Культура пореформенной России
Система народного образования. В пореформенное время значительно выросла потребность в грамотных и образованных людях. Развитие промышленности диктовало необходимость серьезных изменений в системе народного образования, создания реальных училищ, торгово-коммерчес-ких и профессиональных школ. Развивается сеть высших специальных учебных заведений, где готовились горные и путейские инженеры, инженеры-механики, агрономы и землеустроители. В эпоху шестидесятых годов возникли воскресные школы для взрослых, что отвечало народной тяге к знаниям. Под давлением общественности правительство пошло на создание средних, а затем и высших учебных заведений для женщин.
Народная неграмотность служила препятствием для экономического и политического развития страны, она ставила под вопрос возможность ее модернизации. Правительство и общество были одинаково заинтересованы в преодолении неграмотности. Была проведена реформа школьного дела, усовершенствована система подготовки учителей для народных школ. Теоретическое и практическое значение имели труды знаменитого педагога К. Д. Ушинского. Большую роль в повышении уровня грамотности сыграла военная реформа, в основе который лежало убеждение, что солдат должен уметь читать, писать и считать. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны. Грамотность в среднем по России превысила 21%. В среде городских молодых мужчин грамотным был каждый второй. Вместе с тем только треть крестьянских детей училась в школе, среднее образование имели 4% населения, а доля лиц с высшим образованием не превышало 1%.
Общая динамика преодоления неграмотности, внимание, которое уделялось народной школе, средства, которые выделялись на развитие школьного дела правительством, земскими учреждениями, церковью и частными лицами, давали основание говорить о том, что в области народного образования происходили кардинальные перемены.
Интеллигенция. В пореформенное время в России сложился особый слой образованных людей, который получил название «интеллигенция». Первоначально так называли представителей радикального разночинства, стремясь противопоставить их традиционным носителям культуры — крестьянству и дворянству. Одним из первых это возникшее на русской почве слово стал употреблять славянофильский публицист И. С. Аксаков, когда писал о людях, оторванных от народа и проникнутых преклонением перед западными культурными и общественными ценностями. Со временем под интеллигенцией стали понимать лиц умственного труда, потребность в котором возрастала по мере модернизации России.
Интеллигенция была всесословна, что во многом определяло демократизм ее убеждений. К ней относились земские, технические, творческие, научные работники, педагоги, врачи, адвокаты и журналисты. Пореформенная интеллигенция, руководствуясь народническими представлениями о необходимости «возвращения долга» народу, много сделала для народного образования и просвещения, для нее работа в деревне нередко была внутренней необходимостью.
Представители демократической интеллигенции претендовали на роль выразителей интересов народа, на представление его нужд и чаяний в литературе и культуре. Они активно участвовали в освободительном движении, где их демократизм часто принимал крайние формы революционной жертвенности. Для интеллигентского сознания было характерно непременное наличие «властителей дум», чьи идеи были путеводной звездой в служении народу и в повседневной жизни. В разные годы в этой роли выступали Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, П. Л. Лавров, Л. Н. Толстой, Н. К. Михайловский. Демократизация культуры в пореформенное время, утрата ею специфически дворянских черт во многом была связана с ростом роли и влияния интеллигенции. Отныне именно она была главным ценителем, создателем и потребителем культурных ценностей.
Особое место занимала народная интеллигенция, куда входили грамотные, тянувшиеся к знаниям и культуре представители крестьянства и фабрично-заводских рабочих. Часто именно они были посредниками между «господской» культурой образованных сословий и традиционной культурой народных масс.
Городская культура. Развитие капитализма ускорило процесс урбанизации. Город стал постоянной средой обитания значительных масс населения, скученность городской жизни и ее ускоренный ритм вели к созданию особой городской культуры, которая до определенной степени противопоставляла себя дворянской усадебной культуре и традиционной народной культуре. Городская жизнь стала заметно отличаться от жизни деревенской. В крупных городах строились доходные дома в 5-6 этажей, появились водопровод, канализация, электрическое освещение. В 1880-е гг. появились городские телефонные станции. В городах стал развиваться общественный транспорт, первоначально это были конки, линии конно-железной дороги, в конце XIX в. их стал вытеснять трамвай.
С 1855 г. стали осуществлять прием и передачу частных телеграмм. Телеграфная сеть быстро распространилась по стране, охватывая прежде всего крупные города и промышленные центры. Телеграфное сообщение ускоряло передачу информации, служило преодолению огромных расстояний. Благодаря ему происходила утрата населением эпистолярной культуры, со временем появился особый телеграфный стиль устного и письменного общения. Города были средоточием учреждений науки и культуры, в них проживало большинство грамотного населения страны. Горожанам была прежде всего адресована книгоиздательская продукция, на их внимание была рассчитана периодическая печать.