Миф о Гильгамеше и потопе.
В мифологии древних времён существует поэма, начертанная на знаменитых табличках или 12 книгах, повествующая о прославленных подвигах Гильгамеша, героя древнейшей Месопотамии. Его так же называют древним божеством шумерского мира, восславившегося задолго до правления вавилонян. До наших дней дошли четыре варианта мифов о Гильгамеше, изучение которых говорит о том, что к 25 веку до н.э. эти мифы прочно закрепились в сознании живших тогда людей на территориях даже за пределами Передней Азии.
Имя Гильгамеш в переводе с древних языков означает «видевший все». Он представляет собой сочетание человека и дарованного божества, всем сердцем любящего человечество, совершающего опасные подвиги ради его благополучия, ищущего любыми способами бессмертие и желающего передать людям знания о том, что было до потопа. На девятой табличке нанесено повествование о потопе.
Легенда о потопе.
Легенда о затоплении суши, зародившаяся на территории Месопотамии, представляет собой очередной вариант гибели мира и человечества недовольным божеством. Уничтожение человечества и жажда мести отражается в разветвлении общества на неравные классы, что приводит к горю, несправедливости, унижению и страданиям. Это предание одно из тех, что представлено у разных народностей совершено иными способами в один и тот же период времени, когда рабство ещё не расширилось в полной мере, но уже нанесло непередаваемый урон общине древнейшего строя.
Легенда о потопе в вавилонском сложении рассказывает не про наказание всего человечества, а лишь одного города. По сказаниям этот древний город носил название Шуруппака.
Гильгамеш, герой из Вавилона и властитель Урука, скитался со своим спутником, впоследствии погибшем во время странствования, в поисках бессмертия. Встретив своего предка он просил поведать историю всемирного потопа, от которого только он смог спастись.
Решением совета божеств стало разрушение города Шуруппак. Одному из жителей по имени Утнапиштим они внушили строительство корабля. На него он мог взять с собой семью, несколько слуг, обученных различным ремёслам, домашних и диких животных, птиц. Построенное судно должно было быть настолько большим и хорошо просмоленным, чтобы без труда оно могло поднять «порождение живущего».
После строительства судна разразилась невиданная буря, дождь застилал землю семь дней и ночей без перерыва. Водяные потоки поглотили сушу, погубив все живое. После прекращения бури судно пристало к горе Насир, с восточной стороны реки Тигр, что на территории сегодняшнего Курдистана, местом возрождения шумеров. Многочисленная информация о том, что легенда о потопе связана с этой народностью подтверждает упоминание в библейском предании, где говорится о горе Арарат.
Через шесть дней после начала потопа Утнапиштим выпустил птицу, но та вернулась обратно, так и не найдя суши. Через время герой сказания отправил на поиски суши ласточку, так же вернувшуюся на судно не найдя еды. Третью попытку совершал чёрный ворон. Улетев на поиски он не вернулся. После этого люди с корабля сошли на берег и на вершине горы вознесли божествам жертвы и многочисленные молитвы в честь своего спасения.
В награду за жертвоприношения и безграничную благодарность, спасшихся на корабле людей, божества преподнесли Утнапиштиму бессмертие.