Смута. От Рюриковичей к Романовым (вторая половина XVI начало XVII в.)

 


Накануне смуты.


Внезапная смерть в 1584 г. царя Ивана IV Грозного усугубила и без того критическое положение, в котором оказалось Российское государство в результате внешнеполитического провала (поражение в Ливонской войне) и внутреннего опустошения, усиленного опричниной. Грозному, но неудачливому царю наследовал его болезненный, физически и умственно недоразвитый сын Федор. Он был неспособен противостоять домогательствам ловкого и искушенного царедворца Бориса Годунова к овладению реальной властью.

Фактически в годы царствования Федора Иоанновича (1584 — 1598) государственные дела вершились его шурином (Б. Годунов был братом царской жены Ирины), который сумел одержать верх в борьбе с родовитыми боярами за право быть «просужим» (мудрым) советником при царе огромной державы. Борис Годунов расширял свои властные полномочия активно и последовательно. Он принизил роль Боярской думы, но одновременно склонил некоторые боярские фамилии на свою сторону, используя их смертельную обиду на династию Рюриковичей из-за ужасного опустошения, которое учинили в их семьях опричники Ивана Грозного. Расчищая себе путь к абсолютной власти, он в 1591 г. организовал убийство единственного наследника царского трона — младшего сына Ивана Грозного восьмилетнего царевича Дмитрия. Обстоятельства убийства в Угличе и по сей день остаются загадочными и вызывают различные версии у историков. Однако прямая заинтересованность Бориса Годунова в нем очевидна. Гибель Дмитрия и отсутствие наследника у царя Федора означали прекращение династии Рюриковичей, что предвещало будущее безвластие, борьбу группировок и личностей за власть, общественное смятение с переходом в гражданскую войну, вмешательство внешних сил, разорение страны и т.д. Одним словом, как определили эти события и современники, — смуту.


Борис Годунов.


При Федоре Иоанновиче Борис Годунов проявил себя достаточно умелым государственным деятелем. У него были ум, энергия, властолюбие, политический кругозор и другие качества, которые позволили бы ему повести Россию дальше к приумножению ее могущества и усилению роли среди других государств. Однако у него не было главного — царского происхождения. Поэтому его посягательство на царство неминуемо должно было расколоть Россию на враждующие лагери.


Многие действия Годунова отражали объективные потребности страны. Так, он создал условия для учреждения в России патриаршества: в начале 1589 г. приглашенный им в Москву константинопольский патриарх Иеремия благословил избрание первого русского патриарха Иова. Это повысило престиж и авторитет как православной церкви России, так и всей страны. Немало сделал царский шурин и в области законодательной, особенно в отношении положения зависимого населения. Наиболее известен царский Указ (конечно, подготовленный Б. Годуновым) 1597 г. О пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Эти так называемые «урочные лета» подвигали крестьян к их полному прикреплению к земле и феодалу — к закрепощению. Городское население независимо от своей принадлежности государству (оно жило в «черных» слободах), отдельным феодалам или церкви (жители «белых» слобод) обязаны были в равной степени платить налоги, т. е. становились «тяглыми». Годунов развернул большие государственные работы* обеспечившие занятость разоренных войной людей и восстановление и укрепление разрушенных городов. Особенно большое строительство началось в Москве: в 8090-х гг. XVI в. были построены третья и пятая оборонительные линии — Белый и Земляной «города», достроена колокольня Ивана Великого, воздвигнуты многие церкви.


Удачной была и внешнеполитическая деятельность. В 1591 г. была отбита попытка крымского хана Казы-Гирея захватить Москву. Годом ранее Россия вознамерилась вернуть себе побережье Финского залива и повела войну со Швецией (1590 — 1593). Русское войско под Нарву водил лично Борис Годунов. Череда военных столкновений и бесплодных перемирий завершилась в 1595 г. подписанием русско-шведского Тявзинского мирного договора, по которому Швеция возвратила России замок Кексгольм с уездом и города Ивангород, Ям, Копорье, Нотебург, Ладогу. Для русских и шведских купцов предоставлялась свобода торговли во владениях обеих корон.

В начале 1598 г. Борис Годунов дождался своего часа: процарствовав 13 лет и 9 месяцев, блаженный царь Федор Иоаннович скончался, так и не сумев родить наследника престола. Изворотливый боярин сумел преодолеть все препятствия в своем стремлении к шапке Мономаха. Он инсценировал поддержку церкви (в лице своего ставленника патриарха Иова), поддержку вдовствующей царицы Ирины, принявшей монашеский постриг, поддержку «народа», просивших его взять царство. После нескольких лицемерных отказов он великодушно согласился воцариться: в феврале 1598 г. избирательный Земский собор провозгласил Бориса Годунова российским царем. Тем самым ему было отпущено не столько общественное, сколько — по российской традиции — боярственное благословение держать власть в государстве. Однако эта внешняя значимость избрания царя не могла погасить огонь злобы одних (бояр) и недоверия ДРУГИХ (простолюдинов) к безродному царю. И чем сложней становилась внутренняя и внешняя ситуация, тем все больше причину всех зол народ, группы населения, отдельные лица видели в таком «неприрожденном» царе. Враждебность к Борису Годунову искусно подогревалась его многочисленными врагами как внутри страны, так и за рубежом.


Новый царь стремился проводить активную политику, пытаясь покончить с последствиями Ливонской войны, косностью российской жизни, хозяйствования, культуры. Он предпринимал меры к оживлению городской жизни, предоставляя льготы ремесленникам, торговцам, укрепляя и оздоровляя государственный аппарат. Были сделаны конкретные шаги по расширению контактов с заграницей: приглашались иностранные специалисты, купцы получили льготы. На учебу разным «грамотам» в Англию, Австрию, Германию, Францию впервые были отправлены дворянские «недоросли».


Однако случившиеся три года подряд неурожаи (1601 — 1603), охватившие почти все (за исключением южных) уезды, потрясли Россию и свели на нет все благие государственные начинания Бориса Годунова. Неурожаи повлекли за собой чудовищный голод, когда люди стали есть друг друга. К голоду добавились эпидемии: только в Москве умерло почти 130 тыс. человек. Тысячи отчаявшихся людей, согнанных голодом с обжитых мест, разбоем и грабежами искали себе пропитание. Некоторые разбойничьи шайки представляли значительную угрозу для властей. Так, в 1603 г. царское войско с большим усилием смогло одолеть отряд некоего Хлопка, в котором оказались озлобленные жизнью холопы и казаки.


В народе ширился слух, что все их беды — Божья кара из-за худородного царя. Одновременно с подачи бояр, особенно семейства Романовых, подогревались слухи о причастии Бориса Годунова к «угличскому Делу», хотя и неудавшемуся, так как якобы царевич Дмитрий чудом спасся и готов занять царский престол. Годунов в 1600 г. смог расправиться с враждебными ему боярами: Богдан Вельский и пять братьев Романовых были сосланы. От царской опалы уцелел лишь Федор Романов, приходившийся, как и его погибшие братья, двоюродным братом умершему царю Федору Иоанновичу. Он был пострижен в монахи под именем Филарет.


Самозванчество и интервенция. В 1603 г. в белорусском городке Брагине, которым владел князь А.Вишневецкий, объявился «царевич Дмитрий». Слухи о нем, таким образом, обрели реальное воплощение. Однако уже современники прослышали о настоящей биографии служилого человека одного из братьев Романовых, который после опалы своего патрона подался в монахи, а вскоре оказался на территории Речи Посполитой, где тайно принял католический обряд. Это был незаурядный человек, волей судьбы ставший марионеткой в руках московского боярства и магнатских кругов Речи Посполитой. В нем увидели возможность решения своих проблем различные сословия России: боярство, казаки, городские слои, крестьяне и др.


Идея о царевиче-избавителе (хотя и самозванце) должна была придать законное оформление антиправительственным действиям как внутренних, так и внешних сил. Идеальным исполнителем этой роли и стал беглый монах Григорий Отрепьев, по-видимому, искренне уверовавший, конечно, с чьей-то помощью в свое высокое происхождение и предназначение.


Осенью 1604 г. новоиспеченный Лжедмитрий, собрав на территории Речи Посполитой, при благосклонном попустительстве короля Сигизмунда III, немалое воинство, через черниговские и северские земли направился к Москве на царство. Борис Годунов сопротивлялся как мог: в начале 1605 г. его войско разбило значительно возросшие ряды войска самозванца. Однако противостоять охватившей почти весь народ, измученный голодом, притеснениями, все растущим разорением и обнищанием, идее Спасителя в лице «настоящего» царя царь «неприрожденный» уже не мог. Эта идея и сложившаяся в начале XVII в. тяжелейшая политическая ситуация и вознесли в царские палаты Кремля самозванца-царя. Видимо, с учетом всего вышесказанного точнее было бы назвать Лжедмитрия не «самозванцем», как традиционно принято в исторической литературе, а марионеточным царем — орудием политических интриг крупных российских и польско-литовских феодалов.


Лжедмитрий I.


В апреле 1605 г. царь Борис Годунов неожиданно скончался, унеся в могилу тайну своей смерти. Ему наследовал сын Федор. Но уже через два месяца на царстве в России восседал Лжедмитрий, расчистивший себе дорогу в Кремль убийством руками одураченных москвичей царя Федора Борисовича и его матери. Однако с первых дней своего правления Лжедмитрий не стал оправдывать надежд, возлагавшихся на него как российскими интриганами, так и польско-литовской магнатерией. Он повел себя независимо, вызывая недоумение и даже испуг как ближайшего окружения, так и московской публики своей манерой правления, привычками и даже обликом. Надежды короля Речи Посполитой на щедрые земельные и денежные раздачи, которые сулил ему авантюрный Гришка Отрепьев, рухнули, как только он взял власть. Не изменил позиции новоявленного царя и его брак с польской красавицей Мариной Мнишек.


Однако какими бы разумными ни были шаги, предпринимаемые Лжедмитрием по налаживанию системы государственного управления, восстановлению разоренного хозяйства, все же ропот недовольства им нарастал. Московские бояре решили избавиться от зарвавшейся марионетки, которая выполнила свою главную задачу — устранила Бориса Годунова. Заговор возглавил амбициозный, но недалекий и лживый боярин Василий Шуйский. В мае 1606 г. он подтолкнул москвичей к расправе над свитой Марины Мнишек, приехавшей с ней на ее свадьбу из Речи Посполитой. В возникшей в Кремле сумятице люди Шуйского схватили и убили Лжедмитрия.


Восстановление порушенной власти.


Волна событий захлестнула измученную Россию с новой силой не только с воцарением Василия Шуйского, появлением мифического «воеводы» царевича Дмитрия но прежде всего с объявлением второго самозванца — Лжедмитрия. Российское общество раскололось еще больше в связи с появлением новых лидеров, устремленных к вершинам власти. Этот раскол поддерживался умелыми политическими интригами со стороны Речи Посполитой и Швеции, а в дальнейшем — прямым вторжением их войск в пределы России.


Если с Иваном Болотниковым и его ратью правительству Василия Шуйского с трудом, но удалось совладать, то почти тридцатитысячное воинство, собравшееся вокруг очередного Лжедмитрия, весной 1608 г. разбило правительственную армию во главе с братом царя князем Д.И. Шуйским и стало у стен Москвы, в селе Тушино. Поляризация политических интересов достигла предела: многие аристократы сделали ставку на Лжедмитрия II, который в официальной лексике царского окружения получил кличку «Тушинский вор». В Тушине же сложились вся атрибутика царского двора, все правительственные институты, иерархическая лестница чинов и званий. Это стало возможным опять-таки благодаря всесторонней поддержке и опеке польско-литовского оружия.


Однако ни один из государственно-политических центров не располагал действенными рычагами управления огромной российской территорией. Поэтому и «Тушинский вор», и избранный на соборе царь Василий не имели перспектив. Измученная Россия нашла в себе силы после многих лет истязаний покончить как с интригами и интервенцией иностранных соседей, так и с борьбой «родовитых» вокруг царского трона. В июне 1610 г. Василий Шуйский в результате заговора был лишен трона и пострижен в монахи, а в декабре 1610 г. погиб Лжедмитрий II.


Осенью 1611 г. из Нижнего Новгорода началось движение, положившее начало объединению сословий вокруг идеи борьбы за изгнание интервентов, за восстановление своей — российской — монархии. Во главе народных ополченцев встали князь и земский староста — Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. В результате ожесточенной борьбы в октябре 1612 г. польско-литовские полки были выбиты из Москвы. Началась подготовка к работе Земского собора, который бы назвал и узаконил новое имя на царском престоле, удовлетворявшее интересы, амбиции, надежды большинства социальных групп России, простых россиян.


Компромиссной фигурой в конце концов был назван шестнадцатилетний Михаил Романов, который по отцу (тушинскому патриарху Филарету) приходился близким родственником представителям прежней династии. 21 февраля 1613 г. состоялось торжественное провозглашение нового царя — Михаила Федоровича Романова.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?