Западная Европа в период позднего средневековья (XIV - XV вв.)

 

Аграрный сектор экономики.

Уже в XIV в. Западная Европа столкнулась со страшной демографической катастрофой, разразившейся в результате опустошительной эпидемии легочной чумы, известной под названием «черная смерть», унесшей за 13481349 гг. от трети до половины населения региона. Вновь выйти на существовавший до эпидемии уровень населения Западная Европа смогла только в конце XV в.


После значительного сокращения населения механизм вотчинного хозяйства, требовавшего большого количества рабочих рук, начал распадаться. Площадь господской запашки сокращалась по мере увеличения крестьянских наделов. Барщина и оброк заменялись денежными выплатами. Крестьяне получали личную свободу, причем часто за деньги и в принудительном порядке.


Для получения необходимых денежных сумм крестьяне вынуждены были выходить со своей продукцией на рынок и вовлекаться таким образом в товарное производство. В результате они становились основными поставщиками продуктов питания и сырья на городские рынки. Одновременно происходило заметное укрепление с юридических позиций крестьянского хозяйства. За наделами закреплялись фиксированные платежи, что повышало производительность труда. В ряде стран произошел переход к кратко- и среднесрочной аренде.


Городской сектор экономики. Втягивание деревни в товарно-денежные отношения вызвало расширение потребительского рынка, что дало мощный импульс развитию городской экономики. В качестве регулирующего экономику механизма начинают выступать спрос — предложение. В итоге корпоративный принцип организации производства начинает сдерживать технический прогресс и таким образом превращается в тормоз на пути развития экономики. Постепенно формируется «раздаточная система», т.е. такая организация производства, при которой владельцы крупных мастерских давали сырье или полуфабрикаты мелким ремесленникам. Еще одним вариантом раздаточной системы было проникновение торгового капитала в производство, когда купцы покупали оптом сырье, передавали его ремесленникам и у них покупали готовые изделия.

Таким образом, можно говорить о разделении труда не между отдельными дробными отраслями, а внутри достаточно крупных отраслей. В ряде случаев разделение труда могло происходить и внутри отдельных предприятий — суконных мануфактур, рудников.

Стремление к экономической самодостаточности сменяется активным установлением межрегиональных связей. Центром общеевропейской торговли становится Венеция, имевшая надежные опорные пункты для связей со странами Востока, откуда поступали основные импортные товары того времени (хлопок, перец, пряности) и отлаженную систему транспортных галер. Из Венеции торговые пути шли через Альпы, Германию (Аугсбург, Нюрнберг, Регенсбург, Кёльн, Гамбург), доходили до Нидерландов и английских портов. Еще одна группа торговых путей связывала страны Центральной Европы с Испанией, Португалией и Северной Африкой через Геную.

Известный французский историк Фернан Бродель в своей монументальной трехтомной монографии «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIII вв.» (1979) связывает перемещение западноевропейского торгового центра в Венецию с переходом североитальянской городской экономики к мануфактурному производству.

«И если Брюгге, — пишет он, — серединный центр, аналогичный центру ярмарок в Шампани, не одержал верх, то произошло это, быть может, из-за того, что у Италии не было больше такой нужды направляться на север теперь, когда она создала свои собственные промышленные центры во Флоренции, Милане и других местах, до которых ее купцам было рукой подать».

Социальная структура. В период позднего Средневековья какие-либо значительные изменения среди низших и средних слоев общества не отмечаются. Крестьянство становится фактически однородным сословием, состоящим из лично свободных людей, ограниченных, и достаточно сильно, в политических правах. Горожане распадаются на две сословные группы: полноправную — бюргеров и неполноправную — плебс. Граница между ними проходит уже не по корпоративному, а по имущественному признаку.

Наиболее значительные изменения происходят в высших слоях общества. Во-первых, с возникновением на месте ленной державы стабильного централизованного государства все феодалы превратились в прямых вассалов короля. Политическая лояльность при этом могла обеспечиваться как специальной присягой, так и участием в придворном рыцарском ордене, во главе которого стоял сам король («Орден Подвязки» в Англии, «Орден Золотого руна» в Бургундии). В результате феодальная иерархия утрачивает свой прежний реальный смысл. Теперь титул определяет не конкретное место на феодальной лестнице, а большую либо меньшую степень благородства. Одновременно происходит выделение небольшого количества знатных фамилий, имеющих значительное влияние на королевскую власть, — испанские гранды, французские принцы крови, английские владельцы палатинатов.

Во-вторых, отношения господства — подчинения между королем и рыцарями осуществлялись совершенно новыми, неизвестными в Средневековье способами — через денежные выплаты из казны, назначения титулованных особ на ни к чему не обязывающие должности при огромном денежном довольствии.

Наконец, постепенно уходят в прошлое и фуа, и оммаж, и инвеститура. Вассалы перестают получать за свою службу земельные наделы. Сеньоры давали им либо доходы с надела (распространенная во Франции практика передачи за службу фьеф-ренты), либо определенную сумму денег (английские феодальные контракты).

Политическая организация. В политической организации западноевропейского общества позднего Средневековья также можно проследить значительные изменения. На место ленной державы приходит централизованная монархия, во главе которой стоит король, имеющий публичную, а не сеньориальную власть, подчиненный ему аппарат центрального управления, в состав которого входят такие должностные лица, как канцлер, казначей. Определенные функции государственного управления передаются сословно-представительным органам власти.

Новый тип политической организации общества развивался по двум основным направлениям.


Первое было представлено усилением публично- правовой основы королевской власти, выступавшей в роли выразителя «общей воли», и стремлением к достижению «общего блага». При этом шла реорганизация органов центрального управления. Происходила замена на ключевых постах титулованных, но неподготовленных людей на легистов, государственных чиновников, профессионалов с юридическим образованием. Король превращался в высшую судебную инстанцию, выносящую окончательный приговор и рассматривающую апелляции граждан. Зависимость его от рыцарского ополчения значительно ослабла в результате распространения практики освобождения от военной службы за деньги, направлявшиеся на наемное войско, и постепенного перехода к постоянной армии. Под королевским же контролем была и единая налоговая система государства.

Второе направление было представлено консолидацией полноправных в политическом отношении сословий (рыцарство, духовенство, горожане) и повышением их политической активности. В результате началось осмысление ими общесословных интересов и выдвижение соответствующих требований к королевской власти. Последняя, таким образом, была вынуждена иметь дело не со своими отдельными вассалами, а с сословием в целом.

В новых условиях король пошел на перераспределение политической власти между короной и сословиями. Это было оформлено юридически созданием сословно-представительных органов власти (английский парламент, французские и бургундские генеральные штаты, ландтаги и рейхстага Священной Римской империи, скандинавские риксдага).

В приведенный выше ряд сословно-представительных органов власти не вписываются кортесы, сформировавшиеся в христианских королевствах Пиренейского полуострова еще в высокое Средневековье. Дело в том, что происходившая здесь консолидация сословий была вызвана не возникшей поздней общеевропейской тенденцией, а постоянной военной угрозой со стороны арабов.

Таким образом, в XIVXV вв. феодальное общество в Западной Европе вступило в последнюю стадию своего развития, весьма точно и образно назван-голланДским историком культуры Йоханом Хёйзингой (1872 — 1945) «осенью Средневековья». Ь это время происходила заметная деформация структур экономической, социальной и политической сфер жизни общества. Силой, инициировавшей процесс деформации, была городская экономика, прочно связанная с товарно-денежными отношениями. Ее влияние было усилено демографической катастрофой XIV в.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?