Эпоха Помпея и Цезаря

 

Кней Помпей. Преемником Суллы был Кней Помпей. Как и Сулла, он происходил из высшей римской знати, а потому во время борьбы между Суллою и Марием держался первого из них. Служа под начальством Суллы, он женился на его дочери, и это еще более их сблизило между собою. По поручению диктатора Помпей преследовал марианцев в Сицилии, Африке и Испании, где они нашли себе поддержку, и когда он, победив врагов нового порядка в Сицилии и Африке, вернулся в Рим, то Сулла приветствовал его титулом Великого. Позднее Помпею удалось усмирить и восстание марианца Сертория, который стал во главе племени лузитанов в Испании и отважно сопротивлялся посылавшимся против него войскам. Возвращаясь из Испании уже по смерти Суллы, Помпей нанес окончательный удар Человек большого и разностороннего образования, отличный оратор и писатель, гениальный полководец и первостепенный государственный деятель, он обладал непомерным честолюбием, предпочитая быть «первым в деревне, чем вторым в Риме», и стремился к славе громких подвигов, сожалея в молодых годах, что «в его возрасте Александр Македонский завоевал весь мир, а он еще ничего не успел сделать». Племянник жены Мария и муж дочери Цинны, Цезарь в юности стоял близко к марианцам, но спасся от проскрипций Суллы. Диктатор потребовал только, чтобы Цезарь развелся со своею женою, но тот не повиновался и даже восстановил в Капитолии статую Мария. Лишь заступничество влиятельных людей спасло ослушника от наказания, но Сулла уже тогда пророчил, что в этом молодом человеке «сидит несколько Мариев». Цезарю уже было за тридцать лет, когда он добился избрания в должность эдила. В этой должности он потратил немало своих денег на устройство народных праздников, снискавших ему популярность в населении Рима. Расходами по увеселению народа и собственными кутежами он сильно расстроил свое состояние и впал в большие долги. Уже будучи одним из любимцев пролетариата, он думал воспользоваться для своего возвышения одним заговором, не принимая в нем, впрочем, прямого участия, а только познакомившись с планами заговорщиков и следя за тем, кто возьмет верх — правительство или заговорщики.
298. Заговор Катилины. Этот заговор был устроен в то время, когда Помпей находился в Азии. Главою всего предприятия был разорившийся аристократ, талантливый, но совершенно развращенный Луций Сергий Катилина, товарищами его такие же молодые люди, как и он. Целью заговора было перебить консулов и сенаторов и захватить власть в свои руки ради обогащения себя при этом самыми недозволительными средствами. Катилина почти открыто подготовлял свой переворот, собирал войско и сносился с враждебным Риму племенем аллоброгов. Его предприятие одобрялось некоторыми влиятельными лицами, например, богатым Крассом. Но против Катилины выступил консул 63 г. Марк Туллий Цицерон, знаменитый адвокат и оратор, образованный и плодовитый писатель, прославившийся своими речами в нескольких процессах. Между прочим, будучи квестором в Сицилии, он снискал расположение тамошних жителей, а потому они выбрали его своим адвокатом в процессе против наместника Верреса, прославившегося своим грабительством, и Цицерон добился его осуждения. Выступив соперником Катилины на выборах в консулы, Цицерон одержал над ним верх и потом стал обличать замыслы заговорщиков в знаменитых речах против Катилины. Глава заговора бежал из Рима, Цицерон же склонил сенат казнить сторонников Катилины без суда. Сам Катилина был разбит отправленным на него войском и даже погиб в сражении. В награду за спасение Рима Цицерон получил тогда от сената титул отца отечества, но трибуны (Клодий и др.) начали обвинять его в том, что он казнил граждан без законного суда, и Цицерон должен был отправиться в добровольную ссылку. В числе лиц, открыто нападавших на Цицерона, был и Цезарь. Он вообще так искусно вел себя все это время, что скоро был послан наместником в Испанию, а по возвращении оттуда — выбран в консулы (59).
299. Первый триумвират. В 60 г. Помпей, которому сенат отказывал в утверждении сделанных им распоряжений, заключил союз с богатым Крассом, выдающимся членом денежной знати, и Цезарем, представителем народной партии, с целью дележа между собою власти в государстве. Это совершенно частное соглашение получило название первого триумвирата. (Помпей вдобавок женился на дочери Цезаря). Желая отличиться на войне и создать себе преданное войско, Цезарь добился назначения наместником Галлии (Цизальпинской и Нарбонской) с самыми широкими полномочиями. Из этой своей провинции он и предпринял завоевание всей Трансальпийской Галлии, с успехом завершив как покорение, так и организацию новой провинции в восемь лет (58—50), в то самое время, как Красе погиб в несчастной войне с парфянами. Между тем Помпей все эти годы оставался в Риме. Хотя он тоже взял в управление Испанию, но сам туда не поехал, а послал править ею своих легатов. Живя в Риме, Помпей получал важные и ответственные поручения — заведовать хлебною торговлею на всем пространстве римских владений и усмирять смуты, которые и в Испании, и в самом Риме производили демагоги, стоявшие во главе враждебных партий. Со смертью Красса самыми влиятельными лицами в государстве оставались Помпей и Цезарь. Популярность последнего страшно возросла в народной массе, и сенат стал опасаться его честолюбия. Наоборот, к Помпею сенат начал относиться все с большим и большим доверием, видя, что и Помпей боится Цезаря и ему завидует. От прежнего соглашения между Помпеем и Цезарем поэтому после завоевания Галлии не оставалось и следа.
300. Междоусобная война Помпея и Цезаря. В 49 г. кончался срок управления Цезаря в Галлии, и он искал консульства на следующий год, чтобы утвердить свои распоряжения в новой провинции и наградить ветеранов, но сенат потребовал, чтобы Цезарь сначала сложил с себя военное начальство. Один из трибунов (Курион), сторонник победителя Галлии, со своей стороны предложил, чтобы и Помпей сложил с себя управление Испанией, и когда сенат тем не менее все-таки отправил к Цезарю свое требование, цезарианские трибуны бежали в Галлию, обвиняя сенат в том, что он нарушил закон, не пожелал подчиниться их veto. Цезарь обратился к легионам с просьбою защитить его от несправедливости сената, и войско ответило, что он может вести его, куда хочет. Не без некоторого, однако, колебания Цезарь перешел с войском через Рубикон, бывший границею его провинции, в Италию, куда не имел права явиться во главе вооруженной силы1. Помпей, серьезно не приготовившийся к борьбе, вынужден был оставить Италию, которую Цезарь в два месяца занял всю. В то время как Помпей и сенатская партия удалились на Балканский полуостров собирать армию для войны с возмутившимся полководцем, Цезарь отправился в Испанию и заставил тамошние легионы перейти на свою сторону. Затем он двинулся на Иллирию, где собралась армия Помпея, но, потерпев здесь неудачу, пошел затем в Македонию, где при Фарсале и разбил наголову Помпея (48). Последний бежал в Египет, где и был умерщвлен по приказанию царя Птолемея. Победив своего соперника, Цезарь лично уладил дела Египта, отдав корону этого государства Клеопатре, разбил вторгшегося в римские владения понтийского царя в Азии Фарнака, сына Митридата, и завершил свои военные подвиги разгромом помпеянцев при Тапсе (в бывшей области Карфагена) и при Мунде (в Испании). В этих войнах Цезарь пользовался германскою (при Фарсале) и нумидийскою (при Мунде) конницею. После битвы при Тапсе некоторые вожди сенатской партии кончили жизнь самоубийством, не желая пережить падение республики (Катон Младший).
301. Единодержавие Цезаря. Цезарь вернулся в первый раз в Рим после победы над Помпеем в 46 г., в промежуток времени между битвами при Тапсе и при Мунде. Помня резню, которую устроил в Риме Марий, и помня проскрипции Суллы, во всей Италии очень страшились этого возвращения победоносного вождя, но Цезарь повел себя совершенно иначе. Он не только лично не думал мстить кому-либо, но воспротивился также каким бы то ни было насилиям со стороны войска, несмотря на прямо вызванное этим неудовольствие среди солдат. Мало того, он даже особенно старался расположить в свою пользу представителей враждебных ему партий. Немедленно по возвращении в Рим Цезарь получил от сената и народа такую власть, которая по существу своему была монархической, и, если бы по смерти Цезаря в пользовании этою властью не было перерыва, 46 год до Р.Х. мог бы считаться временем превращения римской республики в монархию. Уже Сулла и Помпей получали высшую власть в государстве, но впервые Цезарь сосредоточил в своих руках такие широкие полномочия, какие ему были теперь даны сенатом и народом. Он был сделан пожизненно диктатором и цензором и на десять лет консулом, объявлен, подобно трибунал!, священным и неприкосновенным (sacrosanctus) и получил в виде собственного имени звание императора, которое, впрочем, давалось и раньше победоносным вождям. Этот последний титул в то время не имел и не мог еще иметь монархического значения, но, по-видимому, Цезарь предпочитал его всем другим своим званиям, так как самое это слово напоминало понятие империя, т.е. верховной власти. Льстецы Цезаря даже заговаривали о необходимости предоставления ему царского титула. Фактически Цезарь пользовался всеми правами настоящего монарха, и его имя, сделавшись нарицательным, впоследствии стало обозначать высшую единоличную власть в государстве1. На монетах стало появляться изображение Цезаря, его статуя была поставлена рядом со статуями семи царей.
302. Реформы Цезаря. В качестве единоличного правителя Цезарю предстояла очень трудная задача успокоения и упорядочения государства после всех последних смут и вызванного как ими, так и другими причинами расстройства дел. Примиряя со своею властью и между собою представителей отдельных партий, он хотел пользоваться всеми силами, какие только были в римском обществе, годными для службы государству. Старые должности все были сохранены, и даже увеличено число их заместителей, да и способ избрания оставлен прежний, как были удержаны и комиций, но как при выборах магистратов, так и при издании законов народ должен был следовать прямым указаниям Цезаря. Сенат также потерял свою независимость, тем более, что Цезарь назначил в него множество высших офицеров и новых граждан из провинциалов, несведущих в политике и лично преданных диктатору (число мест в сенате было увеличено до 900). В других отношениях Цезарь проводил в жизнь ыавные требования демократической программы Гракхов. Он предпринял в самых широких размерах колонизацию и создание новых римских граждан. Предшественники Цезаря думали только о награждении землею своих солдат, он же видел необходимость устроить экономический быт и вообще бедных граждан, а потому при нем было отправлено в колонии — в Италии и в провинциях — несколько десятков тысяч пролетариев и ветеранов, причем часть их поселилась на месте Карфагена и в Коринфе. Этою мерою Цезарь удалил из Рима людей, которые раньше были главными участниками беспорядков, и вместе с тем содействовал романизации провинций, т.е. распространению в них языка, образованности, нравов и порядков римлян. Далее, Цезарь продолжил дело, начало которому было положено союзническою войною. При нем права римского гражданства были распространены на Циспаданскую Галлию (на юг от По), а Галлии Транспаданской были предоставлены права, которыми раньше пользовались латинские союзники. Цезарь понимал государство не в старом узкоримском смысле городской общины Рима и стремился усилить в римском обществе влияние высшей эллинистической культуры. Из законов Цезаря (они назывались leges Juliae), содействовавших объединению провинций в одно государство, особенно важен его закон о муниципиях. Еще при Сулле, после вступления в число граждан многочисленных италиков, везде в Италии образовались многочисленные городские общины, или муниципии, со своими комициями, сенатами (городскими думами) и магистратами, носившими название дуовиров. Цезарь своим муниципальным законом упорядочил внутренний быт этих общин, количество которых стало все более и более возрастать по мере увеличения числа римских граждан. Кроме того, он взял под свое покровительство провинции, сделав несколько распоряжении, клонившихся к обузданию своеволия местных правителей и прекращению их грабительства. Им было обращено внимание и на улучшение арендных договоров и облегчение долговых отношений, в связи с чем стоит предпринятая им при содействии александрийских ученых реформа календаря1.
303. Смерть Цезаря. Несмотря на примирительную политику Цезаря, у него не было недостатка в тайных врагах. В числе их были и убежденные республиканцы, видевшие в нем тирана, и бывшие помпеянцы, когда-то им помилованные и льстившие ему в глаза, и даже отдельные цезарианцы, имевшие какие-либо личные причины быть недовольными диктатором. Главным центром недовольства был сенат. Цезарь хорошо знал о существовании такого настроения, выражавшегося между прочим в появлении разных пасквилей, но был слишком уверен в преданности войска и народа. Вместе с тем в нем была какая-то особая вера в свою счастливую звезду. Желая наказать парфян за поражение римлян под начальством Красса, он начал готовиться к походу против этого народа, а его приверженцы стали распространять слух о существовании пророчества, по которому победить парфян может только царь. Тогда против Цезаря составился заговор, во главе которого стояли Кай Кассий Лонгин и Децим Брут Альбин. Первый был одним из перебежчиков к Цезарю после битвы при Фарсале, второй — одним из помощников Цезаря в галльской войне. Среди заговорщиков был еще Марк Юний Брут, племянник и зять Катона, убившего себя, чтобы не пережить республики, друг Цицерона, последователь стоической философии и республиканец, однако тоже перешедший после Фарсала на сторону победителя и даже особенно им обласканный. Заговорщики решились убить Цезаря. Наоборот, друзья диктатора давно хлопотали для него о титуле царя. Один из них, консул Антоний, однажды во время праздничного собрания народа даже хотел надеть на его голову диадему, но, когда в народе послышался ропот, Цезарь с притворным негодованием отклонил от себя диадему. Теперь ввиду парфянского похода сторонники Цезаря, опираясь на упомянутое уже предсказание, хотели, как говорят, предложить в сенате восстановить для Цезаря на время и лишь вне Италии титул царя. Это предложение должно было обсуждаться в заседании сената в мартовские иды1, т.е. 15 марта (44 г.), и Цезаря предупреждали, чтобы он не ходил в сенат. Он не поверил, что ему грозит опасность, отправился в заседание и там, окруженный заговорщиками, пал под ударами кинжалов у подножия статуи Помпея. (Рассказывают, что, увидев среди нападающих Юния Брута, он упрекнул его словами: «И ты, Брут!»). Когда тело убитого Цезаря было положено на костер, вокруг толпилось множество народа, среди которого были и галлы, и евреи, и разные другие провинциалы, ожидавшие от Цезаря улучшения судьбы своих народов.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?