Роль древних греков в развитии мировой истории и культуры
Во II тысячелетии до н. э. общество на Крите, в Микенах и Пилосе имело сходные черты с обществами Древнего Востока. Кносский дворец был центром монархической, то есть управляемой одним царем, державы. Основное население жидо родовыми общинами. Общинников принудительно заставляли работать на царя и аристократов. В централизованном государственном хозяйстве работали также рабы. В Древнейшей Греции цари и аристократы не только организовывали жизнь государства, но и были основными потребителями того, что создавали трудящиеся. Общинники не были заинтересованы защищать дворцы. Разрушив Трою, греки истощили и свои силы. Поэтому крито-микенские государства были разорены и завоеваны дорийцами.
В начале первого тысячелетия в Греции возникает новая государственность — город-государство, полис, достигший расцвета в V в. до н. э. Он обеспечивал быстрое и всестороннее развитие хозяйства и общественной жизни. Полис основан на античной форме собственности на землю и ее недра, которая соединяла частную собственность гражданина с полисной собственностью всей общины граждан. Афинянин мог продать землю только другому афинянину, а не гражданину другого полиса. Античная собственность опиралась на город — поселение земледельцев, ремесленников и торговцев. Большая часть населения жила в городе. Жители пользовались благами городской жизни.
Последующие поколения людей имели греческий образец градостроительства. Архитектор Гипподам строил город по регулярному плану. Прямые улицы, кварталы, центральная площадь, главный храм, общественные здания, театр, стадион — все это было в античном городе, так же как и в современном.
Афиняне создали образец демократического строя. Права и обязанности каждого гражданина были точно определены. Граждане Спарты жили в пяти поселках. Пять правителей Спарты, а не Народное собрание владели верховной властью. Поэтому ее государственный строй был олигархическим.
Древнегреческая история помогает познать корни и содержание современных государств, организаций и их учений. Трудно подобрать какую-нибудь отрасль общественной жизни современной Европы и всего мира, для которой не нашлось бы начала в древности.
Образцы греческой культуры как просто заимствовались, так и служили развитию новых направлений. Все они изменились, но корнями уходят к культуре греков. Однако нельзя не заметить ограниченность всех сторон древнегреческой жизни.
Полис удовлетворял интересы и развивал способности только гражданина. Исключительно в этом смысле он заботился о человеке. Свободные метеки в Афинах, периеки в Спарте не допускались к государственным делам. А рабы являлись собственностью хозяина, как скот. Это сдерживало развитие общества и привело полис к гибели. В таком же положении находились рабы и в государстве Александра Македонского. Поэтому рабы не были заинтересованы в труде.
Всего за десять лет Александр объединил много государств в свою единую державу только силой оружия, не создав единого хозяйства. Более того, войной он разорил хозяйство, перебил людей, творцов всего — и хозяйства и культуры. Древние не умели созидать, не разрушая. Распад такой державы был неизбежен.
При всех недостатках совместный труд свободных и рабов, граждан и неграждан обеспечил высокий уровень общественной жизни и хозяйства, разных ветвей культуры. Это дает основание назвать достижения древних греков во всех отраслях общественной жизни полисов греческой цивилизацией.