Династия омейядов: социально-экономическая и политическая история Дамасского халифата (661-750гг.)
Возникновение Дамасского халифата и династии Омейядов связано с именем эмира Муавии- наместника Сирии. После убийства зятя Мухаммеда, мединского халифа Али ибн Абу Талиба в 661г.,который завершает своим правлением мекко-мединскую эпоху (VI-VIIвв.), Муавия провозгласил себя правителем, но остался в Сирии, отказавшись ехать и в Мекку, и в Медину. С этим и связано и еще одно название халифата Омейядов-сирийский. Столицей халифата стал Дамаск.
За все время правления халифов из династии Омейядов территории государства были значительно расширены. В состав халифата вошло побережье Сев. Африки (нач. VI IIв.), Пиренейский полуостров( 711-714гг.), Бухара, Афганистан, Армения, Грузия и северо-восточная часть Индии также предпринимались многократные походы на Константинополь (669-680гг.,717-718гг.) Таким образом, границы халифата простирались от Атлантического океана до Китая и Индии. Стоит сказать, что обширная исламизация покоренных народов шла на удивление быстро и успешно.
В этот период происходят значительные усложнения аппарата управления. Чиновники взимают налоги с не только с «неверных», но и с мусульман. Существует основные налоги: подушная подать, поземельный налог и обязательная десятина, поступавшая в непосредственное распоряжение халифа.
Вводится государственный язык- арабский, а также формируется арабское право, в основу которого легли Коран и Сунна. Не все признавали Сунну. В результате мусульманский мир во времена Омейядов раскололся на суннитов и шиитов. Последние не только не признавали авторитет Сунны, но и Омейядов. Шииты продожали составлять оппозицию новой династии вплоть до её свержения. Центром этой оппозиции стал Иран, население которого было недовольно политикой арабизации. Процесс арабизации различных народов проходил довольно неоднородно. Население Сирии и Ирака принимало арабскую культуры быстрее других. Сложнее обстояло положение с христианизированным населением, арабизация которого стоила значительных усилий. Особые сложности возникали в Ливане и Палестине, где позиции христианства были наиболее прочными.
Что касается феодальных отношений, земля была признана единоличной собственностью халифа, который по своему усмотрению распоряжался ей: жаловал своим слугам или изымал из пользования. Эти жалованные земли не наследовались, но могли по желанию халифа передаваться наследнику прежнего держателя.
Социальной опорой Омейядов была сирийско-арабская знать. Однако восточные провинции, в том числе месопотамские арабы и персидские феодалы были настроены крайне оппозиционно. Своеобразным результатом этого стало восстаниевосточноиранского крестьянства, вспыхнувшее в Средней Азии, начавшееся в 747г. Во главе восстания встал бывший раб Абу-Муслим. Целью выступления было улучшение положения местных крестьян. Восстание охватило широкие масштабы и имело серьезные последствия для халифата Омейядов. Итогом восстания стало свержение Омейядов в 750г. Глава и идейный вдохновитель восстания, Абу- Муслим был схвачен и посажен в тюрьму.
Новым халифом становится Абу-Абас, который получил прозвище Кровавый за истребление всех членов династии Омейядов. Только Абдеррахману удалось спастись, бежав в Испанию, где в 756г. он провозглашает себя независимым эмиром. Он стал родоначальником испанских Омейядов и основателем Кордовского халифата.
Для остальных территорий халифата начался багдадский период, связанный с правлением новой династии- Аббассидов.