ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

Исследователи истории стран Азии и Африки XIX — начала XX в. имеют в своем распоряжении значительно больше разнообразных источников, чем ученые, изучающие историю афро-азиатского региона более ранних периодов. В это время усилились контакты восточных стран с внешним миром, большинство из них стали объектами колониальной экспансии, сферой вывоза иностранных капиталов. Соответственно увеличилось количество сведений о внутренней жизни стран Востока, оставленных иностранцами. К их числу относятся отчеты колониальной администрации, донесения дипломатов и советников местных правителей, заметки иностранных специалистов, статистическая информация и др.
В XIX — начале XX в. расширился и круг местных источников. Новыми их видами стали данные местной периодической печати, программные документы политических партий и движений, конституции стран Востока. Значительно увеличилось количество мемуарной литературы.
Проблематика исследований истории стран Азии и Африки этого времени очень широка: вопросы экономического и социального развития, разнообразные аспекты политической жизни, социальные и национально-освободительное движения, идеологические течения, отношения с иностранными державами, колониальные захваты.
Одно из центральных мест в историографии стран Востока XIX в. занимает вопрос о роли колонизаторов. Западные исследователи при анализе этой проблемы в большинстве случаев исходят из тезиса о «цивилизаторской» миссии колониальных режимов. Они отмечают, что появление европейцев на Востоке сопровождалось запрещением рабства, отменой местных варварских обычаев, распространением европей-
ского образования, созданием современной промышленности, разрушением тех факторов традиционного общества, которые тормозили его движение по пути прогресса. При этом негативные стороны колониального господства (разграбление природных ресурсов, ограбление населения восточных стран и др.) часто остаются без обсуждения или трактуются как неизбежные издержки движения вперед. Центральный тезис немарксистской западной историографии сводится к утверждению о том, что колонизаторы пробудили восточное общество от многовековой «спячки» и своими действиями открыли для него возможность пойти по пути прогресса.
Историки-марксисты, признавая, что в ряде случаев колонизаторы объективно способствовали движению стран Востока вперед, основное внимание сосредоточили на негативных сторонах колониального господства. До середины 80-х гг. в исторической науке бывших социалистических стран доминировала мысль о том, что колонизаторы грубо прервали естественную эволюцию восточного общества и затормозили прогрессивное развитие афро-азиатских стран, в частности вступление их в капиталистическую стадию развития. Похожего мнения придерживалось и абсолютное большинство историков освободившихся стран.
Вместе с тем историки бывших социалистических стран, не выходя формально за рамки этой оценки, во многом навязанной коммунистическими режимами, стремились дифференцированно подойти к анализу вопроса о влиянии колонизаторов на восточное общество. В послевоенное время все большее признание полу-чала мысль о том, что с появлением иностранцев развитие капитализма на Востоке в целом ускорилось, начался процесс синтеза традиционных структур и новых явлений, привнесенных из-за рубежа. Восточное общество второй половины XIX — начала XX в. определялось как общество переходного типа, занимающее промежуточное положение между феодализмом и капитализмом.

С конца 80-х гг. в востоковедении бывших социалистических стран все более широкое распространение получает понятие модернизации традиционного восточного общества, которая понимается как процесс прогрессивных изменений в сторону перехода к более прогрессивной модели общества. Инициаторами процесса модернизации называются колонизаторы, которые также определили и ее направленность на заимствование экономических достижений Запада, западной политической культуры и системы ценностей.
Одновременно произошло уточнение целого ряда оценок более частных явлений истории стран Востока XIX — начала XX в. Так, отпала необходимость подчеркивать социально-классовые аспекты народных выступлений, которые часто разворачивались прежде всего под национальными лозунгами. Историки получили возможность более подробно исследовать проблемы, связанные с ролью религии в жизни восточного общества, уделять больше внимания развитию культуры.
Общим итогом всех этих изменений в подходах к истории стран Востока можно считать создание более реалистичной и многогранной картины жизни восточных стран в XIX — начале XX в. Этот процесс пересмотра устоявшихся стереотипов еще далек от завершения, и целый ряд проблем ждет своих исследователей.
Литература
Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1993.
Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX — начало XX в.): Очерки по истории общественной мысли народов Востока. М., 1973.
История Африки в XIX — начале XX в. М., 1984.
История Ирана. М., 1977.
Кузнецов Ю. Ф., Навлицкая Г. В., Сырицын И. М. История Японии. М., 1988.
Новая история Индии. М., 1961. Новая история Китая. М., 1972.
Петросян Ю. А. Османская империя: Могущество и гибель. М., 1990.

Рейтинг:
Обсудить
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?