§ 1.1. Становление этнологии как науки

Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей! очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда диктовалось практическими потребностями. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей истории человечества (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях о культуре, традициях и обычаях не только «своего» народа, но и жителей соседних стран. Такие знания позволяли легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Этнографические сведения о близких и дальних народах мы находим в мифах, сказках, легендах, в дошедших до наших дней надписях, графических изображениях и других письменных памятниках Месопотамии, Египта, Персии и других древних государств.
К эпохе античности такого рода сведений было накоплено довольно много, они были точны и обстоятельны. Поэтому уже в Древней Греции и Риме были предприняты попытки привести их в систему. Они и стали основой для первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном служила собственная культура.
Демографические, экологические и социальные изменения раннего Средневековья привели к тому, что в Западной Европе падает интерес к этнографическим знаниям. Ведущими центрами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.
Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было обязано католической церкви и государственной колониальной политике. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географические открытия позволили европейцам собрать обширные сведения о народах Африки. Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.
С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствовала теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, пароды и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Широкое распространение получила также идея «благородного дикаря», живущего по законам природы. Благодаря эволюции он превратился в современного цивилизованного человека, живущего по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и п культур.
Возникновение самостоятельной науки о народах произошло в середине XIX в. и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали появляться теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией.
Сам термин «этнология» взят из греческого языка и состоит из двух слов - etnas (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки называли этносом другие народы (негреков), отличавшиеся от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п. В этом значении оно вошло в римскую культуру и латинский язык. В связи с его латинизацией появляется прилагательное «этнический» (ethnicos), которое используется в библейских текстах в смысле «языческий, нехристианский».
Вплоть до XIX в. понятие «этнология» употреблялось лишь спорадически - при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначение особой пауки. Использовать его в качестве наименования зародившейся науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, разработавший в 1830 г. общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.
Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX в. вошло и в русский язык.
Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако «это событие сразу же было ознаменовано началом острых научно-теоретических споров между различными направлениями и школами о предмете, целях и месте данной науки, в определенной мере не прекратившихся и сегодня. Одним из самых продолжительных и дискуссионных стал вопрос о содержании и смысле самого названия науки. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология».
Середина XIX в. оказалась весьма благоприятной для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими па их собственные. Колониальная политика требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой государства.
Первоначально она развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших собственной государственности народах. Но в первые десятилетия XX в. появились представления об «этносах» как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня социально- экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время. В то же время, в соответствии с политическими и экономическими интересами в Англии, Германии, Франции, Австрии, США, становление этнологии в каждой из этих стран имело свои особенности.
Развитие этнологии в Германии. Самые глубокие традиции наука о народах имеет в Германии, где еще в 1789 г. сформировалось научнос направление Vcilkei kunde, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и культур. В 1880-Х гг. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, был введен термин «этнология». Примерно с середины XIX в. понятия "Volkerkundc* и «этнология» стали рассматриваться (и рассматриваются в настоящее время) как синонимы. Оба они обозначали МоНОграфИческую И сравнительную науку О человеческих культурах.
Вместе с тем в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «V61k.skitnde» (народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры. Данное направление также сохраняется и сегодня в немецкой науке.
Развитие этнологии в Великобритании. В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в свет в 1596 г. книги О. Гасманна с аналогичным названием. В XVIII в. благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам она переживает бурное развитие. В начале XIX в. в ведущих европейских странах возникают антропологические общества, целью которых было изучение останков первобытных людей. И уже в середине столетия, на основе исследований черепов и скелетов неандертальцев, была поставки,i идача реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе- антропологии появилось повое научное направление, получившее название социальной антропологии. В научный оборот его ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. В 1906 г. он определил этим термином свое направление этнологических исследований, подчеркнув таким образом отличие от изучавшейся культурной антропологии Эдуарда Тайлора. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом термина «этнология». В настоящее время представители английской социальной антропологии ориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций.
Станов.1ение этнологии в США. В США этнология возникла позднее, чем в Европе. По причине этнического своеобразия страны и острой проблемы расовых отношений американская антропология изначально была сосредоточена на исследованиях в области физической антропологии, на расовых и культурных различиях. Это направление развития было задано основоположником американской этнологии Льюисом Генри Морганом — многогранным и талантливым ученым; Его исследования систем родства в примитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории на целые десятилетия предопределили тематику исследований американских этнологов. Однако в середине 1950-х гг. благодаря Францу Боасу научные ориентиры этнологии США существенно сужаются, ограничиваясь проблемами культурных особенностей народов. Это направление, названное Боасом «культурной антропологией», позднее стало включать любые этнокультурные исследования и тем самым превратилось в американский синоним поначале нятия «этнология».
Развитие этнологии во Франции. Во Франции в связи с активной политикой колонизации руководители государства постоянно испытывали потребность в обстоятельно!! и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Поэтому наука о народах там была названа этнографией (от греческого euros — парод и graphicn — описание). И это название сохранялось до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале Х в. трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название.

Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам появился в России во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли своего отечества среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре связано со славянофильством — одним из направлений русской общественной мысли 1840—1850-х гг. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, славянофилы считали своим долгом развивать национальное самосознание русского народа, сохранять его национальную самобытность. Как самостоятельная наука этнология в России сложилась в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX в. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1845 г. Русского географического общества. В том же году председатель отделения этнографин К.М. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще, и в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии должна ориентироваться на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведении о пародах Сибири. Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого в Географическом обществе было создано этнографическое отделение, перед которым была поставлена задача исследован» «умственные способности русского народа», его способы жизни, нравы, религии, предрассудки, языки, сказки и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.
Идеи К.М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализовал сменивший его на посту председателя отделения Н.П. Надеждпн. Он был идейным руководителем группы молодых ученых, которые ставили своей tie лью этнографическое изучение русского народа. На одном из заседаний Географического общества в 1846 г. Надеждпн выступил с npoi раммой «Об этнографическом изучении народности русской», предполагавшей описание 1) быта вещественного. 2) быта житейского, 3) быта нравственного, 4) языка. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и Нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.
Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. Он стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями. Исследование папуасов Новой Гвинеи и других народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позволили ученому обоснованно отвергнуть расистские теории. И хотя в его трудах не исследуются собственно теоретические проблемы этиологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.
На рубеже XIX—XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета. В своей книге -Введение в этническую психологию» Шиет предлагает исследовать национальную психологию через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа служат его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации.
«Дух народов», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. «Дух» в этом смысле есть собрание характерных черт «поведения» народа. Вместе с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.
В советский период отечественная этнология особое внимание уделяла межнациональным отношениям. Как правило, они изучались на основе статистических данных о повседневном поведении и конкретных поступках людей. Так, дружба народов оценивалась по числу представителе!"! различных национальностей на крупных общесоюзных стройках ИЛИ по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поле зрения учёных оставались такие кардинальные проблемы, как этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Однако плеядой ученых того времени (В.Г. Богораз, П.Ф. Преображенский, СП. Толстое, Б.А. Куфтин, СИ. Руденко. Н.Н. Чебоксаров, СА. Токарев, Ю.'В. Бром-лей п др.) созданы теории хозяйственно-культурных типов и неторнко-этнографпчеекпх областей, проведены разносторонние исследования в области региональной этнологии.
Наконец, на рубеже 1970—1980-х гг. заметным явлением в отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, объясняющая механизм появления и развития этносов.
В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.
Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. На пересечении этнологии с другими науками возникло много смежных дисциплин: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.
Как и прежде, этнология сохраняет связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством важности этой науки в наши дни. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы служат основой национальных движений в политике. Недавно минувшее столетие по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительиые движения. Конкретные результаты этих процессов воплотились в приобретении государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией! Прибалтийскими республиками, в возникновении национальных государств в Центральной Европе и на Балканах после развала Австро-Венгерской империи и султанской Турции. Распад колониальной системы после Второй мировой войны привел к образованию целого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке. Наконец, центробежные тенденции 1990-х гг., завершившиеся созданием национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически-политическим оттенком, которые на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира — противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоязычными жителями Канады, — убедительно подтверждают, что этнический фактор сегодня чрезвычайно актуален.
Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на вопрос о его причинах, построения теоретической модели этнических процессов. И если в первой половине столетия исследования носи-, ли в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины ситуация коренным образом меняется. Современная историческая обстановка диктует этнологии необходимость изучать не только традиционные, но и модернизированные, в своем большинстве полиэтнические общества. Решение этнических проблем становится залогом выживания человечества. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, и сама этнологическая наука стала лучше финансироваться, что способствует активизации полевых, теоретических и методологических исследований.

Рейтинг:
Обсудить
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?