Основные тенденции развития науки и культуры в межвоенный период

 

Развитие культуры в межвоенный период характеризовалось последствиями научной революции, которая началась на рубеже XIX и XX вв. и продолжалась в межвоенный период. Прежде всего революция в науке затронула физику. Были сделаны три крупнейших открытия: 1) электрон (1896); 2) радиоактивность (1898); 3) принцип относительности (1905, 1916). В итоге революции в естествознании были опровергнуты принципы классической механики: неделимость атома, неизменяемость массы, абсолютизация законов механики. Формирование теории относительности А. Эйнштейна и квантовой механики ставило под сомнение концепцию механической картины мира. Выяснилось, что законы развития макромира и микромира не соответствуют друг другу.

Английский ученый Э. Резерфорд открыл атомное ядро в 1911 г., а на основе этого открытия датский физик Н. Бор, используя теорию квантов М. Планка, создал квантово-планетарную теорию строения атома. В 1905 г. А. Эйнштейн сформулировал специальную теорию относительности. В 1916 г. он же создал общую теорию относительности. Научные открытия, приведшие к революции в науке, послужили основой для выработки новой картины мира, которая строилась на органической связи пространства и времени с материей и ее движением. Это отличало ее от картины мира Ньютона, которая базировалась на существовании трех не зависимых друг от друга явлениях: 1) вещество; 2) абсолютное пространство; 3) абсолютное время. Столь значительные изменения в науке, приведшие к кардинальному изменению картины мира, открывали большие возможности для развития науки и техники, цивилизации в целом. В конечном итоге это отразилось и на духовной культуре общества.

В межвоенный период больших успехов достигла химическая наука, прежде всего в области создания искусственных материалов. Значительные достижения в биологии, особенно в развитии генетики, позволили решить проблему многих ранее не излечимых болезней. Были открыты витамины, гормоны, электрическая природа нервного импульса. Стандартизация и рациональная организация труда открыли возможность широкого распространения конвейера и массового производства. Происходило превращение науки в непосредственную производительную силу. Если до начала XX в. значительная часть технических изобретений было делом рук талантливых самоучек, то в дальнейшем большинство открытий, представлявших интерес для производства, явилось результатом использования научного знания. Многие открытия начала XX в. получили широкое практическое применение в межвоенный период. Широко использовались возможности телеграфа, телефона, радио, кинематографа. В 30-е гг. получило развитие звуковое и цветное кино. Возросла роль технических средств в повседневной жизни людей. Распространенным явлением стали электрическое освещение, автомобиль, лифт, холодильник, средства звукозаписи. Произошло увеличение тиражей газет и журналов. Все это переориентировало общество на потребительский тип материальной культуры и заложило основы массовой духовной культуры.

Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на темпы, направление и характер развития науки и техники в 30-е гг. Он затронул прежде всего предприятия старых отраслей хозяйства с устаревшими оборудованием и технологией производства. Вместе с тем кризис открыл путь для неизбежной модернизации техники и технологии. Количественный и качественный рост промышленности в 30-е гг. происходил в тесной взаимосвязи с быстрым развитием ее научно-технических основ. Рост производства все более зависел от использования новой техники и технологий. Параллельно все это требовало углубления научных знаний. Отличительной чертой развития науки и техники в 30-е гг. стало возрастание социальной значимости их достижений. Применение на практике новых естественнонаучных знаний и достижений инженерной мысли привело к модернизации производства, возрастанию интенсификации труда и как следствие этого повлекло за собой рост безработицы и другие социальные проблемы. Новый технический уровень производства диктовал необходимость изменений в социальной структуре и характере подготовки различных слоев трудящихся. Постепенное повышение образовательного уровня рабочих сопровождалось развитием разнообразных форм специализированного технического обучения. Росли жизненные потребности населения. Вместе с тем возросла социальная активность масс, что заставляло правящие круги шире использовать технические средства для усиления идеологического воздействия на массовое сознание.

Тенденции развития духовной культуры в межвоенный период были неразрывно связаны с влиянием техники на мироощущение человека. Процесс вторжения техники носил противоречивый характер. Массовое производство захватывало и сферу культуры. Большое распространение получила примитивная, предназначенная для потребления широкими слоями населения так называемая массовая культура. Техницизм — культ техники и точных наук — все больше проникал в культуру. Он сильно изменил представление об историческом прогрессе, гуманности, добре, справедливости. В межвоенный период на культурную жизнь общества оказывали негативное влияние поднятые на щит пропагандой классовые, националистические, расовые, милитаристские теории. В тоталитарных государствах появился новый тип офицально-государственной культуры. Он стал господствующим, захватил области морали, науки, искусства. Разрушая сложившуюся традиционную культуру, тоталитаризм пытался приспособить искусство для собственной пропаганды. Одновременно шел процесс творческого обновления в искусстве, который сопровождался критикой ценностей индустриального общества. Выдвигались различные, сложные по своему значению и характеру авангардистские направления. Их представители критиковали традиционные формы и стили, часто принижали значение культурно-исторического наследия, нигилистически относились к вечным ценностям культуры. Вместе с тем авангардисты осуществляли поиск новых изобразительных средств, которые бы позволили наиболее точно выразить им мироощущение. Оценивая новые явления современности, авангардисты оставили заметный след в технике и приемах искусства:для их творчества характерны броскость, яркость, необычность художественного образа. В авангардизме воплотились различные тенденции: от мистики и пессимизма, с одной стороны, до острой социальной критики — с другой. В изобразительном искусстве наряду с авангардизмом появились новые модернистские течения: абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Художники, приверженцы этих стилей, стремились к бесконтрольному воспроизведению потока сознания и подсознания, которое порождало причудливо-искаженные сочетания и слияние реальных и нереальных предметов. Абстракционисты стремились отказаться от воспроизведения реальных форм действительности. Их произведения представляли собой сочетания геометрических фигур, хаотических линий и цветовых пятен. Эти новые течения в известной мере отразили катастрофичность, присущую сознанию человека того времени, его неуверенность в возможности вырваться из окружающего хаоса, из мира, идущего к гибели. В 30-е гг. в искусстве демократических западноевропейских стран и США происходило развитие различных течений модернизма. Наибольшее влияние среди них получил сюрреализм. В сюрреализме в это время усиливаются черты иррационализма, нарастает проповедь «раскрепощения подсознательного», «стихии болезненных грез». Все больший успех завоевывают произведения как уже известных крупных представителей сюрреализма — испанца С. Дали, француза И. Танги, немца М. Эрнста, так и новых последователей этого течения — К. Зе-лигмана, Р. Матта Эччауррена. Соединяя в своих работах, казалось бы, несоединимое, делая абсурдное реальным, сюрреалисты пытались убедить зрителя в неотвратимости приближения чего-то ужасного и в бесполезности противиться этому страху, в бессилии разума перед безумием.

Вместе с тем в межвоенный период существовала и альтернатива развитию искусства, она была связана с творчеством деятелей культуры реалистического направления. В произведениях Б. Шоу, Д. Гол-суорси исследованы новые сложные процессы в духовной жизни индустриального общества, Т. Драйзер показал американскую трагедию, где основа счастья и цель успеха — деньги. В этом же русле творили и Дж. Стейнбек, У. Фолкнер. Философская глубина мысли и творчество реалиста неразрывно слились с пафосом антифашистской борьбы в произведениях Э. Хемингуэя. Во Франции широкой известностью пользовались произведения писателей реалистического направления Ф. Мориака, Р. Мартена дю Тара. Своеобразным сочетанием реализма и модернизма отличалось творчество М. Пруста. Полны искренней любви к людям и глубоко философичны произведения А. де Сент-Экзюпери. В Германии многие писатели-экспрессионисты в последующие годы эволюционировали к реализму. Л. Фейхтвангер поднимал острые вопросы, волновавшие послевоенную Германию. В книгах Э. М. Ремарка глубина социального анализа общества связана с традиционным пацифизмом. Необычный творческий подъем характерен для деятельности немецких писателей-эмигрантов. Достаточно известными стали романы В. Бределя, А. Зегерс, философские поэмы И. Бехера. Велика роль в антифашистской борьбе творчества Б. Брехта. После установления фашистской диктатуры представители прогрессивной немецкой интеллигенции эмигрировали. На родине их книги были запрещены. Оказавшись в изгнании, они продолжили борьбу с нацизмом. Большую роль в антифашистском сопротивлении играли произведения видных писателей И. Бехера, Б. Брехта, В. Бренде-ля, А. Зегерс.

Значительный вклад в испанскую культуру внес выдающийся поэт и драматург Ф. Гарсия Лорка. Чудовищный облик фашизма, несущего миру смерть и разрушение, изобразил П. Пикассо.

С середины 30-х гг. лейтмотивом многих произведений очень разных по характеру творчества художников становится ощущение опасности тоталитаризма, роста военной угрозы. Эта тема пронизывает творчество английских писателей Дж. Оруэлла, Дж. Олд-риджа, Г. Уэллса, Г. Грина, американца С. Льюиса, бразильца Ж. Амаду, чилийца П. Неруды. В атмосфере угрозы тоталитаризма в 30-е гг. реалистическое искусство стало подлинным участником борьбы против фашизма и войны.


ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Антуан де Сент-Экзюпери

ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК (отрывок)

«Технические средства не создаются за две недели. Мы не могли не отстать в гонке вооружений. Нас было сорок миллионов земледельцев против восьмидесяти миллионов людей, занятых в промышленности!

Мы воюем один против трех. У нас один самолет против десяти или двадцати и один танк против ста. Нам некогда размышлять о прошлом. Мы живем настоящим. А настоящее таково. Никакая наша жертва никогда и нигде не может задержать наступление немцев.

Жертва теряет всякое величие, если она становится лишь пародией на жертву или самоубийством. Самопожертвование прекрасно, когда гибнут немногие ради спасения остальных... И кажется, мы просто обрекаем на гибель тех, за кого мы сражаемся или делаем вид, что сражаемся, потому что самолет, сметающий города в тылу войск, полностью изменил характер войны.

Нужно, чтобы то, ради чего умираешь, стоило самой смерти. Хорошо или плохо сражаются солдаты? Уже сам этот вопрос лишен всякого смысла! Не имея никаких средств для борьбы, они сами побуждают врага разрушить селение, только бы соблюсти правила игры в войну...» (Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей. Мн., 1976. С. 273 — 275).

Джордж Оруэлл

ВСПОМИНАЯ ВОЙНУ В ИСПАНИИ (отрывок)

«Борьба за власть между различными группировками Испанской Республики — тема большая и слишком сложная. Упоминаю об этом с единственной целью предупредить: не верьте ничему или почти ничему из того, что пишется про внутренние дела в правительственном лагере. Из каких бы источников ни исходили подобные сведения, они остаются пропагандой, подчиненной целям той или иной партии, — иначе сказать, ложью.

Занимая антифашистскую позицию, можно создать в целом правдивую историю войны, однако это окажется пристрастная история, которой нельзя доверять в любой из самых важных подробностей. Во всяком случае, какую-то историю напишут, а когда уйдут все воевавшие, эта история станет общепринятой. И значит, если смотреть на вещи реально, ложь с неизбежностью приобретет статус правды.

Готов согласиться, что история большей частью неточна и необъективна, но особая мечта нашей эпохи — отказ от самой идеи, что возможна история, которая правдива. Историк-немец основательно разойдется с английским историком по многим пунктам, и все же останется массив, так сказать, нейтральных фактов, насчет которых никто и не будет полемизировать всерьез. Тоталитаризм уничтожает эту возможность согласия, основывающегося на том, что все люди принадлежат к одному и тому же биологическому виду. Нацистская доктрина особенно упорно отрицает существование этого вида единства. Все такие рассуждения конечной целью имеют оправдание кошмарного порядка, при котором Вождь или правящая клика определяют не только будущее, но и прошлое. Если Вождь заявляет, что такого-то события «никогда не было», значит, его не было. Если он думает, что дважды два пять, значит, так и есть. Реальность этой перспективы страшит меня больше, чем бомбы, а ведь перспектива не выдумана, коли вспомнить, что нам довелось наблюдать в последние несколько лет» (Оруэлл Джордж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь, 1992. Т. 2. С. 114).

ВОПРОСЫ

1. Какие открытия влияли на развитие науки в межвоенный период?

2. Как повлиял мировой экономический кризис 19291933 гг. на развитие науки и техники?

3. Какие новые тенденции и направления, а также оценки действительности появились в литературе и искусстве в период между двумя мировыми войнами?

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?