Культура Древней Индии (лекция)

 

Эта величественная культура Востока всегда считалась самой духовной и оригинальной, она и сегодня полностью не открывается техногенному сознанию цивилизованного человека Запада. Неповторимая индийская культура сочетает в себе глубокую религиозность, слияние с Вселенной и обращенность к человеческой душе, удивительную музыкальность и танцевальность, особое почитание и культ чувственной физической любви, которую индийцы никогда не считали греховной.


Хараппская культура


В долине реки Инд цивилизация зародилась еще в 4 тыс. до н.э. Хараппской (или Индской) культуре долгое время удавалось развиваться спокойно и самобытно, не подвергаясь иноземным вторжениям. Здесь раньше всех в мире научились ткать хлопок, развилось гончарное дело и ювелирное искусство, была построена совершенная система канализации и водоснабжения. Хараппская письменность до сих пор не разгадана.


В Хараппской художественной культуре развивалась мелкая пластика, дошедшая до нас в рельефах на печатях и небольших статуэтках. Торс танцующего мужчины (в 10 см высотой) и бюст (всего 18 см) жреца из Мохенджо-Даро являются яркими образцами хараппской пластики.


Ведическая цивилизация


На смену исчезнувшей Хараппской культуре пришел Ведический период древнеиндийской цивилизации. Название свое он получил от священных книг Вед – источника духовных и культурных знаний, написанного на санскрите. Веды – это сборник религиозных текстов: гимнов, магических формул и песнопений. Всего существует четыре Веды:

Ригведа – веда гимнов;

Яджурведа – жертвенные формулы;

Самаведа – песнопения;

Атхарваведа – заклинания.

К Ведам примыкают комментарии: брахманы, упанишады и араньяки.


Именно в Ведический (или арийский) период формируется кастовая система и происходит деление на ариев и неариев. С одной стороны, кастовая система способствовала самосохранению и выживанию рода, а также закрепляла деление труда на умственный и физический, позволяя части населения создавать высшие духовные ценности. С другой ‒ растворенный в касте человек терял свою индивидуальность и не развивался, что привело к застойным явлениям и в итоге к упадку культуры Древней Индии.


Литература

Кроме книг Вед, древнеиндийская литература предоставила эпические произведения – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Десятки тысяч стихов этих поэм повествуют о борьбе за власть и о спасении похищенной жены. Поэмы включают древние мифы, сказки и старинные легенды, ставшие сокровищницей образов для последующих художников и настоящей энциклопедией индуизма.


Помимо эпических древнеиндийских текстов, сохранились некоторые канонические произведения, например, канон «Типитака» («Три корзины»). Первая «корзина» содержала так называемые «уставы», определяющие правила поведения монахов и монахинь. В среднюю «корзину» входили сборники изречений Будды, а также предания о его предыдущих существованиях. В последнюю «корзину» «Типитаки» включались тексты по буддийской философии и психологии.


К периоду правления Чандрагупты II относится развитие всевозможных светских литературных жанров, к примеру, творческая деятельность крупного драматурга Калидасы, чьи драмы связаны с придворным театром и посвящены героическим сюжетам. Знаменитая «Шакунтала» основана на заимствованной из «Махабхараты» легенде.


Книгу «Панчатантра» составили басни. В этой прозе рассказы нанизываются как бы один на другой, оставаясь вписанными в одну общую рамку. Такой художественный прием неоднократно использовался в литературе и позже («Тысяча и одна ночь» или «Декамерон»).


Архитектура Индии и изобразительное искусство


Сохранившиеся архитектурные памятники связаны, в основном, с буддизмом. К памятникам зодчества относятся вырезанные в скалах залы с колоннами и деревянными перекрытиями. Фресковая живопись, ваяние и художественные ремесла в Древней Индии достигли своего совершенства.


Наука

Древнеиндийская наука достигла многого и многое дала миру. Индийцы создали десятичную систему исчисления и современное написание цифр. Астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней, добавляя 13-й месяц через каждые 5 лет. Год у индийцев делился на шесть сезонов. Древнеиндийские астрономы также знали о том, что земля шарообразная, и предполагали, что она вращается вокруг своей оси. Знания в области химии позволяли индийцам изготавливать краски, кислоты, лекарства, цемент, духи и множество других веществ.


Особое место в духовной культуре Древней Индии отводилось философии. Она помогала решать жизненные проблемы, требуя нравственных изменений и жизненной активности от самого человека, и никогда не была прислужницей религии, политики и естествознания, как философии Запада.


Религии

Все разнообразие индийских религий зародилось еще в древности. Первой стал ведизм (религия Вед), потом пришли брахманизм, индуизм, вишнуизм, шиваизм, кришнаизм и, наконец, буддизм. Все религиозные течения Древней Индии мирные и взывают человеческий дух к самосовершенствованию.


Самобытность культуры Индии во многом обуславливается особенностями индийского этноса. В формировании этого суперэтноса участвовали многие племена и народы – от дравидов, издавна проживавших на территории Индии, до пришлых ариев. Все они обогатили культуру Древней Индии лучшим, что имели.



Религии Древней Индии. Буддизм как мировая этическая религия


Современное название «Индия» вошло в обиход только в 19  веке. До этого Индия звалась «страной мудрецов», «страной брахманов» и «страной ариев». Ее не зря называли страной мудрецов и страной тысячи религий. По многообразию и богатству религиозных и философских учений Индия не знает равных.


Индийская культура обращена к Вселенной и погружена в тайны мироздания. При этом, внешне противореча предыдущему постулату, культура Индии обращена и внутрь человеческого микрокосма, призывая к погружению в глубины души человеческой и к самосовершенствованию (примером тому служит распространившаяся по всему миру философская практика йоги).


Ведизм был первой из известных нам религий Древней Индии. По сути, это религия, основанная на священном писании – книгах Вед и комментариях к ним. Все, что составляет теологию ведизма, содержится в Ригведе, Самаведе, Атхарваведе, Яджурведе, брахманах и упанишадах. Упанишады ( «сидение у ног учителя» ‒ так переводится название с санскрита) представляют собой тайное религиозно-философское учение, расширяющее ведические знания.


Книги Вед вместе с сопутствующими им текстами охватывают все сферы жизни древних индийцев и сообщают обществу деление на четыре варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (военнопленных и рабов). Позже четыре основных варны были дополнены двумя тысячами каст, что и сохранилось до сегодняшних дней.


Характерными чертами религии ведизма были многобожие и антропоморфность. Пантеон ведических божеств составляли: Индра (бог грозы), Варуна (бог космического порядка), Сурья (солнечный бог), Вишну (олицетворение солнечного круговращения), Агни (покровитель огня) и другие божества с самыми разнообразными функциями.


Позднее ведизм преобразовался в брахманизм, где прежнее множество божеств сведено к троице, и учение о мире обретает более четкие очертания. Брахман (Абсолют, некая неопределенная сущность) проявляется в триедином божестве: в Брахме (творце миропорядка), Вишну (охранителе мира) и Шиве (разрушителе мира).


Со средины I тыс. до н.э. религия брахманов превращается в индуизм, который ассимилировал многие индийские верования и на данный момент является в Индии самой распространенной религией, охватившей до 80% верующих. Индуизм культивируется в нескольких направлениях: вишнуизм, шиваизм и кришнаизм. Главной концепцией индуизма является принцип воплощений (аватар) Вишны, который приходит в наш мир, принимая различные образы. Всего таких аватар выделяют десять, из которых в седьмой Вишну принял облик Рамы, в восьмой – Кришны и в девятой – Будды.


Часть поэмы «Махабхарата» ‒ «Бхагаватгита» (Песнь Господня» ‒ является священным писанием индуизма. В основе учения лежит карма – закон воздаяния за все, что человек содеял в жизни, и последующие в соответствии с законом воплощения – переселение душ (вечная сансара).


Буддизм

Первая из трех мировых религий – буддизм – в Индии зародилась в 6 веке до н.э. Создателем ее стал Ситтхартха Гаутама, достигший в возрасте сорока лет просветленного состояния и получивший имя Будда (что и означает «просветленный»).


В основу буддизма легло учение о четырех «благородных истинах»:

- страдание существует;

- желание – источник страдания;

- возможно спастить от страдания;

- существует путь к освобождению от страдания.


Благой путь буддиста включает культуру поведения (благие мысли, слова и поступки), культуру медитации (умение осознавать и сосредотачиваться для достижения умиротворения) и культуру мудрости (корректное мировоззрение).


Согласно этике буддизма, путь к спасению человека от страданий лежит через самосовершенствование, непротивление злу и отказ от соблазнов мира. Нирвана – высшее состояние, которого только может достичь душа человека – и есть спасение. Достигнув состояния Нирваны, человек словно находится между жизнью и смертью, он полностью отрешен от внешнего мира, испытывает внутреннее просветление и совершенную удовлетворенность при отсутствии всяческих желаний. Независимо от кастовой принадлежности, буддизм обещает спасение каждому верующему.


Буддийское учение дает два направления развития: хинаяна (или малая повозка) означает полное единоличное вхождение человека в нирвану; махаяна (или большая повозка) предполагает максимальное приближение верующего к нирване, но при этом отказ от вхождения в блаженное состояние ради спасения душ других.


Приблизительно в одно время с буддизмом в Индии появляется джайнизм. Это учение близко к буддизму, в нем тоже существует понятие нирваны, но главным у джайнистов выступает непричинение зла всему живущему – принцип ахимсы.


Религиозная жизнь индийцев настолько разнообразна, что ей характерно также сохранение самых ранних культовых форм – фетишизма и тотемизма. В Индии до сих пор поклоняются многим животным: здесь считают священными коров и быков зебу, много внимания уделяют обезьянам, которых кормят при храмах, и особым образом поклоняются кобре.


Все эти более примитивные культы ничуть не помешали Индии дать человечеству наиболее древнюю мировую религию, в которой нет идеи Бога как творца и управителя мира. Согласно буддизму, каждый человек может отыскать внутреннюю свободу и освободиться от всех жизненных оков.



Источники и историография Древнего Китая


Источники Древнего Китая

Источники древнекитайской истории, находящиеся в распоряжении у исследователей, довольно разнообразны и многочисленны. Большая часть из них – это письменные памятники с надежной датировкой.


Основную категорию составляют дошедшие до нас в виде книг исторические сочинения, довольно разнообразные по своему содержанию. Древнекитайские летописи имеют большое значение среди письменных источников.


Летопись «Чуньцю», авторство которой приписывают Конфуцию, была составлена в царстве Лу и освещает события 8-5 веков до н.э. Со временем летопись обросла комментаторской литературой. Комментарий «Цзочжуань», по сути, является отдельным памятником, представляя хронику событий в тех же хронологических рамках, отличаясь от исходной хроники «Чуньцю» гораздо большей детализацией повествования.


Жанр книги «Шаншу» тесно связан с летописями и представляет записи речей правителей, а также их приближенных. Подлинной можно признать только часть текста книги, отдельные главы этого источника являются более поздней интерполяцией. Материалы для характеристики древнекитайского общества дает сборник фольклорных песен «Шицзин».


«Исторические записки», созданные Сыма Цянем, созданные на границе 1-2 веков до н.э., освещают историю Китая с древности и до момента написания труда. Автор использовал жизнеописания как новый принцип изложения событий истории. В «Записках» Сыма Цянь повествует о деяниях разных династий, освещает биографии наследственной аристократии и исторических личностей. В работу также включены хронологические таблицы и трактаты по вопросам культуры и науки.


Автор «Ханьской истории» Бань Гу использовал в своей работе тот же принцип, но посвятил свой труд истории одной династии – Западной Хань. Бань Гу стал основателем «династийных историй».


Помимо письменных источников, древнекитайская история оставила археологические и эпиграфические источники. Неолитическая культура Яншао была обнаружена в 1921 году шведским ученым И.Г. Андерсоном в среднем течении Хуанхэ. Также были проведены раскопки города Эрлитоу и столицы Шань-Инь. Гадательные надписи и надписи на деревянных планках и ритуальных бронзовых сосудах, найденные при раскопках, служат источниками эпиграфическими.


Тексты такого рода не только упоминают факты и имена, они отражают политическую и социальную историю эпох. С помощью надписей можно, к примеру, установить подлинность летописных источников, если первые обнаруживают свое сходство со вторыми. А на деревянных планках представлены официальные документы – ведомости, купчие, подворные списки.


Историография Древнего Китая


Более или менее достоверные сведения о далекой Поднебесной начали достигать Европы лишь в 13 веке, когда состоялось знаменитое путешествие Марко Поло. Позже на территории Китая появляются миссионеры и португальские купцы, очень заинтересовавшиеся историй и культурой нового для них государства.


«История великого китайского царства» Мендозы была опубликованна в 1585 году, а в 1618 вышло описание путешествия в Китай, совершенного Гоэсой. Труды по истории Китая и переводы произведений классической китайской литературы дошли до нас в авторстве Гобиля, Малья и Ноэля. Миссионер Премар (18 век) посвятил свою работу изучению китайского языка.


С конца 18 века путешествия и экспедиции в Китай совершаются уже на научной основе, и Франция становится центром китаеведения. Здесь изучают китайский язык и литературу, делают многочисленные переводы китайских сочинений – французская синологическая школа сделала значительный вклад в изучение истории Древнего Китая.


В 1917 году Каулинг попытался создать энциклопедию китаеведения, в которой тщательному исследованию подверглись древние источники. Большая работа была проделана А. Масперо и Крилем, однако оценивали буржуазные историки развитие Древнего Китая с колонизаторской точки зрения, несмотря на собранный ценный материал.


Ценный вклад в изучение китайского языка, литературы и истории был сделан русскими путешественниками. Так, в 1618 году, русский посол Петлин дал интересное описание современного ему Китая. В 1700 году вышел царский указ об обучении в учебных заведениях восточным языкам, и китайскому в том числе. Н. Бичурин, прожив с 1806 по 1821 год при Пекинской миссии, накопил значительные материалы. Среди трудов Бичурина – научные исследования по истории и географии Китая, он также перевел на русский ряд произведений китайской литературы. Потанин, Обручев, Пясецкий, Козлов и Пржевальский – все они собрали богатейшие материалы во время своих путешествий.


В США только в последние десятилетия заинтересовались изучением Китая, причем ведущие позиции в синологии занимают выходцы из Китая, проживающие на территории Соединенных Штатов. В 60-х годах было создано интернациональное «Общество по изучению Древнего Китая», с 1975 года издающее собственный журнал.


Советская историография сначала ограничивалась лишь очерками по китайской истории, постепенно создавая сводные работы и университетские курсы, затем появляются монографии по отдельным периодам истории и по конкретным аспектам экономики, идеологии, социального строя и культуры. Памятники древнекитайской письменности также были переведены на русский, в частности, сделан многотомный перевод труда Сыма Цяня.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?