Культура античности

 

Языческие религии древности.

елигию древности называют общинной или племенной, в отечественной литературе — языческой. В древности все люди без исключения были верующими. Поэтому религия, храм, обряд, жречество играли огромную роль в жизни древневосточного и античного общества. В языческой религии отсутствует обязательная для всех верующих система взглядов, т.е. вероучение. На первом месте в этой религии находится культ, который представляет собой совокупность обрядов. Обряды же рассматривались населением общины как важнейшее средство обеспечения ее процветания и благополучия.


Профессиональные исполнители обрядов — жрецы — с самого начала цивилизации стали играть важную роль в общественной жизни. В ранних государствах они выполняли светские властные функции, а также были хранителями общественно-полезных знаний.


Политеизм, или многобожие, — еще одна характерная черта языческих религий. А это значит, что в рамках каждой отдельной общины существовало множество культов местных богов. Они были покровителями конкретной общины, и сфера влияния этих богов ограничивалась территорией, занимаемой данным племенем. В каждом греческом полисе почитался свой собственный бог: Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Асклепий — в Эпидавре. С возникновением в каком- нибудь регионе этнокультурной общности происходило объединение всех богов в единый пантеон. Постепенно в пантеоне выделялось несколько главных богов, почитавшихся уже в рамках всего государства. Причем сила и значение каждого бога зависели от политического и экономического значения той округи, в которой этот бог первоначально почитался. Боги столичных городов и тех округов, из которых происходили сами правители, постепенно приобретали общегосударственные масштабы.


Языческий храм был не местом молитвенных собраний верующих, как в христианской церкви, а жилищем бога. В облике идола (истукана) бог находился внутри храма и доступ к нему имел только узкий круг лиц, прежде всего жрецы. Истукан обычно имел человеческий облик (хотя это мог быть и какой-то предмет, например камень) и был изготовлен с использованием разных материалов — металла, дерева, камня, слоновой кости. Жрецы одевали, кормили и купали статую бога, подносили ей дары.


Постепенно в храме главного бога накапливались огромные богатства и он превращался в главную сокровищницу всей полисной общины. Подношения богу обычно происходили у входа в храм, на площади, где чаще всего и устанавливался жертвенный алтарь. Алтарь представлял собой земляную, а чаще каменную глыбу, на которой разводился священный огонь. Здесь убивали животных и жарили их мясо, принесенное в жертву богам. Участие в храмовых жертвоприношениях создавало почти единственную возможность мясного питания для населения в эпоху древности.


Ни у греков, ни у римлян не было священного писания и единого религиозного центра. У греков отсутствовала и профессиональная жреческая каста.


Римляне же имели в структуре магистратур специальные жреческие коллегии. Самой важной из них была коллегия понтификов. Понтифики вели календарь, устанавливали общерелигиозные предписания, т.е. разрабатывали религиозное, сакральное право. В ведении фециалов (от лат. fetiales — вестники) находились вопросы внешней политики. Они являлись также создателями норм международного права. Важное политическое значение имела и коллегия авгуров — предсказателей, которые истолковывали атмосферные явления (гром, молнию), полет птиц, необычное поведение жертвенных животных. Коллегия шести весталок служила у алтаря богини Весты — покровительницы не только домашнего очага, но и всей римской общины. Весталки поддерживали в храме Весты негасимый священный огонь, символизировавший единство и благополучие Римского государства.

Древнегреческая культура. Для древних греков была характерна энергичная работа в различных сферах практической деятельности. Греки выделялись среди других народов древности рационально-критическим подходом к явлениям мира, позитивным отношением к повседневным условиям жизни, способностью идти на риск и добиваться успеха в непредвиденных ситуациях. Своеобразно подходили греки и к свободному времени. «Жить хорошо, — говорили они, — значит жить общественной жизнью». Стремление быть первым в отваге и ловкости, искусстве и познаниях, в выдержке и смелости — еще одна типичная черта характера древнего грека. Но его ориентация на соперничество не была подчинена рациональности, тем более материальным соображениям. Победителей в разных видах состязаний награждали венками, являвшимися у греков высшим знаком почета. Поэт Пиндар (V в. до н.э.) написал такие строки:

«Два блага взметают пух цветущего обилия: Хорошее дело и добрая молва».

В каждом полисе имелись площадки для упражнений молодежи — гимназии и палестры. Подростки и юноши проводили здесь все свободное время, усердно занимаясь бегом, борьбой, прыжками, метанием копья и диска. Ни один большой праздник не обходился без массового атлетического состязания — агона, в котором могли участвовать все свободные граждане полиса. Некоторые агоны, пользовавшиеся особой популярностью, превратились в межполисные общегреческие празднества. К таковым относятся знаменитые Олимпийские игры!

По нескольку дней продолжались и театральные представления, являвшиеся в Греции неотъемлемой частью государственных праздников. Обычно состязались сразу несколько поэтов и актеров. По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и девяти трагедий в течение трех последующих дней. Постановщиками являлись сами драматурги, а нанимал поэтов и актеров и оценивал их работу какой-нибудь состоятельный гражданин полиса, так называемый хорег. После окончания соревнований судьи называли лучшего поэта и лучшего актера и вручали им призы. Сначала драматические представления проходили только на праздниках бога виноградарства и виноделия Диониса, в честь которого хор исполнял специальные оды — дифирамбы. Из дифирамбов и возникали партии хо присутствующие в любой античной драме.

Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги», который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

Большинство сохранившихся до наших дней древнегреческих трагедий написаны на основе мифологических сюжетов. Всякое мифологическое повествование содержит элементы сверхъестественного, поскольку миф является продуктом деятельности человеческого воображения. Древнегреческая мифология известна нам главным образом по литературным произведениям. Важнейшим источником являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.), а также труд Гесиода (VII в. до н.э.) «О происхождении богов» («Теогония»). Все сохранившиеся драмы величайших трагиков Греции — Эсхила, Софокла и Еврипида, живших в V в. до н.э., также связаны с мифологией. Например, входящая в репертуар многих современных театров трагедия Еврипида «Медея» позволяет нам восстановить главные события плавания древнегреческих героев на корабле Арго за золотым руном в Колхиду. Об этих же событиях рассказывает и поэма эллинистического поэта III в. до н.э. Аполлония Родосского «Аргонавтика». Наиболее известными мифологическими циклами греков были сказания о Троянской войне и ее героях (троянский Цикл), сказания о судьбе царя Фив Эдипа и его потомков (фиванский цикл). Именно на троянский сюжет написано большинство из сохранившихся трагедии Еврипида, а с фиванским циклом связано одно из самых известных произведений Софокла — драма Царь Эдип». В самостоятельную группу выделяются и мифы об олимпийских богах и их потомках — ероях. В греческой мифологии акт творения мира, ли космогония, содержит описание смены трех поколений богов — Уранидов, Кронидов и Олимпий цев. От первой супружеской пары — Геи (Земли) й Урана (Неба) произошли Ураниды, среди которых были и Титаны. Шесть Титанов и шесть Титанид сочетались между собой браком и породили различные части Вселенной и атмосферные явления — горы моря, реки, ветры, солнце, луну и т.д. Потомками Титана Крона и Титаниды Реи стали Зевс, Аид и Посейдон, которые разделили между собой сферы влияния. Местом обитания третьего поколения греческих богов считалась самая высокая в Балканской Греции гора Олимп, отчего они и стали называться Олимпийцами.

У истоков древнегреческой науки стоят имена семи мудрецов. Мудрецами они были названы еще в древности, поскольку являлись для своих современников и потомков людьми, воплотившими в себе опыт и знания. Мудрецы жили в VIIVI вв. до н.э. в разных полисах Греции. Все они, кроме философа Фалеса, были законодателями и реформаторами, способствовали укреплению полисной государственности. В своих кратких афоризмах, сохранившихся до наших дней, мудрецы выразили общечеловеческие нравственные понятия и ценности. На вопрос «Что на свете трудно?» Фалес из Милета ответил: «Познать себя». Когда кто-то похвалился перед Хилоном из Спарты: «У меня нет врагов», тот ответил: «Значит, нет и друзей».

В архаическую эпоху у греков зародилась и философия. Первые греческие мыслители называли себя «любомудрами», т.е. философами. Все они пытались найти ответ на вопрос: что является основой всего сущего? Ответы были разными. Фалес считал, что все состоит из воды, Анаксимен — из воздуха, Гераклит — из огня. Пифагор утверждал: число — начало всего. Аристотель, живший на несколько столетий позже этих мыслителей, предложил для обозначения всего существующего в мире слово «лес», поскольку из дерева делаются все постройки. Римляне, усвоившие греческую философию, перевели это слово на латинский язык. Так возникло понятие «материя». До наших дней этим понятием философы обозначают все, что существует на свете. Но Пифагор рассуждал по-другому. Сущность любого предмета со всеми его качествами можно выразить числом. Все последуюте европейские мыслители примыкали или к взгля-!гям Фалеса (так называемые материалисты), или Пифагора (идеалисты). Самым известным материалистом античности был Демокрит (IV в. до н.э.), считавший, что мир состоит из атомов и пустот. Идеалист Платон (IV в. до н.э.) разработал самостоятельное философское учение, ядром которого является учение о «видах» — идеях (от греч. idea — понятие, представление). Из этих «идей» состоит, согласно учению Платона, весь постигаемый человеческим разумом мир.

Само слово «школа» возникло в Древней Греции. Этим понятием греки обозначали время, проводимое в рассуждениях и работе ума. Свою школу Ликей, название которой в Новое время стало нарицательным (лицей), Аристотель (IV в. до н.э.) основал в гим-насии, посвященном Аполлону Ликейскому. Читая лекции по этике и красноречию, Аристотель прогуливался вместе со своими учениками по аллеям прекрасного сада, а затем они вместе отправлялись в гимнасий.

В древности основными средствами массовой коммуникации являлись личное общение и живое слово. Умение хорошо и убедительно говорить было наиболее действенным способом авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Важнейшие решения принимались на основе речи, обращенной к народному собранию, совету, войску. Хороший оратор одной выразительной речью мог непосредственно повлиять на решение вопросов государственной политики. Чтобы привлечь внимание народа, выступающий должен был представить свои идеи наиболее оригинальным способом. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли не меньшую роль, чем содержание самой речи. Поэтому риторика, т.е. ораторское мастерство, являлось тогда важнейшим предметом обучения. Суды древности во многих случаях полагались не на документы, а на устные свидетельские показания. Защитники не допускались, каждый должен был обвинять или защищаться сам. Судьи же принимали решения только на основании приводимых сторонами доводов. Поэтому в Афинах при тяжбе обе стороны нередко прибегали к Услугам логографов — сочинителей речей.

Различные стороны жизни породили основные виды красноречия. Для политических институтов было важно совещательное, или политическое, красноречие. Услаждать слух и развлекать было призвано эпидиктическое, т.е. торжественное, красноречие. Это были, как правило, речи отвлеченного характера на мифологические и исторические темы. Согласно учению Аристотеля, который написал специальный трактат «Риторика», дело речей совещательных склонять или отклонять, судебных — обвинять или оправдывать. Самыми известными ораторами античности считаются Лисий, Исократ, Демосфен и Цицерон. Изданы теоретические трактаты по риторике, десятки судебных и политических речей этих выдающихся мастеров слова. Имя Цицерона стало синонимом красноречия вообще. Дошедшие до нас 60 судебных и политических речей Демосфена содержат богатый фактический материал по истории Греции. Возглавив в Афинах антимакедонскую группировку, Демосфен произнес восемь речей против Филиппа Македонского. Эти страстные обличительные речи вошли в мировую историю под названием «филиппики».

Древнеримская культура. Римляне заимствовали многие культурные достижения у греков, и прежде всего их религию и мифологию. По всей территории Римского государства были выстроены храмы в честь Зевса — Юпитера, Гестии — Весты, Ареса — Марса, Афродиты — Венеры и т.д. Но существовали и чисто римские боги, олицетворявшие отвлеченные понятия социального, нравственного и духовного характера. Это были Фортуна (Судьба), Фидес (Верность), Конкордиа (Согласие), Либертас (Свобода), Салюс (Спасение) и т.д. Гении и юноны вселялись в человека (первые — в мужчину, вторые — в женщину) при рождении, а после его смерти отделялись от тела и превращались в ма-нов. Маны и лемуры отождествляли души умерших. В каждом римском доме жили его хранители — лары; в самой же сокровенной части жилища — кладовой — прятались пенаты. Бог — покровитель всякого начала — Янус имел на римском Форуме свой храм. Это была арка, под которой имелось изображение Януса с двумя лицами, обращенными на обе ее стороны. Арка во время военных действий открывалась, а при наступлении мира — закрывалась. Римские источники свидетельствуют, что арка Януса чаще была открытой, нежели закрытой.

Древние римляне оставили богатейшую материальную культуру, и прежде всего в области архитектуре' исторического рельефа и скульптурного портрета. Конструктивной основой всех сохранившихся общественных зданий и архитектурных ансамблей являлись арка и свод, которые были глубоко римскими формами и повторялись в градостроительстве римлян так же часто, как у греков ордерная система прямоугольных зданий.

Еще в эпоху Республики произошло превращение форума из рыночной площади в центр общественной жизни Рима. А в эпоху Империи Форум приобрел вид ее мемориально-архитектурного ансамбля. Здесь возводились храмы главным богам, мраморные портики и базилики, в которых проходили собрания и судебные заседания. На одном из семи холмов Рима — Палатине — был сооружен роскошный дворец (палац), ставший резиденцией римских императоров. В эпоху принципата в Риме построили Пантеон, или храм «всех богов», отделанный мрамором, бронзой и позолотой. Высота храма и диаметр его огромного купола почти одинаковые — 43 м. Специфически римским явлением стали общественные бани (термы), являвшиеся местом отдыха римских граждан. Отделанные мрамором и богато украшенные, термы состояли из целого комплекса построек. Здесь были залы для отдыха, портики, площадки для игр и упражнений, аллеи для прогулок и библиотеки.

В ознаменование какого-либо важного события римляне сооружали триумфальные арки и триумфальные колонны. Арки (ворота без ограды) устанавливались на дорогах и площадях. Они считались у римлян выражением высшего почета. Обычно арка украшалась декоративными рельефами и посвятительными надписями, а иногда изображением того деятеля, в честь которого была установлена. Вначале через такую арку въезжали в Рим полководцы-триумфаторы, затем арки стали носить декоративно-мемориальный характер. Триумфальная колонна — это свобод! но стоящая колонна, не несущая никакой нагрузки" Своими рельефами и надписями она прославляла какое-то важное политическое или военное событие. Так триумфальная колонна императора Траяна увековечила победы римлян над даками. Эта своеобразная военная «летопись» отражена в 124 эпизодах мраморной ленты рельефа, спиралевидно опоясывающей колонну высотой в 33 метра.

В залах многих современных музеев мира хранятся сотни реалистически выполненных портретов римских политиков и полководцев, а также простых людей того времени. В отличие от древнегреческого скульптурного портрета, представлявшего обобщенные образы богов, героев и атлетов, римский портрет имеет глубоко индивидуальное начало. Он воссоздает реальные образы граждан Римского государства, прежде всего его официальных лиц, императоров. Эти портреты хорошо датируются, а их иконография подтверждается изображением тех же императоров на монетах. В Эрмитаже (Санкт-Петербург) собрана галерея таких портретов. Бюсты Септимия Севера, Баль-бина, Галлиена и других правителей показывают, что мастера проявляли уже интерес к воплощению психологической характеристики создаваемых ими образов. Если, например, в портрете Септимия Севера мы видим властную и сильную личность, то Бальбин изображен пожилым человеком с болезненно расплывшимся, полным лицом, черты которого асимметричны и неправильны.

Религиозное благочестие, следование обычаям и установлениям предков, наконец, уважение к праву — важнейшие элементы римского социального менталитета. Римляне, подарившие человечеству право, проводили четкое различие между естественными законами, или законами природы, и нормативными законами — нормами, запретами и заповедями, которые запрещали или требовали определенного образа поведения. Юридическое образование, т.е. публичное объяснение и преподавание права, также впервые сложилось в Древнем Риме. Изучение права являлось в римском обществе средством к карьере, к яятию высших должностей. Первая частная юри-за скаЯ школа была открыта в Риме в I в. н.э. юри-ом Сабином, а в IVV вв. н.э. в разных городах Империи уже существовало несколько таких школ, обучение в них длилось четыре года. Еще в середине V в до н.э. в Риме появились первые писаные зако-Законы двенадцати таблиц. Они регулировали н авила судопроизводства, долговое и семейное пра-о права собственности и сделки купли-продажи. Запрещено было предоставлять кому-либо личные привилегии, что утверждало равенство граждан перед законом. Правовое регулирование стало непреложным условием существования Римского государства и осуществления прав римского гражданина. Из этого вытекало деление римской правовой системы на право публичное (государственное) и право частное (гражданское). К публичному праву римские юристы относили вопросы религиозного культа, определение прав и обязанностей магистров. Гражданское (от лат. civilis) право они характеризовали как право, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц. Равенство лиц, участвующих в правоотношении, составило основу римского обязательственного права. Скрупулезные разработки римскими юристами договорных отношений в сфере производства и гражданского оборота (это и является содержанием обязательственного права) надолго пережили своих создателей. Уголовный процесс (от лат. crimen — преступление) был разработан гораздо слабее. В период раннеримской истории лишь немногие преступления влекли за собой уголовное наказание, налагаемое по инициативе государственной власти. Это были убийство свободного гражданина, государственная измена, умышленный поджог, истребление посевов. Все остальные преступления сохраняли частный характер.

Уголовные наказания — принудительные работы на рудниках, отправка в гладиаторскую школу — стали более суровыми, а смертная казнь приняла особенно жесткие формы — сожжение, распятие на кресте, растерзание дикими зверями. Огромное количество дел переходило из ведения специально назначаемых судей непосредственно к магистратам. В Римской империи юристы занимали высокие посты в администрации. Так, при Северах (III в. н.э.) должности префектов претория замещались уже юристами; после императора они были вторыми лицами в государстве. Юристы императорской эпохи интенсивно разрабатывали различные правовые вопросы. Именно в этот период римское право обретает свои классические формы. Самая объемлющая кодификация этого права была осуществлена через несколько десятилетий после падения Западной Римской империи. Преторские эдикты (приказы) по гражданским делам, толкование видными юристами вопросов оформления различных сделок и договоров, прав наследования, обязанностей и прав должностых лиц, людей разных статусов и сословий, а также ответы на обращенные к ним запросы и жалобы населения легли в основу кодификации римского права, которую произвел в VI в. н.э. византийский император Юстиниан. Этот свод права стал тем важнейшим завещанием, которое Рим оставил миру.

Таким образом, и в Греции, и в Риме значительно важную роль по сравнению с Востоком играли жречество и религия в целом. В условиях духовной свободы необычайно высокое развитие здесь получили философия, литература и искусство. При этом возникновение философии имело особое значение для всей европейской культуры, поскольку это был принципиально новый подход к познанию мира и человека' опора на разум как на средство познания, возможность рационально-критической проверки любой научной теории, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире в нем самом, а не вне его. В первые столетия нашей эры в рамках последней «мировой» державы древности — Римской империи сформировался синкретический культурный комплекс — единая греко-римская культура. Эта культура и легла в основу средневековых христианских цивилизаций Византии, западноевропейских и славянских народов.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?