Политика в отношении народного образования и печати

 

Николай I прекрасно понимал огромное значение учебных заведений для воспитания молодого поколения в «правительственном духе», подготовки необходимых стране кадров образованного чиновничества, т.е., в конечном счете, и для сохранения стабильности существующего строя, и для планируемых изменений в нем. Показания декабристов на следствии свидетельствовали также о той большой роли, которую сыграли образовательные учреждения в формировании «вольнолюбивых идей» будущих революционеров. Система среднего и особенно высшего образования, сложившаяся в царствование Александра I, явно потеряла управляемость и нуждалась, по мнению императора, в усиленном надзоре за ней со стороны власти. Новое поколение молодых людей необходимо было воспитать на основе синтеза образованности и коренных русских национальных начал: православной веры, сознания верноподданнического долга перед троном, единения царя и народа. Реализовать эту важную задачу был призван С.С.Уваров, назначенный в 1833 г. министром народного просвещения.

Все царствование Николая I сопровождалось энергичными попытками казенными учебными заведениями вытеснить частные. Власть хотела полностью контролировать процесс народного образования. Кроме того, таким путем правительство пыталось вырвать дворянскую молодежь из рук иностранных учителей и наставников, монополизировавших сферу частных образовательных услуг. Домашние пансионы в то время превратились в форменные приюты для европейских проходимцев, успешно справлявшихся лишь с одной задачей — отчуждением воспитанников от отечественной культуры и национальных корней. В 1833 г. было приостановлено открытие новых частных учебных заведений в Москве и Петербурге, преподавать же в них отныне могли только русские подданные, прошедшие предварительные испытания и имеющие свидетельство о своих знаниях и «нравственных качествах». Для наблюдения за частными училищами создавалась особая инспекция. Детей можно было воспитывать только в России. Одновременно министерство народного просвещения с 1832 г. пыталось создать сеть благородных пансионов — сословных (дворянских) средних учебных заведений, содержащихся на средства дворянства, но полностью подконтрольных правительству. За 10 лет число благородных пансионов достигло 42. Ужесточение государственного контроля за домашним обучением способствовало унификации образовательной системы, основанной на единых принципах и отвечающей единым требованиям.

 В 1834 г. в Киеве открылся Университет Св.Владимира, где могли получить образование и поляки. Для чтения лекций туда приглашалипольских профессоров. Выпускники Киевского университета дол-миы были стать проводниками русского влияния в Царстве Польском и Западном крае. В 30-40-е гг. был открыт ряд специальных высших учебных заведений: Технологический, Межевой, Земледельческий институты, Архитектурное училище, Училище правоведения. В этих вузах готовились кадры для аппарата управления и различных отраслей экономики.

26 июля 1 835 г. был издан новый Университетский устав. Главные принципы университетской реформы Александра I (1804 г.) остались неизменными: сохранялись и университетский совет как основа самоуправления, и выборность ректора и профессорско-преподавательского состава кафедр, и запрещение полиции появляться в университетах. Основные изменения, внесенные уставом, касались организации управления, которое стало теперь не только более бюрократическим, но и более профессиональным. Упразднялся университетский суд. Контроль за студенчеством со стороны администрации стал более жестким. Полицейские функции выполняли университетский инспектор и его помощники, назначаемые попечителем учебного округа из числа чиновников. Несколько ограничивалась и беспредельная до этого автономия университетов. Кандидатура избранного университетским советом ректора должна была получить одобрение императора. Министр народного просвещения обладал такими же полномочиями в отношении избранных профессоров. Взамен неугодного властям кандидата на вакантную кафедру мог быть назначен другой ученый. Средняя и низшая школа были изъяты из ведения университетов и подчинены непосредственно попечителям учебных округов. Теперь университеты смогли полностью сосредоточиться на решении свойственных им научных и методических задач высшего образования.

При университетах создавались подготовительные курсы для поступающих. Сам срок обучения был продлен до четырех лет. Возобновились постоянные стажировки лучших выпускников университетов за границей для завершения подготовки к профессорскому званию. Учебный план изменился в сторону расширения объема изучаемых дисциплин. В нем была восстановлена философия. Особое же внимание стало уделяться преподаванию отечественной истории, литературы, права. В структуре университетов в 1835 г. впервые появились кафедры русской истории, словесности, российского законодательства. Фактически прекратилась практика приглашения для чтения лекций иностранных ученых. Образование приобретало национальный характер, все больше ориентируясь на решение общегосударственных задач в духе национально-государственных и духовных традиций России. Именно в николаевских университетах ковались кадры реформаторе 60-70-х гг. XIX в.

События, связанные с общеевропейской революцией 1848-1849 гг., подтолкнули власть к принятию превентивных охранительных мер против возможных волнений. Университетская автономия была фактически ликвидирована. Деканам факультетов поручалось проверять содержание читаемых лекций по записям слушателей. Воспрещались внеучебные контакты профессоров со студентами! Из учебных планов университетов были исключены философия и политэкономия. Курсы психологии и логики поручались профессорам богословия. Число студентов каждого университета ограничивалось 300 человеками (за исключением медицинских и богословских факультетов). Плата за обучение была повышена. В ближайшем окружении Николая I вынашивались проекты упразднения университетов. Против этого выступил С.С.Уваров, поручивший профессору И.И.Давыдову опубликовать статью в защиту университетского образования. Недовольный подобной самостоятельностью Николай I отправил Уварова в отставку, но университеты не закрыл. Новым министром народного просвещения в октябре 1849 г. был назначен князь П.А.Ширинекий-Шихматов, сторонник жесткого курса в отношении высшего образования.

 В этом духе и был составлен новый цензурный устав, утвержденный царем 10июня 1826 г. В кругах литераторов он был прозван «чугунным». Управление цензурой централизовывалось в Главном цензурном комитете Министерства народного просвещения. От цензоров требовали «ограждения святыни, престола, постановленных от него властей, законов отечественных, нравов и чести народной и личной от всякого, не только злонамеренного и преступного, но и неумышленного на них покушения». Не допускалось опубликование каких-либо сочинений, критикующих монархическую форму правления, православную церковь, государственные органы и должностных лиц. Запрещалось высказывать самостоятельные (даже некритические) мысли о действиях власти. Вершиной государственной «мудрости» составителей устава (он готовился М.Л.Магницким еще в александровское царствование) стала возложенная на цензоров обязанность следить за «литературными вкусами» и дать «полезное» направление печати.

Однозначно негативная реакция общества на «чугунный» устав нашла отклик в Николае I. Император дал распоряжение подготовить новую редакцию цензурных правил, и 22апреля 1828 г. они были опубликованы. Полномочия цензоров значительно ограничивались. Им запрещалось произвольное толкование текста в негативном для автора смысле. Руководством в их деятельности могли быть только общие цензурные правила, а не собственные представления чиновников о справедливости или несправедливости авторских суждений и мыслей.

С.С.Уваров понимал, что прямое давление на печать малоэффективно. Безмолвие не являлось для него свидетельством согласия общества с властью. Одним из первых министр народного просвещения понял необходимость пропаганды правительственного курса в официальных и официозных изданиях. Поощрял он и частно-издательскую Деятельность в правительственном духе. Это не мешало Уварову активно бороться с журналами, допускавшими слишком вольные рассуждения на политические темы. Так, в 1831 г. была закрыта «Литературная газета», в 1832 — журнал «Европеец», а в 1836 г. после публикации знаменитого «Философического письма» П.Я.Чаадаева наступила очередь «Телескопа».

Революционные потрясения 1848 г. вынудили власть усилить надзор за печатью. В феврале — марте 1848 г. секретный комитет во главе с А.С.Мсншиковым произвел ревизию цензурного ведомства, выявив в его организации массу недостатков. На основании выводов ревизии 2апреля 1848 г. был образован новый цензурный комитет под председательством генерала Д.П.Бутурлина. «Бутурлин-скому» комитету надлежало осуществлять контроль за деятельностью цензоров, рассматривая уже вышедшие в свет и прошедшие предварительный просмотр издания. Последние годы царствования Николая I, получившие название «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.), ознаменовались цензурными гонениями: за «неблагонамеренные» публикации были сосланы М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, арестованы И.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, фактически прекращен ввоз в Россию иностранной литературы.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?