Перспективы развития мировой экономики

 

Мировой экономический порядок: настоящее и будущее.

Глобальный экономический ландшафт претерпел глубокие изменения после окончания Холодной войны. После Мирового экономического кризиса мировая экономика вошла в «новое нормальное русло», и возникают растущие проблемы, которые необходимо решать. К сожалению, Глобальная система управления не поспевает за масштабами и сложностью этих проблем.

Послевоенная структура мировой экономики была в значительной степени создана Соединёнными Штатами в надежде восстановить либеральную международную экономическую систему. Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) заложили основу для послевоенного глобального экономического порядка, и международная торговля и потоки капитала постепенно начали возобновляться. Чтобы укрепить своё превосходство в тени Холодной войны, Соединённые Штаты поддержали экономическое развитие своих союзников в виде помощи, такой как План Маршалла, нацеленный на Западную Европу, и огромное финансирование, направленное Японии во время Корейской войны. Однако в 1970-х годах гегемония США начала ослабевать, поскольку множество развивающихся стран, возникших в результате послевоенного Национально-освободительного движения, стекались в Организацию Объединённых Наций, настаивая на так называемом «Новом международном экономическом порядке», который был бы более благоприятным для стран третьего мира. Более того, крах Бреттон-Вудской системы в 1973 году означал, что США должны больше полагаться на механизмы координации макроэкономической политики с другими развитыми странами для поддержания международного валютного порядка.

Азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов вызвал широкое подозрение в отношении способа управления, принятого МВФ, и «Вашингтонского консенсуса» за ним, и дало больше сведений о региональном сотрудничестве в Азии. Начало Ипотечного кризиса в США в 2007 году, а также Европейский долговой кризис в 2010 году изменили устоявшуюся веру в то, что развитые страны защищены от финансовых кризисов. Поскольку международная экономическая система становится всё более неспособной заниматься выявлением и предотвращением кризисов, вызванных волной глобализации, региональные или межрегиональные платформы экономического управления играют всё более важную роль. Такое развитие событий можно наблюдать в Чиангмайской многосторонней инициативе (ЧММИ), в укреплении БРИКС и в росте межрегиональных переговоров по соглашению о свободной торговле, таких как Всестороннее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП), Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП).

Несмотря на многочисленные проблемы, основная структура мировой экономики остаётся в значительной степени неизменной. А реформа нынешней международной экономической системы должна сосредоточиться на трёх основных вопросах.

Во-первых, статус сверхдержавы Соединённых Штатов ставится под сомнение из-за сравнительного снижения их значимости. Валовой внутренний продукт США (ВВП) лидировал до 2003 года, когда их обогнал Европейский Союз (ЕС). Согласно статистическим данным, опубликованным Всемирным банком, ВВП США в 2000 году составлял 30,6 процента от общего объёма в мире, тогда как к 2015 году этот показатель снизился до 24,3 процента. В то же время доля США в международной торговле и инвестициях значительно сократилась. Несмотря на валютную гегемонию, которую доллар США поддерживал в течение десятилетий, создание евро подорвало его абсолютное доминирование, которое, наряду с проблемой Государственного долга, преследующей Соединённые Штаты, постепенно колеблет их статус безопасного «валютного рая». Кроме того, поскольку вялая экономика и растущая безработица стали их главными проблемами, Соединённые Штаты больше не способны стимулировать глобальный экономический рост и переключают своё внимание на перенос внутреннего кризиса за границу в попытке сохранить свою конкурентоспособность в мировой экономике. В области безопасности и дипломатии безответственное поведение Соединённых Штатов и некоторые из их неудачных экономических и дипломатических мер также нанесли ущерб международному порядку и собственному руководству страны.

Во-вторых, рост новых держав должен был изменить структуру глобальной экономики. С начала XXI века развивающиеся страны поддерживают быстрый экономический рост, и их объединённая сила приближается к силе промышленно развитых стран Большой семёрки (G7). По оценкам МВФ, в 2001 году на страны «Большой семёрки» приходилось почти 43,435 процента мирового ВВП с точки зрения паритета покупательной способности, но в 2015 году их доля снизилась до 31,5 процента. За тот же период экономическая доля стран БРИКС увеличилась с 19,3 процента до более чем 30,8 процента от общего объёма в мире.

За последние несколько лет развивающиеся страны стали новой движущей силой в мировой экономике. Кроме того, они начали участвовать в разработке Глобального управления на высшем уровне и, таким образом, играть всё более важную роль в некоторых важных глобальных институтах. Эта ситуация отражается, прежде всего, в Большой двадцатке (G20), которая охватывает крупные развитые и развивающиеся страны и выступает в качестве наиболее важной платформы для международного экономического сотрудничества. К сожалению, развивающиеся страны всё ещё не получили статус или голос, пропорциональный их силе и динамике их экономического роста в международной экономической системе. Одна из причин заключается в том, что развивающиеся державы сталкиваются с дилеммой «двойной идентичности» как крупных, но развивающихся стран. В целом, перераспределение интересов, обязательств и власти, вызванное подъёмом развивающихся стран, окажет взрывное воздействие на международный порядок. Выбор принятия или непринятия роста развивающихся стран является ключом к решению вопроса о том, является ли нынешняя международная система гибкой и стабильной.

В-третьих, новые проблемы, которые вырисовывались с тех пор, как разразился Мировой экономический кризис, поставили под сомнение либеральную международную экономическую систему. Поскольку принцип свободной торговли ознаменовал послевоенный глобальный экономический порядок, последние десятилетия стали свидетелями широкомасштабной экономической глобализации, и страны стали проводить реформы и политику открытости, совместными усилиями занимались международными делами и координировали эффективную политику. Тем не менее, глобализация постепенно угасает после глобального Мирового экономического кризиса, поскольку она выявила экономические диспропорции, неравенство и другие социальные конфликты, которые были скрыты быстрым глобальным ростом. Что ещё хуже, побочные эффекты Мирового экономического кризиса начали распространяться из экономического и финансового в социальный и политический сектор, вызывая беспорядки в некоторых регионах и странах. Пострадавшие от глобальных финансовых проблем, повсеместных волнений и внутренних конфликтов, люди во всём мире стали больше беспокоиться о несправедливости в распределении и потреблении мирового богатства, и стремление к справедливости и правосудию стало необратимой и всё более популярной тенденцией.
Поскольку ожидается, что доминирующее положение Соединённых Штатов в мировой экономике будет и дальше снижаться, поскольку к 2024 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, развивающиеся страны будут развиваться, а новые проблемы будут динамичными, глобальный экономический порядок вступает в по-видимому фрагментированную стадию. Некоторые могут указывать на обратную сторону подъёма Китая и беспокоиться о том, что Китай намерен бросить вызов доминирующему статусу Соединённых Штатов в глобальном экономическом порядке. Это маловероятно. Следует признать, что Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и инициатива «Один пояс и один путь» могут изменить экономическую географию в пострадавших регионах и, таким образом, оказать влияние на глобальный экономический ландшафт, но это не обязательно означает, что у Китая есть амбиции отобрать лидерство у США в мировой экономике. Вместо этого Китай стремится соблюдать текущие глобальные правила и институты, принимая на себя заслуженные обязанности, соразмерные с его международным статусом. Это не только потому, что развивающиеся державы, включая Китай, все извлекли большую пользу из послевоенного глобального экономического порядка и мирной международной обстановки, но, что более важно, международное сообщество призывает к новому подходу к росту и конкуренции с терпимостью к развитию других стран в качестве основной ценности, что означает, что абсолютный авторитет в мировом экономическом порядке должен уйти в прошлое.

Действительно, каждое изменение глобального экономического порядка влечёт за собой перераспределение международной ответственности, а также международной власти. Развивающиеся державы, включая Китай, должны поощрять развитие во всём мире. Превознесение такой основной ценности поможет развивающимся державам взять на себя международную ответственность, пропорциональную их нынешней национальной мощи и историческим страданиям от колониализма, и лишит их доверия к ответственности и обязательствам, превышающим их возможности. В то же время такое отношение к развитию других стран также потребует от развитых стран несения своей ответственности, выполнения своих обязательств и уделения большего внимания разумным требованиям менее развитых стран. Это, безусловно, окажет глобальное воздействие и в ближайшем будущем приведёт к более инклюзивному глобальному экономическому порядку.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?