр Парлерж построил знаменитый собор святого Вита каменный мост, названный впоследствии Карловым' создал галерею скульптур для построенного храма! Скульптуры мастера Теодорика, изображающие святых, украсили королевский дворец Карлштейн. Влияние чешского готического искусства распространилось на ряд центральноевропейских стран.
Словакия, вошедшая в первой четверти XI в. в состав Венгерского королевства, а с 1562 г. вместе с Венгрией — во владения Габсбургов, развивается в тесном контакте с художественной культурой Австрии, Венгрии и Польши, но сохраняет особенно тесные связи с культурой Чехии. Главным культурным центром Словакии была Нитра. Школьное обучение, письменность, искусство были подчинены запросам латинского духовенства, но словаки продолжали беречь и умножать богатства народного творчества — песни, сказки, пословицы, поговорки, игры и танцы, передавая их из поколения в поколение.
Реформация и культура. Реформационное движение в Чехии открыло доступ к образованию широким слоям населения. Были открыты школы с преподаванием на родном языке, проведены реформы в Пражском университете. В чешской литературе возникли новые формы: антикатолическая проповедь, листовки, манифесты, трактаты и др. Самым распространенным жанром в этот период были боевые песни, звавшие на борьбу. С пением боевого гимна шли гуситы в бой. Особенно популярными были песни «Восстань, восстань, великий город Прага»,»Кто же вы, божьи воины?»
Традиции гуситства своеобразно преломились в творчестве Петра Хельчицкого. В главном его сочинении «Сеть веры» резкая критика феодальных отношений и осуждение католической церкви сочетались с проповедью смирения и морального самоусовершенствования. Произведения П. Хельчицкого были особенно популярны в XV — XVI вв., а его последователи образовали в 1453 г. Общину чешских братьев. Община вела интенсивную просветительскую и литературную деятельность. По всей стране была создана сеть общинных школ, для которых чешские братья сами создали учебные пособия. В XVI в. вместе с ними Ян Благослав издает «Чешскую грамматику» и «Кралицкую библию» на чешском языке. Эта библия целое столетие служила учебником родного языка для простого народа. Община чешских братьев хранила традиции гуситской песни. Педагогика достигла своих вершин в творчестве члена общины Я. А. Ко-менского — одного из самых выдающихся чешских мыслителей, чьи педагогические и художественно-философские сочинения завоевали всемирное признание.
Ренессанс в Чехии и Словакии. Влияние Ренессанса в Чехии было приостановлено и отодвинуто гуситскими войнами. Только в конце XV в. в чешском обществе гуманистические идеи приобрели значительное влияние. Этому способствовало и начало книгопечатания (следует отметить, что чешское книгопечатание — одно из самых старых в Европе; первая чешская книга «Троянская хроника» вышла в Пльзене в 1468 г.). В этот период печаталось много научной литературы, которая отражала особый интерес к природе, экономике, технике, истории, ботанике, медицине. Успешно развивались наука, литература. Писатели-гуманисты в Чехии делились на тех, кто писал на латыни, и тех, кто писал только на родном языке.
Самый значительный поэт чешского Ренессанса — Богуслав Лобковиц из Гассенштейна писал на латинском языке. Важнейшее его произведение — сатира «Жалобы святого Вацлава на нравы чехов» — посвящено критике быта чешского дворянства. Главой национальных гуманистов был выдающийся чешский писатель, ученый, юрист Викторин Корнелий из Вшегрд.
Гуманистическое направление оказало влияние и на развитие культуры Словакии. В 1467 г. начал свою деятельность университет в Братиславе, который, однако, уже к концу XV в. был закрыт.
Стиль Ренессанса в архитектуре во второй половине XVI — начале XVII в. проникает в городское строительство и получает в Чехии и Словакии своеобразную местную интерпретацию. Во многих городах создаются нарядные ансамбли. Как в Чехии, так и в Словакии в XVI в. появляются новые, светские виды и жанры искусства (портретная живопись, надгробия с портретными фигурами умерших, декоративная скульптура и др.).
После поражения антигабсбургского восстания 1618 — 1620 гг. в Чехии и Словакии восторжествовала феодально-католическая реакция. Уничтожались все старые книги на чешском языке, немало их было уничтожено и вывезено в годы Тридцатилетней войны. Снова возрастает влияние латыни. Длительные гонения на чешскую культуру поставили под угрозу само существование чешского языка. Школьное и университетское образование перешло в ведение иезуитов. Преподавание велось на средневековом уровне. Наступает упадок национальной культуры. В литературе лидирующее положение заняли произведения, прославлявшие католическую церковь и Габсбургов. В архитектуре и живописи господствовал стиль барокко, для которого характерно изображение страданий святых, адских мучений, ожидающих еретиков и непокорных.
В XVII в. в условиях постоянных войн, религиозных и политических распрей Словакия в культурном отношении отстала от передовых европейских стран. Расцвет барокко в Словакии относится к XVIII в.
Культура эпохи Просвещения. В конце XVIII — первой половине XIX в. начинается эпоха национального возрождения в Чехии и Словакии. В 1784 г. возникло Чешское общество наук, объединившее ученых, которые боролись против засилья теологии. Литераторы, воспринявшие идеалы просветительства, развернули деятельность за возрождение чешского языка. В 1791 г. Й. Добровский издал «Историю чешского языка и литературы», Й. Юнгман и его научная школа, ставившая своей целью создание чешской научной терминологии, перевели на чешский язык лучшие произведения мировой литературы. Й. Юнгман создал пятитомный чешско-немецкий словарь.
Для развития исторической науки важное значение имели труды Ф. Пельцля. Большой общественный резонанс вызвали издание Ф. Палацким «Старых летописей чешских 1278 — 1527» и написанный им труд «История чешского народа». П. Шафарик, словак по происхождению, в 1836 г. выпустил в свет книгу «Славянские древности», положившую начало изучению древней истории славян. Возникают новые научные организации: Общество Патриотического музея в Чехии (1820), Матица чешская (1830), Матица словацкая (1863), издаются разнообразные журналы. Основателем нового чешского театра в начале XIX в. стал В. Клицпер.
Во главе словацкого национального и культурного движения стоял поэт Я. Коллар. Его основная идея заключалась в том, что, только объединившись, славяне смогут освободиться от национального гнета. Его поэма «Дочь Славы» проникнута любовью к славянству и пропагандирует идею славянского единства. Писатель Л. Штур становится создателем нового словацкого литературного языка.
Культура XIX в. Движение «будителей» способствовало формированию национального самосознания чешского и словацкого народов и оказало определяющее влияние на развитие литературы и искусства XIX в., в котором ведущую роль играла национально-демократическая направленность. Большое значение для развития чешской культуры имела революция 1848 — 1849 гг. В литературе усиливаются герои-к,о-романтические мотивы, что характерно для поэзии Й. Фрича, обозначаются обличительные тенденции, особенно в сатирических произведениях Б. Немцовой. Художественное творчество Я. Неруды, возглавившего реалистическое направление в чешской литературе (сборник «Малостранские повести»), отразило в литературе жизнь города. Один из главных мотивов его прозы — осмеяние мещанства. Классиком чешской литературы XIX в. является и А. Ира-сек. Его перу принадлежит литературная обработка легенд и преданий чешского и словацкого народа. В своих исторических произведениях он показал важнейшие моменты национальной истории. В его романах «Между течениями», «Против всех» воссоздана панорама Гуситского движения. В 1912 г. Я. Гашек написал роман «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», развенчивающий миф о благополучии Габсбургской империи.
Чехия издавна слыла «консерваторией Европы». Выдающимся композитором XIX в. был Б. Сметана. Его оперы «Далибор», «Либуше», «Проданная невеста» проникнуты любовью к своему народу. Известным композитором был А. Дворжак, «Славянские танцы» которого получили широкое признание.
В изобразительном искусстве романтическое направление переживало расцвет в 1850 — 1870 гг.
Основоположником чешской национальной живописи был Й. Манес, крупнейшим художником-реалистом — М. Алеш, мастером национального реалистического пейзажа стал А. Славичек. Монументальностью и простотой форм отличалось творчество скульптора И. Мыслбека.
Культура Польши. Достоверную, основанную на документах историю польской культуры принято начинать с X в. — времени образования раннефеодального Польского государства. Уже при Мешко I, который установил тесные связи с Римом, Германией, Францией, Чехией, в Польшу прибывают архитекторы, живописцы, представители монашеских орденов и духовенства. Они строят костелы, монастыри, открывают школы при епископских кафедрах (кафедральные) и монастырские. В программу обучения входили так называемые семь свободных искусств. Эта программа была разделена на две ступени обучения: первую — тривиум, т. е. перекресток трех путей знания (грамматики, риторики, диалектики) и высшую — квадриум, т. е. перекресток четырех путей знания (арифметики, геометрии, астрономии и музыки). Система воспитания рыцарского сословия (шляхты) дополнялась «семью рыцарскими знаниями» (ездой на коне, плаванием, тренировкой собак и птиц для охоты, стрельбой из лука, турнирами, любовной поэзией и настольными играми — шашками, шахматами, костями).
Официальным языком в Польше становится латинский. На нем совершалось богослужение, велось обучение в школах, писали все документы, на нем же возникли первые произведения польской письменности. В литературе четко прослеживаются два направления — религиозное и светское. Церковное течение было представлено житиями святых, проповедями, гимнами, апокрифами, мистериями. Первыми известными памятниками светской письменности были рочники (ежегодники). Это были краткие записи на пергаментных полях календарей, посвященные каким-либо памятным событиям. На основе рочни-ков позднее стали создаваться хроники. Самая ранняя (начало XII в.) — Хроника Анонима Галла, повествует о событиях до 1113 г. Примерно через сто лет появилась «Польская хроника» Винцентия Кадлубка.

С XII в. господствующим стилем в польской архитектуре становится романский. Строятся костелы в Кракове, Вроцлаве, Плоцке и в других городах. Это были каменные, часто гранитные, громады с четырехугольными башнями и бойницами (не столько церкви, сколько оборонительные сооружения). Они всегда составляли единый архитектурный ансамбль с прилегающим к ним княжеским дворцом. Костелы отличались роскошью внутренней отделки. Стены, потолки, двери были покрыты искусной резьбой. Широко применялась стенная живопись — фрески. В начале XIII в. распространяется новый архитектурный стиль — готический. На смену камню приходит и новый строительный материал — кирпич.
Культура позднего Средневековья. Политическое объединение польских земель в XIV в. после длительного периода феодальной раздробленности создало базу для дальнейшего развития польской культуры. В 1364 г. в Кракове открылся университет. Вскоре количество школ в королевстве увеличилось более чем в два раза, что было прежде всего заслугой бакалавров и магистров Краковского университета, которые становились ректорами и учителями школ, неся свет просвещения и науки не только в города, но и в местечки. Идеи итальянского Ренессанса нашли благодатную почву в Краковском университете, откуда начали проникать в различные слои польского общества.
Гуманистическое мировоззрение явилось определяющим для развития польской истории и литературы XV — XVI вв. В этой атмосфере развивается деятельность Яна Длугоша (1415 — 1480), ученого, дипломата, собирателя рукописей и знатока польской истории. Он составил первую полную историю Польши в 12 книгах, пронизанную любовью и горячим патриотизмом к своему отечеству.
Развитие идей гуманизма в Польше связано с именами Яна Остророга, Калимаха, Гжегожа из Санока и Конрада Цельтиса, организовавшего «Надвислян-ское общество» гуманистов в Кракове. Яну Остророгу, стороннику сильной королевской власти, принадлежит «Мемориал об устройстве Речи Посполитой». В трактате предложен проект политической реформы, направленной против магнатов и притязаний католической церкви.
Крупнейшим писателем польского Ренессанса был Миколай Рей (1505 — 1569). Он писал на польском языке, поскольку был твердо убежден в необходимости развития и совершенствования языка своего народа. Рей писал стихотворные сатиры, поэмы, драмы, прозу. Творчество Миколая Рея реалистично. Он обличал пороки шляхты и духовенства, защищал крестьян, обогатил польский язык живыми и сочными выражениями.
К эпохе польского Возрождения относится и творчество великого национального поэта Яна Кохановс-кого (1530 — 1584). Он показал в своей поэзии внутренний мир человека, воспевая любовь, благородство чувств, радость жизни. Одним из его любимых жанров были так называемые фрашки, короткие стихотворения самого разного содержания. Он писал много песен, перевел Псалтырь, который вскоре становится самым популярным сборником молитв. Известностью пользовался сборник его элегий «Трены», написанный в связи со смертью маленькой дочери поэта — Урсулы.
Период Возрождения был временем расцвета польской архитектуры и изобразительного искусства. Ренессансные тенденции ярче всего проявились в перестроенном из старого готического замка королевском дворце на Вавеле. Это был один из красивейших дворцов Европы того времени. Мотив окруженного галереями внутреннего двора стал впоследствии одной из излюбленных форм польской архитектуры. Среди польских художников выделяются незаурядным дарованием Станислав Самостшельник (ум. 1541), Марцин Чарный. Расцвет скульптуры связан с именем Вита Ствоша (ок. 1445 — 1533). Его произведения стали достоянием не только польской, но и мировой культуры.
Первая половина XVI в. была временем расцвета польской науки. Блестящим представителем краковской математической и астрономической школы был Н. Коперник (1473 — 1543). Он опроверг геоцентрическую систему Птолемея. В своем труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник доказал, что Земля — лишь одна из планет, вращающаяся вокруг Солнца. Интересы Коперника не ограничивались естественными науками. Он приобрел славу искусного врача, строил водопроводы, составлял географические карты. Ректор Краковского университета Якуб Гурский создал учебник логики «Диалектика». Себастьян Петриций из Пльзена составил интересные комментарии к трудам Аристотеля. Матвей из Мехова (1457 — 1523) написал трактат «О двух Сарматиях», который на многие десятилетия стал для Западной Европы источником сведений о восточноевропейских странах. В 1568 г. вышла первая полная грамматика польского языка Петра Статориуса.
Культура эпохи Просвещения. Традиции польской культуры эпохи Ренессанса получили свое дальнейшее развитие во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Эта эпоха ознаменовалась реализацией ряда начинаний, благодаря которым оформился ряд элементов польской национальной культуры XIX — XX вв. Важнейшим средством культурного обновления страны стала реформа системы образования. Ее инициатором выступил Станислав Конарс-кий (1700 — 1773), основавший в 1740 г. Дворянскую коллегию и начавший реорганизацию школ. В 1765 г. была создана Школа рыцарская — первое польское светское учебное заведение, независимое от контроля церкви. Общепольский масштаб реформа образования приобрела с учреждением Комиссии национальной эдукации (1773), виднейшим деятелем которой был Г. Коллонтай. Комиссия создала государственную светскую систему образования, подчиненную национальным польским интересам.
Эпоха Просвещения ознаменовалась появлением в Польше ряда новых культурных учреждений. Это первые польские общественно-политические и литературные журналы и газеты, публичная библиотека Залуских, многочисленные научные и литературные общества, обсерватории, ботанические сады. В 70-е гг. король Станислав Август Понятовский — один из самых образованных людей своего времени — собирал у себя по средам художников и архитекторов, а по четвергам — литераторов. Он считал, что покровительство наукам и искусствам есть долг просвещенного гражданина перед отечеством. Местом встреч научной и художественной элиты становятся и салоны аристократии. У себя в доме свои новые произведения читал, например, крупнейший польский писатель И. Красицкий. Видным писателем и политическим деятелем эпохи был также Ю. У. Немцевич. В 1765 г. в Варшаве открылся первый публичный театр. В конце XVIII в. написал свои первые полонезы М. Огинский. В архитектуре ведущим стилем становится классицизм с его пропорциональностью, простотой и рациональностью. Лучший памятник польского классицизма — королевский дворец в Лазейках в Варшаве. Бурно развивалась общественно-политическая жизнь. Ведущими публицистами и философами эпохи Просвещения были С. Сташиц и Г. Коллонтай. В своих произведениях они выдвинули программу преобразования Речи Посполитой. Виднейшим историком эпохи был А. Нарушевич. В его многотомной «Истории польского народа» важнейшей стала мысль о сильной монархической власти, которая, по его мнению, была призвана гарантировать порядок в государстве и обеспечивать равновесие между сословиями.
Культура Польши в конце XVIII — XIX в. После раздела страны, чтобы сохранить ценнейшие памятники польской культуры, часть аристократии начинает собирать по всей стране экспонаты для своих коллекций. Князья Чарторыйские в своем поместье в Пулавах создали музей и библиотеку. В 1817 г. М. Ю. Оссолиньский во Львове создал «Оссолиниум» — культурно-просветительное учреждение, состоящее из библиотеки и музея, с уникальной коллекцией археологических, нумизматических памятников, старинного оружия, картин, гравюр, скульптуры.
Центрами польской культуры и образования в начале XIX в. стали Кременецкий лицей и Виленский университет. В 1816 г. был основан Варшавский университет, а позднее — ряд других высших заведений.
В начале XIX в. романтизм выступает как господствующее направление в польской литературе. В 30-е гг. появляются крупнейшие реалистические произведения. Адам Мицкевич (1798 — 1855) наряду с яркими романтическими образами в поэмах «Гражина» и «Конрад Валленрод» создает и реалистические произведения. Его поэма «Пан Тадеуш» дает галерею типических образов представителей польской шляхты. К 30 — 40-м гг. относится творчество Ю. Словацкого. Тема служения родине и народу, борьбы за свободу, революционной романтики звучала в его произведениях с огромной силой. Особое место в польской литературе занимает драматургия А. Фредро (1793 — 1876). В своих лучших произведениях «Девичьи обеты», или Магнетизм сердца», «Месть», «Пан Иовяль-ский», «Пожизненная рента» он показывает самые разные стороны жизни шляхты.
Расцвет творчества гениального польского композитора Фредерика Шопена относится к 30 — 40-м гг. Поражение восстания 1830 — 1831 гг. навсегда отрезало композитору путь на родину. Но в своих концертах, сонатах, балладах, вальсах, полонезах, мазурках он воссоздает мотивы и картины своей родины, его патриотизм и вера в торжество борющегося народа определили то выдающееся место, которое Ф. Шопен занимает в польской культуре.
Во второй половине XIX в. в культуре Польши преобладают реалистические тенденции. Создатель первых национальных опер С. Монюшко в своих лучших произведениях «Страшный двор», «Галька» восходит к лучшим образцам польской музыкальной культуры.
Реализм в польской литературе связан с именем Ю. Крашевского — автора исторических романов. В 70-е гг. в польскую литературу вошла плеяда замечательных писателей — Б. Прус, Э. Ожешко, Г. Сен-кевич, С. Жеромский.
Ведущее место в живописи последней трети XIX в. занимал Я. Матейко. Его картины «Проповедь Скар-ги», «Люблинская уния», «Битва под Грюнвальдом» принесли ему не только национальную, но и мировую известность.
ВОПРОСЫ
1. Какова роль Карла I (IV) в развитии чешской культуры? В чем проявилось влияние реформационного движения на развитие чешской культуры?
2. Расскажите о деятельности Общины чешских братьев.
3. Как сказалось поражение восстания 1618 — 1620 гг. на развитии чешской культуры?
4. Расскажите о культуре эпохи национального возрождения в Чехии.
5. Расскажите о системе обучения в средневековых польских школах.
6. Расскажите о деятелях культуры польского Ренессанса.
7. Какие новые культурные учреждения появляются в Польше в эпоху Просвещения?
8. Какие новые течения в литературе Польши появляются в конце XVIII — XIX в.?

Рейтинг:
Обсудить
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?