Литература. Искусство.
Культура
XVII век открывает в художественной жизни Европы новую эпоху, ознаменованную великими свершениями человеческого гения. На протяжении двух с половиной столетий европейская культура прошла через несколько стадий развития, каждой из которых соответствовала своя преобладающая эстетическая система. Важнейшими из них были барокко, классицизм, романтизм и реализм.
Хронологические границы каждой из них не совпадают в разных видах искусств, как и в культуре различных стран. Сама художественная система, определяющая дух и строй культуры того или иного периода, способна сочетать разнородные тенденции, оказываясь внутренне противоречивой, однако при этом сохраняя единство важнейших своих признаков.
Специфика отдельных видов искусства - музыки, живописи, театра, поэзии - предопределяет как особенно интенсивное развитие, так и устойчивость различных художественных принципов, иной раз ставших анахронизмом для культуры как целого. Так, барокко в литературе исчерпывает себя уже к концу XVII в., создав замечательные образцы взаимопроникновения трагедийного и комического, экспрессивной образности, аллегорической символики, интеллектуальной глубины. Наивысшего расцвета литературное барокко достигло в Испании (поэзия Л. Гонгора-и-Арготе, 1561 - 1627; драматургия Каль-дерона де ла Барка, 1600-1681) и Англии (лирика Дж. Донна, 1572-1631). Литература XVIII в., вдохновлявшаяся идеалами Просвещения, отходит от барокко. Однако своеобразие этой художественной системы, сложившейся под знаком переосмысления гуманизма Возрождения, оказалось в органичном соответствии с теми формами образности, которые были присущи музыке и живописи, где барокко еще долго сохраняло свое живое значение.
Классицизм же, сравнительно мало затронув музыку, выразил свою сущность прежде всего в живописи и литературе, включая драматургию - наряду с эпической поэзией - важнейший для классицистов литературный род. Художественную программу классицизма сформулировал в трактате «Поэтическое искусство» француз Н. Буало (1636-1711). Назначением поэзии он назвал воспитание нравов и объективное свидетельство о мире. Эталоном объявлялось искусство античности, его нормы почитались неизменными на все времена. Фантазии и прихотливости художников барокко была противопоставлена жесткая реалистичность, критерием прекрасного признавался метафизически понимаемый разум. Виды и жанры искусств строго разграничивались, условность художественного построения и выспренность стиля становились обязательными, как и мотивы, заимствованные у античных авторов. Каноны классицизма требовали «трех единств» (единство времени, места действия и центрального события) в драме, строгого разграничения «высокого» и «низкого» (т. е. фольклорного, фарсового и т. п.) начал в поэзии, неукоснительного соблюдения «благопристойности», отказа от всего субъективного и ломающего представления о «разумном».
Сложившись как художественная система еще на исходе XVII в., классицизм, однако, не обладал для тогдашней художественной литературы абсолютным смыслом. В границах той же эпохи складывалось искусство, выразившее подлинную противоречивость и действительности, и человека, донесшее сложнейшие и объективно неразрешимые духовные коллизии,- искусство позднего Рембрандта, Веласкеса, Мольера. Писатели Просвещения обогатили классицистскую эстетику идеалом «естественного человека», который руководствовался велениями сердца и нормами природы, а не предрассудками, господствовавшими в обществе. Этот идеал приходил в противоречие с реальным бытием, и так завязывался конфликт, получивший свое художественное воплощение в формах, где сложно сочетались сатира, проповедь, достоверное изображение нравов, иносказание, притча.
Просветительская доктрина «здравого смысла» оказалась несовместимой с социальными установлениями эпохи. Оптимистическое звучание литературы «века разума» постепенно сменялось мизантропическими настроениями, побуждавшими к резкому обличению общества, в котором разум бессилен перед эгоизмом и своекорыстием.
Другая тенденция, вызревшая в рамках классицизма,- сентиментализм с его интересом к диалектике души, к проблемам соотнесенности разума и чувства, к будничной жизни и духовному миру рядового человека. Открытие психологизма писателями XVIII в. предвещало характер интересов следующей художественной эпохи. Этот круг идей и настроений наиболее последовательно воплотился во французской литературе кануна революции, и прежде всего у Руссо, а также в творчестве Гете. Обе эти крупнейшие фигуры в европейской культуре XVIII в. знаменательны и как предшественники литературы следующего столетия, прежде всего романтизма.
Как «первого романтика» рассматривал Гете уже в XX в. испанский философ Ортега-и-Гассет, видевший в романтизме «допонятийное осознание того, что жизнь - не реальность, встречающая на пути определенное число проблем, а реальность, которая сама по себе всегда проблема». С просветителями романтиков разделял прежде всего подход к феномену человека: в противовес «здравому смыслу» выдвигалась идея духовного раскрепощения, бегства от унылой будничности, поиска справедливости и красоты вне пределов обыденного бытия. Трагическое несовпадение мечты и действительности определило тип романтического миросозерцания с его ощущением тайны, заключенной и в природе, и в человеке, с его порывами к надмирной гармонии и «мировою скорбью», вызываемой тем, что эти порывы кончались катастрофой, получавшей и драматическое, и глубокое ироническое художественное осмысление.
В эстетике романтизм провозгласил творческую власть воображения, свободу от всех канонов, масштабность конфликтов и образов, их непредугадываемые сочетания, обычно порождавшие подчеркнутую условность, символичность всей создаваемой картины. Для театра и особенно для музыки эта эстетическая программа знаменовала собой целый художественный переворот, направляя развитие этих искусств вплоть до XX столетия.
В литературе владычество романтизма было не столь долгим, продлившись, за некоторыми исключениями, как в американской или в польской культуре, примерно три первых десятилетия XIX в. В 1842 г. Бальзак публикует Предисловие к «Человеческой комедии», замысел которой возник у него восемью годами ранее, а первые части этой, по определению современников, «живой истории XIX века» датируются еще 1830 годом. Предисловие, как и намного раньше появившиеся эстетические трактаты Стенделя, чей шедевр «Красное и черное» вышел также в 1830 г., знаменуют собой декларацию нового художественного направления - реализма. Программными принципами эстетики реализма становятся правдивость и историчность изображения, насыщенность картины социально значимым содержанием, типичность характеров и обстоятельств, психологизм, стремление запечатлеть действительность во всем бесконечно сложном и изменчивом многообразии ее связей.
Реализм знаменовал собой в искусстве «век всепонимания» (Мандельштам). Этот век оставил непреходящие художественные ценности, абсолютное значение которых было впервые поставлено под сомнение в условиях уже иной исторической эпохи - катастрофического по своему характеру XX столетия.
Литература.
Вытеснение барокко классицизмом происходило на протяжении XVIII в. с нараставшей интенсивностью, однако творчество выдающихся писателей-классицистов далеко переросло рамки эстетики, сформулированной Буало в «Поэтическом искусстве». В произведениях крупнейших английских романистов XVIII в. и таких писателей, как Дидро, Лессинг, Гете, ясно заявляет о себе стремление к конкретно-историческому осмыслению действительности, и прежде всего современности с ее острыми проблемами. Важнейшее значение приобретает внесословный нравственный идеал, выражавшийся, как правило, в образе «естественного человека», или, как говорил Лессинг, «человека вообще».
Раньше всего просветительские веяния дали себя почувствовать в английской литературе. Англия выдвинула в эту пору целую плеяду прозаиков, во многом и создавших роман как ведущий жанр литературы нового времени. Основной разновидностью этого жанра вначале был приключенческо-биографический роман Даниеля Дефо (1661- 1731) и роман-путешествие Джонатана Свифта (1667-1745). Создатель «Робинзона Крузо» при жизни был известен и многочисленными книгами, посвященными знаменитым авантюристам, пиратам, куртизанкам и т. п. В романе Дефо о моряке из Йорка, прожившем 28 лет на необитаемом острове, воплощен идеал человека, собственным упорством, трудолюбием и практическим расчетом создавшего себе оптимальную среду обитания. Притягательность «Робинзона Крузо», сохраняющаяся на протяжении столетий, объясняется главным образом тем, что Дефо создал подлинный гимн мужеству, с каким герой преодолевает сопротивление обстоятельств, подчиняя своей воле окружающую природу и преобразуя ее.
«Путешествия Гулливера», сатирико-фантастический роман Свифта, остается вершиной философской прозы классицизма. Это остросатирическое произведение, в котором Свифт подверг суровой критике политику, мораль, верования, социальные установления своей эпохи, противопоставляя им типично просветительскую доктрину «здравого смысла». Заключительная часть романа («Путешествие в страну Гуигнгнмов») мыслилась как утопия: изображенная в ней страна лошадей, наделенных человеческим разумом, обладает чертами осуществленного идеала справедливости и «здравого смысла». Но эта страна подвергается опустошительным набегам обезьяноподобных ему, в которых легко узнать современников Свифта. Утопия становится антиутопией, что свидетельствует о неверии писателя в созидательные возможности общества, в котором он жил. Историческая прозорливость Свифта и глубина его обобщений подтверждены устойчивостью созданной им антиутопической традиции.
Другая линия развития романа была связана с семейно-бытовой и любовно-психологической прозой, представленной творчеством автора исключительно популярных романов в письмах Сэмюэла Ричардсона (1689-1761), произведениями Генри Филдинга (1707-1754), Тобайаса Смоллетта (1721-1771) и Лоренса Стерна (1713-1768). Во всех этих книгах осмыслена волновавшая людей XVIII в. проблема разума и чувства. Отвергая холодную рассудочность, как и безоглядные порывы сердца, писатели славили одухотворенный, добрый разум, наделяя им героев, борющихся за свое счастье в сословном обществе. С произведениями Стерна в литературу входит сентиментализм. Стерн изображает мир алогичным, лишенным цельности и завершенности.
Во французской литературе влияние просветительства стало особенно глубоким со второй половины XVIII столетия. Идейным рубежом явился выход первого тома «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. В годы революции классицизм - во многом искусственно - вновь занимает ведущее место во французской культуре, однако логика художественного процесса, ведущего от классициста Франсуа Мари Аруэ Вольтера (1694-1778) к сентименталисту Жан Жаку Руссо (1712- 1778), а затем к романтизму, тем самым не нарушается.
Черты просветительского миропонимания всего явственнее сказались в творчестве Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и Антуана Франсуа Прево (1697-1763), автора «Истории кавалера де Грие и Манон Леско», положившей начало психологической французской прозе. Органического синтеза психологизма и художественной многоплановости достиг в своих повестях и драмах Дени Дидро (1713-1784). Наиболее отчетливо динамика развития французской литературы этого периода обозначилась в творчестве Вольтера и Руссо.
Славу принесли Вольтеру трагедии, а также поэма «Орлеанская девственница», которую Пушкин назвал «катехизисом остроумия». Однако высшего расцвета талант Вольтера достиг в философских повестях («Кандид», «Простодушный»), где подвергнута критике восходящая к Лейбницу идея предустановленной гармонии мира и развенчаны порождаемые ею иллюзии, будто в мире сами собой неизбежно восторжествуют справедливость и добро.
Руссо исходил из мысли о несовместимости «общественной» и «естественной» жизни, однако его апология природы и чувства заключала в себе не только философское содержание - она недвусмысленно была направлена против существующего порядка вещей. Нравственный ригоризм Руссо подкреплялся неприятием любой социальной иерархии. Эта мысль положена в основу романа «Юлия, или Новая Элоиза», где переписка философа и педагога Сен-Пре со своей воспитанницей, дочерью барона, раскрывает два типичных характера, созданных духовным климатом просветительской эпохи. Столкновение любящих с сословным окружением, в котором они живут, осложнено и внутренним конфликтом в их собственных отношениях - конфликтом рационализма со свободным чувством. В «Новой Элоизе», как и в «Исповеди», над которой Руссо работал до последних дней жизни, предвосхищены многие коллизии, к которым впоследствии обратятся романтики.
К концу столетия переживает период подъема немецкая литература. Просветительская философия искусства была обоснована в эстетических трактатах Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781), создавшего насыщенные социальной критикой драмы «Эмилия Галотти» и «Натан Мудрый». Идеи Лессинга были подхвачены писателями, объединившимися в движение «Бури и натиска» («Sturm und Drang»), которое представляло собой конгломерат сентименталистских и предромантических художественных концепций, одухотворенных пламенным, хотя и расплывчатым свободолюбием. К числу литераторов «Бури и натиска» (штюрмеров) в молодости принадлежали Шиллер и Гете.
Фридрих Шиллер (1759-1805) начинал свой путь драмами в прозе «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь». Все они характерны радикализмом просветительских идейных концепций и стремлением создать образ героя-одиночки, «бурного гения», вступавшего в схватку со всем обществом. На смену этим устремлениям затем приходят философская углубленность, историзм, тонкий психологический рисунок - черты, выявившиеся и в лирике Шиллера, и в трагедии «Дон Карлос», где, по словам самого автора, раскрыты «борьба разума с предрассудками», становление «идеи свободы» и ее конфликт с «рабством и суеверием».
Творчество Шиллера в целом не выходит за рамки классицизма. Как и у Гете, классицизм Шиллера представлял собой прежде всего идеал универсального, гармоничного и стройного искусства, охватывавшего важнейшие проблемы исторического и современного бытия. Разочарование во Французской революции, которую поэт встретил восторженными гимнами, сказалось в крупнейшем произведении позднего Шиллера - трагедии «Валленштейн», развенчивающей войну, политическое насилие и террор, хотя автор по-прежнему вдохновлялся мечтой о свободе, как и в других пьесах, написанных в последний период творчества,- «Марии Стюарт», «Орлеанской деве», «Вильгельме Телле».
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) выступил с характерно штюрмерских позиций в произведениях, принесших ему славу,- трагедии «Гец фон Берлихинген» и романе «Страдания молодого Вертера». В центре здесь «бурные гении», страдающие одиночки (Пушкин назвал Вертера «мучеником мятежным»). Следующий период в творчестве Гете, начавшийся с переездом в Веймар в 1776 г., ознаменован высоким, «универсальным» классицизмом, которому мировая литература обязана и шедеврами лирики, и несколькими драмами в стихах, и написанной в прозе трагедией «Эгмонт», которая отчасти перекликается с «Доном Карлосом» Шиллера.
Французскую революцию Гете воспринял двойственно: она воплощала на деле вольнолюбивые мечты былого штюрмера, а вместе с тем страшила веймарского классика. Противоречия Гете сказались на многих его произведениях этой поры. Он вновь обращается к прозе, создавая двухтомный роман о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельма Мейстера»; «Годы странствий Вильгельма Мейстера»), первый воспитательный роман в немецкой литературе, положивший начало жанру, который успешно развивается до сих пор. В 1801 г. опубликована первая часть «Фауста», сложнейшей философской трагедии, которая обнажила одно из коренных противоречий немецкого самосознания - разрыв слова и дела, идеи и практики, созерцания и поступка. Над всеми противоречиями Гете здесь возвышаются его непоколебимый гуманизм и неприятие самых разных форм духовного и социального насилия над личностью. Вторая часть трагедии, законченная в 1831 г., характерна широтой мифологического и исторического фона и углублением той активной гуманистической тенденции, которая оказалась непреходящим завоеванием Гете - мыслителя и художника.
К этому времени на литературной сцене уже властвует романтизм, затронувший и лирику позднего Гете. Пронесшиеся над Европой исторические бури ясно выявили ограниченность, кризисность идеологии Просвещения. Романтики выступили как певцы чувства, сосредоточившие свои усилия на попытках разгадать тайну личности, проникнуть в ее духовный мир. Философская глубина, масштабность, «космичность» образов, тяготение к символике и условности сочетались у романтиков с отточенным психологизмом, причем в отличие от просветителей их интересовали не столько общие законы, сколько частные, глубоко индивидуальные преломления душевной жизни.
Философской опорой романтиков был идеализм, противопоставленный прагматичному разуму XVIII столетия. В творчестве романтиков выразилось устремление к бесконечному, они воспринимали каждое событие как явление духовного бытия, не признающего детерминированности реальными обстоятельствами эпохи. Но эти обстоятельства властно напоминали о себе, внося элемент противоречия в идейно-эстетическую программу романтизма. Противоречие воплотилось в концепции «романтической иронии», признающей недостижимость идеала, однако настаивающей на обязательности устремления к нему, как бы практически эфемерен он ни оказывался.
Искусство романтиков основывалось не на принципе подражания природе, а на принципе сотворчества с природой и даже преобразования ее. Поэтому так пышно расцвели в романтической художественной культуре всевозможные условные формы и типы обобщения. Сама мысль об активности искусства была большим завоеванием романтизма. Не меньшее значение имел и новый историзм, утвердившийся в романтическую эпоху. Он проявился в восприятии современности как движущейся истории, полной конфликтов, динамики и противоречий. Как и другие характерные для романтиков эстетические устремления (в частности, конкретность описания фона событий, «местный колорит» и т. п.), этот историзм был безусловным художественным обретением.
В Германии романтическое движение черпало свои основные идеи из трудов выдающихся философов-идеалистов, в особенности Канта, Фихте и Шеллинга. Романтизм как оформившееся художественное явление здесь выступил еще на исходе XVIII в., когда творили Шиллер и Гете и набирал силу талант выдающегося лирика Фридриха Гельдерлина (1770-1843), который остался чужд исканиям новой школы. Различаются несколько этапов истории немецкого романтизма. Самый ранний связан с деятельностью сиенской группы писателей, возглавляемой братьями Фридрихом (1772-1829) и Августом Вильгельмом (1767-1845) Шлегелями, которые сформулировали основные принципы романтического миропонимания. Наиболее талантливым писателем этого кружка был Новалис (1772-1801), чьи произведения проникнуты мистическим пантеизмом.
На втором этапе развития немецкого романтизма ведущая роль принадлежит гейдельбергскому кружку, к которому принадлежали и знаменитые собиратели народных сказок братья Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм. Своих вершин романтическое художественное движение достигло в творчестве Эрнста Амадея Теодора Гофмана (1776-1822). Его главной темой была тема художника, искусства. Глубокий разрыв между творческим сознанием и реальной жизнью, в которой господствовало бюргерское скудоумие, вызывал у писателя пессимистический взгляд на действительность. Романтическая ирония стала доминантой его произведений, создающих гротескный мир, в котором переплетены драматизм и сарказм, лирика и фантасмагория.
«Барабанщиком революции» называл себя Генрих Гейне (1797- 1856), чья «Книга песен» стала одной из вершин романтической лирики. Яркое сатирическое дарование Гейне раскрылось в «Путевых картинах» и публицистике. Восторженно встретив революцию 1848 г., Гейне воспринял ее поражение как крах надежд на обновление действительности. Его позднее творчество окрашено пессимизмом.
Романтизм был явлением, охватывающим как все европейские литературы, так и молодую литературу США, развивавшуюся своеобразными путями. В американском романтизме доминировала идея обретения духовной независимости от Англии. Крупнейшие писатели-романтики Джеймс Фенимор Купер (1789-1851), Эдгар По (1809- 1849), Герман Мелвилл (1819-1891), Уолт Уитмен (1819-1892) и другие все глубже осознавали несовпадение демократических принципов, провозглашенных революцией 1776 г., и реальной практики буржуазного общества в ее специфически американских чертах. Пафосом их творчества становилось стремление воплотить самобытность исторической жизни заокеанской республики, складывавшихся здесь особенностей мышления, этики, культуры. Мечта о подлинной демократии и духовном величии человека вдохновляла творческие искания американских романтиков, отмеченные подлинным новаторством, шла ли речь о лирике По, о философско-аллегорическом романе Мелвилла «Моби Дик» или о «Листьях травы» Уитмена - книге, во многом определившей характер всего последующего развития мировой поэзии.
В американской литературе романтизм оставался живым, творчески активным направлением вплоть до окончания Гражданской войны. В европейских литературах его хронологические рамки гораздо более узки. Так, в Англии романтическое движение, пережив свой апогей в первую четверть века, затем быстро затухает с уходом из жизни Джона Китса (1795-1821), Перси Биши Шелли (1792-1822) и Джорджа Гордона Ноэля Байрона (1788-1824). Манифестом английского романтизма было предисловие к «Лирическим балладам» (1800) Уильяма Вордсворта (1770-1850) и Самюэла Тейлора Кольриджа (1777-1834), провозглашавших, что дело поэта - изображать жизнь души, отворачиваясь от уродств «железного века», искать гармонии в патриархальном укладе прошлого, в сельской идиллии, в мире высоких грез и страстных духовных порывов. Обладая выдающимся лирическим дарованием, Вордсворт, Кольридж и близкие им литераторы, составившие «озерную школу», многим обогатили английскую поэзию, но их позиции оставались консервативными, а идеалы - глубоко утопичными.
Это оттолкнуло от «озерной школы» выдающегося лирика Китса. Еще резче полемизировали с идеями манифеста 1800 г. Байрон и Шелли, связавшие свою судьбу с освободительными движениями эпохи. Байрон заслуженно пользовался славой одного из самых радикально настроенных художников Европы. Огромным было воздействие его лирики и поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», которая вывела на сцену романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Горький скепсис, ненависть к любым формам духовного порабощения - этот комплекс идей, составивших феномен байронизма, обладал неодолимой притягательностью для нескольких поколений.
Шелли в своих мечтах о бесклассовом обществе шел еще дальше, и все его творчество проникнуто тираноборческим пафосом, тяготением к масштабной проблематике, сложной символике и образности. Однако в литературе вызревают и реалистические тенденции, впервые о себе заявившие в цикле исторических романов Вальтера Скотта (1771-1852). В 30-е годы выступает блестящая плеяда романистов реалистического склада.
Лидером этого направления в английской литературе явился Чарльз Диккенс (1812-1870). Выдающийся юморист и сатирик, он был и непревзойденным мастером социально-критического романа, охватывавшего самые разные области жизни общества. Его произведения, начиная с «Посмертных записок Пикквикского клуба», стали подлинной художественной энциклопедией быта, нравов, проблем, противоречий английской жизни.
Социальные романы Диккенса - «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания» и др.- остаются одной из вершин реалистической литературы XIX в.
Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) был крупнейшим сатириком, создателем знаменитой «Ярмарки тщеславия», романа-хроники, в котором скептически описывается вся система ценностей тогдашнего общества. В отличие от Диккенса, Теккерей был чужд оптимистических надежд, хотя в «Ньюкомах» и других своих романах стремился показать силы, способные противостоять практицистскому убожеству, язвительно высмеянному им в «Ярмарке тщеславия». Эти попытки не принесли успеха - творчество Теккерея примечательно прежде всего глубиной и точностью сатирического обобщения. Оно сыграло существенную роль и в развитии исторического романа, под пером Теккерея ставшего подлинно реалистическим полотном («История Генри Эсмонда», «Виргинцы»).
Во Франции литературный процесс XIX в. протекал несколько по-иному. Романтизм, пережив свой апогей в начальные десятилетия века, продолжает сохранять значение творчески активной школы, пока не завершается путь Жорж Санд (1804-1876) и Виктора Гюго (1802- 1885). В то же время уже в 30-40-е годы создают свои лучшие произведения классики реализма Оноре Бальзак (1799-1850), Стендаль (1783-1842), Проспер Мериме (1803-1870). Два направления долгие годы развиваются параллельно, связанные сложными отношениями взаимного влияния и полемики, подчас острой. Реалист Стендаль оказывается автором одного из манифестов романтизма - трактата «Расин и Шекспир» (1825). В творчестве Бальзака постоянно чувствуются романтические мотивы, а у Гюго, наоборот, со временем усиливаются черты реалистической поэтики.
Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюдеван) неизменно вдохновлялась протестом против тирании во всех ее проявлениях и испытала сильное влияние утопических идей. Разрешение противоречий общественного развития она связывала главным образом с торжеством христианского идеала.
Творческий путь Виктора Гюго длился шесть десятилетий. Он был крупнейшим поэтом и драматургом своего времени, автором прославленных романов - как исторических, так и посвященных современности (среди последних наиболее известен роман «Отверженные»). Гюго считал, что искусство должно изображать события укрупненно, используя прежде всего такие приемы, как контраст и гротеск. Он создавал яркие, титанические образы и выводил на сцену незаурядные характеры. Все творчество Гюго направлено против разных форм насилия над свободой и гуманностью, против фанатизма и попрания прав личности. Он создал многогранное полотно жизни.
Но все-таки магистральную линию развития литературы уже с 30-х годов определял во Франции реализм. Существенную роль в укреплении позиций реализма сыграло творчество Мериме как новеллиста и драматурга. Еще более велика в этом процессе роль Стендаля (псевдоним Анри Бейля). Многим связанное с наследием просветителей, его творчество выразило конфликты и драмы эпохи, увенчанной революцией 1830 г. В тот год вышел лучший роман Стендаля «Красное и черное», где антагонизм сил революции и реакции преломился в судьбе юноши, стремившегося любыми средствами утвердиться на верхних ступенях социальной иерархии и потерпевшего жизненное и моральное крушение. В «Пармской обители» Стендаль достиг новых вершин, аналитически изображая драму героя-романтика в годы наполеоновских войн и в удушливой атмосфере периода Реставрации. Незавершенный роман «Люсьен Левей» стал заключительным звеном трилогии, воспринимающейся как художественная история молодого европейца XIX столетия. Новеллы Стендаля, его мемуарные книги и эстетические работы входят в золотой фонд реалистической литературы.
Крупнейшим ее завоеванием стал многотомный цикл романов и повестей Бальзака «Человеческая комедия». Бальзак добивался всеохватности этого цикла с поразительным упорством на всем протяжении своего недолгого творческого пути. Писатель стремился создать историю нравов современной Франции, считая, что романы пишет сама действительность, а он является лишь ее секретарем. Эпопея Бальзака подразделяется на три большие части («Этюды нравов», «Философские этюды», «Аналитические этюды»); в свою очередь, внутри «Этюдов нравов» выделялись сцены провинциальной, парижской, частной, военной, политической, деревенской жизни. По плану эпопея должна была включить 143 произведения, из которых Бальзак успел завершить 95.
По своим политическим взглядам Бальзак был легитимистом, но требования художественной истины побуждали его объективно развенчивать собственное политическое убеждение. В «Человеческой комедии» создан исчерпывающий по своей полноте «коллективный портрет» Июльской монархии. Обличительный смысл произведения не укрылся уже от первых его читателей. Бальзак остался не только блистательным хроникером, но и непревзойденным социальным аналитиком, писателем подлинно эпического дарования, широко раздвинувшим границы реалистического романа. Истории победителей в битве за успех и жертв их деятельности, истории молодых людей той эпохи, истории художников, философов, героев-республиканцев - вся широкая панорама общественной и частной жизни Франции между революциями 1830 и 1848 гг. воссоздана в эпопее Бальзака, подлинно неисчерпаемой в многообразии затронутых ею проблем, обрисованных на ее страницах персонажей, типов, коллизий, противоречий, драм. «Человеческая комедия» по сей день остается вершинным творением реализма прошлого века в мировой литературе. Вплоть до современности реализм развивается под знаком плодотворного воздействия Бальзака.
Во французской литературе новый этап развития реализма связан с творчеством Гюстава Флобера (1821-1880), выступившего после поражения революции 1848 г. Беспощадный критик порядков и нравов Второй империи, Флобер принес в литературу дух предельной объективности изображения, трезвости оценок, свободы от всяческих иллюзий. Скептицизм и пессимизм Флобера нашли выход в лучших его романах «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», в сатирическом «Лексиконе прописных истин» и других произведениях писателя. Он сделал предметом своего изображения пошлость современной действительности, выбрал героями типичных представителей буржуазной среды, отказался от всякой «декламации» в искусстве, добиваясь глубокой аналитичности и многоплановости создаваемой картины. Творчество Флобера явилось одним из важнейших звеньев на пути от реализма XIX в. к литературе нашей эпохи.