Туринская плащаница

 


Туринская плащаница, кусок льняной ткани, в который по преданию было завёрнуто тело Иисуса Христа, является одной из самых знаменитых христианских реликвий. Она чрезвычайно важна для верующих, часть которых искренне убеждена в её подлинности. Официальные же церкви как Католическая, так и Православная, имеют более сдержанную позицию по данному вопросу. Часть священнослужителей считает, что Христа действительно завернули в это полотно после распятия, а другие относятся к артефакту просто как к напоминанию о страстях Спасителя. Туринской плащаница называется потому, что хранится данная реликвия в одном из соборов города Турина.


Описание Туринской плащаницы

Полотно упоминается во всех четырёх евангелиях. Принадлежала она старцу Иосифу из Аримафеи. Он и Никодим снимали тело Христа с креста и подготавливали к захоронению. Размер полотна составляет 1,1 на 4,36 м. Цвет ткани – бледно-жёлтый. На плащанице имеются два изображения человеческого тела: с передней и задней стороны. Мужчина лежит прямо, руки скрещены на паховой области.

Первое упоминание плащаницы в исторических документах найти довольно сложно. Покровы с изображением Христа были распространены на территории Византийской империи уже в XI веке. Подходящий по описанию артефакт упоминается греческим богословом и историком Николаем Месаритом (нач. XIII в.) и Робером де Клари, летописцем крестоносцев во время Четвёртого Крестового похода. После этого следы плащаницы теряются более чем на 100 лет.

Реликвия обнаруживается во Франции в 1353 г., её владелец Жеффруа де Шарни демонстрирует её в Лире. В 1452 полотно приобретает герцог Савойский Людовик I. Плащаница немного пострадала в результате пожара в 1532 г.

В 1898 с разрешения второго короля Италии Умберто I адвокат С. Пиа делает первые фотографии знаменитой реликвии. В XX столетии проводятся несколько исследований плащаницы на предмет подлинности.

Туринскую плащаницу редко выставляют на обозрение паломников. В последний раз такое было в 2010 г. Ещё в 2006 во время Зимней Олимпиады, проходившей в Турине, публике представили виртуальное изображение известной реликвии.


Факты, свидетельствующие в пользу подлинности реликвии

Наиболее распространено мнение, что ценная вещь – на самом деле средневековая подделка. Однако, далеко не все факты, выявленные в ходе исследований данного полотна, говорят в пользу этой версии. Поэтому множество верующих продолжает полагать обратное.

Серьёзное изучение плащаницы началось после того, как С. Пиа её сфотографировал. При проявлении плёнки он обнаружил, что негативное изображение на полотне является очень точным, фотограф увидел нормальный позитивный вид Христа. Соответственно, становится непонятно, зачем художнику-фальсификатору применять такую технику, когда можно создать более яркий образ для церковных служб.

С точки зрения специалистов по анатомии, пропорции тела абсолютно точны. По изображению понятно, что это мужчина ростом 180 см в возрасте от 30 до 40 лет. Доказано, что реликвия точно уже существовала в XIV в., а научная анатомия берёт начало лишь в XVI.

Иконописные традиции Средневековья предписывали изображать Иисуса с пробитыми гвоздями ладонями, но при таком подходе к казни, сухожилия и мышцы могут не выдержать вес тела, поэтому в реальности римляне пробивали руки в районе запястий. У Христа на плащанице раны располагаются так, как у других казнённых этим же способом.

На полотне у Распятого не видны большие пальцы на руках. В 1930 Пьером Барбе был поставлен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что они сгибаются внутрь и уходят в ладонь при забивании гвоздей из-за разрыва сухожилия в запястье. Опыт проводился на ампутированных конечностях. Значит, средневековый фальсификатор должен был обладать очень обширными знаниями о человеческой физиологии и при этом совершенно не бояться отступления от церковных канонов.

Отпечатки крови на плащанице настоящие. В 1981 г. группа учёных установила, что она принадлежит человеку и относится к IV группе. Отпечаток тела свидетельствует, что оно было погребено по иудейской традиции того времени. В области глаз видны следы от монет.

Сама ткань плащаницы соткана способом характерным для Передней Азии в первые века нашей эры. В 1973 доктор Макс Фрай снял с полотна несколько выборок пыльцы.  По этим пробам было определено 58 растений, большинство из них растут на Ближнем Востоке, причём 13 видов в дикой природе встречаются только в бассейне Мёртвого моря. Это доказывает, что ткань когда-то точно была в Палестине.


Исследования, опровергающие подлинность плащаницы

В 1988 г. две группы учёных из Университета Аризоны и Цюрихского Политехнического провели радиоуглеродный анализ ткани. Этот метод при соблюдении ряда допущений позволяет довольно точно определить возраст органических объектов. В результате было установлено, что Туринскую плащаницу создали в период с 1275 до 1381 г. н. э. Для проверки корректности исследования этим же способом были проверены другие вещи из тканей XII- XIII вв.

Недавно британские учёные поставили ряд экспериментов, которые показывают, что расположение пятен крови на ткани не характерно для лежащего человека. Для имитации применялись манекен и донорская кровь. Когда это было возможно, в опыте принимал участие живой доброволец. Исследователи также не обнаружили большого пятна от раны на груди. Группа пришла к выводу, что чело внутри плащаницы находилось в вертикальном положении.

При запечатлении объёмного человеческого образа покровом из ткани по правилам геометрии изображение при развороте полотна должно оказаться искажённым, а образ на плащанице передаёт правильную проекцию тела без изменения его пропорций. Лицевая и тыльная проекция имеют несовпадения в размерах.

Желающие ознакомиться подробней с этой христианской реликвией могут посетить Московский Сретенский монастырь. Здесь с 1997 г. хранится точная копия артефакта. Она была освящена Патриархом Московским Алексием II в качестве Нерукотворного Образа Спасителя.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?